Люди

«Сдавать кровь – слишком просто, а почку – многовато». Как и зачем 30-летняя русская женщина из Лондона стала донором яйцеклеток

21.09.2018Редакция

донорство яйцеклеток

О донорстве половых клеток широкий круг читателей знает немного. И если у большинства есть хотя бы слабое представление о том, как работает банк спермы, то о женском донорстве публика знает еще меньше.

Нам повезло: к нам в редакцию обратилась читательница, которая сама захотела поделиться опытом донорства яйцеклеток. Для нее это была важная личная история: на этот шаг она решилась из чувства благодарности к миру и судьбе.

Также она хотела рассказать об этом другим, чтобы как можно больше женщин узнали о такой возможности. Поэтому мы записали ее историю для наших читателей.

Я приехала в Англию, когда мне было 16 лет.  В 19 лет вышла замуж. Была ситуация, что у меня заканчивалась студенческая виза, а тогда миграционные правила были усложнены, и рабочую визу было получить непросто. И мой молодой человек сказал: давай я просто на тебе женюсь.

Работаю я сейчас в медицине, моя работа связана с благотворительностью. И как раз из-за этого у меня и появилась идея стать донором.

Зачем мне это было нужно

Я занялась этим в начале 2018 года. А за год до того у меня в жизни начали происходить не очень приятные события. Во-первых, у меня нашли рак. Его обнаружили случайно. У меня была меланома – те самые родинки, которые нужно проверять (пожалуйста, и вы тоже проверяйте). Была простая родинка с которой я жила всю жизнь, потом она начала чесаться – и вот, оказалось, что онкология. Но ее обнаружили вовремя и прооперировали.

Второе – у меня были проблемы с работой, которые тоже разрешились. Я хотела работать учителем, но завалила практику очень сильно. А потом нашла место, где работаю сейчас, и очень им довольна.

В то же время у меня были проблемы со здоровьем у ребенка и плохие отношения с мамой.

И внезапно все эти проблемы тоже решились, причем сами собой, почти без моего участия. Как будто я просто делала запрос во вселенную, и вселенная мне помогала.

И я понимала, что я что-то должна вернуть обратно вселенной (миру, высшим силам – каждый назовет это по-разному).

Я сделала это еще и потому, что я больше не хочу детей, мне достаточно моей дочери. И с карьерой у меня все в порядке, и куча всяких увлечений, и детей я больше не планирую. Вот и подумала: раз уж яйцеклетки все равно пропадают, то почему бы кому-то не помочь?

Почему не кровь и не почка

Я уже регулярный донор крови, для меня это привычное дело. Им я стала, когда рожала дочку. У меня была сильная кровопотеря, и мне должны были делать переливание. И я видела все эти пакеты крови, которые кто-то когда-то сдал – получается, что для меня. А ведь в Англии не платят за донорство крови. Только печеньки дают и наклейки красивые, и люди участвуют в этом как в благотворительности. А у меня еще редкая группа крови! Я понимала, что кто-то спас мою жизнь и сохранил моему ребенку маму. И с тех пор сама сдаю кровь.

Почка – для меня многовато. Почку чаще всего отдают родители своим детям. Хотя есть и благотворительные организации, куда люди жертвуют почку анонимно. Человек же может жить с одной почкой.

Я начала смотреть варианты и случайно наткнулась на донорство яйцеклеток. Стала изучать и поняла, что хочу. И подала заявку.

Какие требования к донору

Чтобы стать донором яйцеклеток, женщине надо

  • быть меньше 35 лет;
  • не иметь серьезных наследственных заболеваний (моя онкология не повлияла, это не то с чем я родилась, а то, что развилось в течение жизни);
  • иметь индекс массы тела меньше 30;
  • не иметь хронических заболеваний (я к тому моменту с онкологией расквиталась).

Как подыскивают семью

Яйцеклетки принимает много где. Но я не хотела сдавать их в банк: чтобы они лежали, а потом кто-то пришел и просто забрал мой биоматериал. Мне хотелось более персонализированного подхода, и агентство я такое нашла. Они подбирают доноров конкретной семье. И я знала, что сдаю не десять яйцеклеток, которые могут потом «разбежаться» по десяти разным семьям, а отдаю их вот этой семье с конкретной проблемой, и все мои яйцеклетки будут их.

Мы с семьей друг друга не знали, это все анонимно происходит. Я подала заявку, под меня подыскивали семью. Семей всегда больше, чем доноров, так что это было довольно быстро.

По закону я могу знать их примерный возраст, род занятий и почему им нужен донор. У всех бывают разные истории: иногда у женщины просто нет яйцеклеток. Бывает, девочки рождаются с недоразвитыми яичниками. Матка у них есть, выносить они могут, а вот зачать – нет. Бывает, что после химиотерапии убивается детородная функция.

Я знала, что моя семья – это директор частной школы (мама) и архитектор (папа), семья обеспеченная. Им чуть-чуть больше 40, у женщины  случилась ранняя менопауза.

Дальше – анкета с большим количеством интересных вопросов, как простых, так и интересных. Например: «Если у вас будет все время на свете и все деньги мира, чем вы займетесь?» На это подробно отвечаешь и даешь свою актуальную фотографию и несколько детских фотографий. Детские фотографии показывают семье, а взрослая – только для сотрудников, которые подбирают семью (показывать ваше нынешнее фото семье они не могут по условиям анонимности).

Они стараются подбирать, чтобы донор была максимально похожа на женщину внешне, а также по внутренним качествам, образованию, хобби, взглядам на жизнь.

Полное обследование

Потом меня отправили на детальное обследование (в частную клинику, все оплачивала семья). Меня обследовали буквально с ног до головы, на все возможные инфекции, мутации, сделали генетический тест (что полезно, если женщина планирует еще детей).

Если все в порядке, то следующий этап – стимуляция лекарствами. В моей ситуации получилось интересно: обследование показало, что я являюсь носителем муковисцидоза. Это смертельное заболевание. Я не болею, но я носитель, и если отец ребенка тоже будет носителем, может произойти трагедия.

Из-за этого первая семья от меня отказалась. Но мне очень быстро нашли другую семью. Папа тоже сделал тест, и все было в порядке.

Также у меня нашли кисту в яичнике. Семья оплатила операцию.

Стимуляция лекарствами и операция

Cами яйцеклетки достаются с помощью несложной операции, которая длится 20 минут. маленький прокольчик – и все забирают. Но за две недели до этого ты начинаешь себе делать инъекции – утром и вечером. В строго определенные часы. Это та же самая стимуляция, какую делают женщины перед экстракорпоральным оплодотворением.

Самой себе уколы было делать страшновато. Но что было классно – я могла позвонить в любое время дня и ночи и сказать им об этом. И они висели со мной на телефоне и проговаривали это со мной.

Мне рассчитали график так, чтобы мне было удобно: перед работой и сразу после, чтобы мне не надо было делать инъекции где-то в поезде в туалете.

В назначенный день я приехала в клинику с мужем, меня одели халатик и отвели в операционную. Там мы болтали с анестезиологом, а потом он мне что-то ввел в катетер и… я внезапно просыпаюсь, а его уже нет, только медсестра. Говорит: все закончилось.

Это длилось где-то полчаса. Ничего не чувствуешь, никакой боли. Единственное, прямо перед процедурой пару дней было не очень комфортно, так как очень интенсивно работают яичники. Ощущение примерно те же, как когда у вас очень сильно работает кишечник. Не больно, просто дискомфортно.

Потом сутки попила парацетамол – и все. Позднее мне сообщили, что меня забрали 11 яйцеклеток. Это довольно много, обычно бывает 6-8. Из них получилось два эмбриона. Сейчас я жду новостей о том, как мама забеременеет.

Что потом, когда рождается ребенок

Потом мне говорят, на каком месяце родился ребенок и какого пола. А родители сохраняют мою анкету с ответами на вопросы. В Англии принято ребенку, когда он подрастет, говорить, что он был зачат с помощью донорства.

Еще ты пишешь ему небольшое послание. Я не помню, что я там написала. Что-то вроде «живи каждый день, живи осознанно, не обращай внимания на дураков».

Ты также обязательно должен вместе с обследованием ходить к психологу (которого тоже оплачивает семья). Проговариваешь с ним свои страхи насчет этого. При каждой клинике есть такой специалист.

Проблема в том, что женщине иногда может начать казаться, что это ее ребенок. Задача психолога – объяснить, что это не так.

Но это все индивидуально. Я, например, считаю, что твой – тот, которого ты родила и воспитала. А биоматериал – это биоматериал. Если бы я не была спокойна на этот счет, я бы на это просто не пошла.

Что сказала моя семья

А вот когда я сказала об этом своей маме, она встревожилась: «Как так, где-то по Земле будут ходить мои внуки! Лучше своего еще одного роди!».

Муж, напротив, не отговаривал. Он привык, что я делаю довольно необычные вещи: прыгаю с парашютом, стреляю из арбалета… Периодически я оставляю их с дочкой на выходные, чтобы внезапно полететь в Москву и попить чаю с подругой, которую люблю. Мне надо что-то постоянно такое делать, чтобы чувствовать себя живой.

Деньги за донорство яйцеклеток

Все это не может быть оплачено деньгами по закону. Но донору положена компенсация – всего 750 фунтов. Это покрывает транспортные расходы, няню и так далее. Эти деньги мне выдали прямо в тот же день, когда была процедура.

Что если этот ребенок будет мальчиком и встретится с моей дочерью

Если бы я сдавала яйцеклетки просто в банк, то их не могли бы использовать больше чем десять семей. А у меня вообще была одна семья.

Маленькая вероятность есть. Но это не более вероятная ситуация, чем, например, если бы у моего отца был сын в другой семье, о котором я бы не знала…. Это и без донорства может случиться. К счастью, есть генетическое тестирование.

Встречу ли я когда-нибудь этого ребенка?

Детям, рожденным с помощью донора, принято говорить об этом, когда они достигают более-менее сознательного возраста (7-8 лет). Объясняют: вот, была такая добрая женщина, которая помогла маме тебя родить. Не называют донора мамой ни в коем случае, но объясняют, что ребенок родился при участии еще одного человека, который предпочел остаться анонимным. Есть даже детские книги об этом, составленные психологами.

Кстати, бывает, что донорство и не анонимное. Например, подруга семьи сдает свои яйцеклетки семье. Но это мне сложно понять. Ты видишь ребенка и знаешь, что биологически это твой ребенок? Есть риск возникновения эмоций. Я бы не хотела видеть, как этот ребенок будет расти – я же не железная. И потом, мы сами не знаем, как и на что будем реагировать.

В Англии есть закон, что когда ребенку исполнется 18 лет, он имеет право запросить информацию о своем доноре: имя, фамилию, последний адрес проживания, национальность. Но он вступил в силу не так давно, и дети, рожденные после этого, еще не начали запрашивать информацию. Никто пока не знает, как это будет. Я не против, если через 18 лет ко мне придет человек и скажет: «Привет, ты помогла мне появиться на свет».

Мне моя семья сделала подарок. Подарили открытку со словами благодарности и птичку, которая висит в моей комнате. Такая же висит у них дома. Когда ребенок станет постарше, они ему расскажут, что она значит.

Почему я хотела об этом рассказать

Не для того, чтобы все знали, какая я хорошая. Это же все равно анонимно. Просто то, что со мной произошло, заставило меня ценить то, что у меня есть. После донорства я поняла: как многие люди тратят огромные деньги и на что они идут, чтобы получить то, что вселенная дала тебе просто так. И второе: мы так часто принимаем как должное свое здоровье и здоровье близких, а надо это ценить больше.

Я бы хотела, чтобы больше женщин об этом узнало.

Буду ли я делать это еще раз?

Муж говорит, что не нужно. Когда я делала инъекции, меня сильно эмоционально «штормило». Гормоны все-таки. Он еле пережил. Но может быть, через год или через два…

Больше всего интересного – в нашем телеграме

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: