27 ноября в Лондоне представят первый сериал для мобильных телефонов 1968.DIGITAL. Это совместный проект студии «История Будущего» Михаила Зыгаря и Карена Шаиняна и международной кинокомпании «Базелевс» Тимура Бекмамбетова. C экрана смартфонов сериал рассказывает зрителям о событиях 1968 года. Каким образом — ZIMA узнала у автора проекта Карена Шаиняна.
Почему 1968-й год?
Потому что 1968 год тесно связан с современностью. Теглайн нашего сериала — «год, когда все началось». Его глубокий пафос в том, что на рубеже 60-70-х годов мир стремительно стал приобретать те черты, в которых мы знаем его сегодня. Мы сейчас говорим и про технологии, в которых мы живем, и про ценности. А это часто взаимосвязанные вещи. Например, идеи свободы человека от детопроизводства стали возможны только в конце 60-х годов, когда появились контрацептивы. Из свободной любви, в свою очередь, вытекает идея, что у женщины может быть какая-то жизнь, кроме семейной. Прообраз интернета опять же появился в конце 60-х.
Как все устроено технически?
Очень просто: вы нажимаете кнопку «смотреть», и ваш телефон становится девайсом героя серии — это может быть, например, Юрий Гагарин, Мартин Лютер Кинг, Высоцкий или Сахаров. На экране всплывает переписка с женой, поступает звонок из Белого дома или СМС от Леонида Брежнева. Габриэль Гарсиа Маркес пишет свой роман в «Заметках» на телефоне, у группы «Битлз» есть чат в WhatsApp.
Какую идейную роль здесь играют социальные сети? Чтобы быть в духе времени, ближе к зрителю?
Смотря сериал, ты как будто смотришь в телефон главного героя — это действительно сделано для того, чтобы сократить дистанцию со зрителем. Ведь непонятно, как рассказывать истории 50-летней давности тем, кому сейчас 15-20 лет, чтобы это было интересно. А тут мы пытаемся показать, что речь идет о таких же абсолютно людях — которые были молодыми, глупыми, сексуальными, нашими и вашими ровесниками. Единственный способ сделать так, чтобы человек в это поверил, – это тотальная интеграция всех героев в понятный интерфейс: представить, что у них тоже были мессенджеры, они тоже общались и заказывали Uber.
Это образовательный сериал или скорее развлекательный?
Я бы сказал, что скорее развлекательный. Наш сериал не претендует на то, чтобы все всем объяснить — скорее мы рассказываем анекдоты на интересном языке. Но в какой-то момент количество переходит в качество — если посмотреть много серий подряд, можно серьезно проникнуться происходящим.
Что в сериале есть про Лондон? В 60-е здесь была настоящая культурная революция.
У нас будут две серии про «Битлов» — одна из них про то, как они невольно придумали дауншифтинг и завели теперешнюю моду ездить на Восток. Они ездили в ашрамы, когда это было дикой экзотикой.
Британский актер Майкл Кейн так вспоминал Лондон 60-х: «Everybody who wanted to be somebody, wanted to be in London». Сейчас вы перенесли всех героев того времени в социальные сети. Это то, где все сейчас хотят быть?
Эта фраза мне напомнила другого героя нашего сериала — Энди Уорхола. В 1968 году он торжественно изрек фразу, что у каждого человека в будущем будут свои 15 минут славы. Так он предрек появление реалити-шоу. И да, сейчас все, кто хочет быть кем-то, идут в интернет. Этим объясняет и формат нашего сериала — скринлайф.
Вы говорите, что это первый сериал для мобильных телефонов. Но сейчас любой сериал можно посмотреть с помощью мобильного. У того же Netflix для этого есть отдельное приложение приложение. Что делает ваш сериал другим?
До нас никто не делал сериалы в вертикальном формате — это предполагает, что его можно посмотреть на мобильном телефоне. Это позволяет будто бы подглядеть, что происходит в мире героя серии, оказаться буквально на его месте, сопереживать происходящему с ним. Без ложной скромности мы всегда говорим, что мы первые, кто додумался использовать социальные сети не только как платформу, но и как средство художественной выразительности. Это большой шаг для человечества, мне кажется.
Учитывая интерактивность проекта, как писался сценарий?
С нами работала команда, которая делала исторический рисерч. Большую часть сценария написал или отредактировал Михаил Зыгарь. Был еще второй сценарист Михаил Дегтярев. Технически мы отбирали героев, а потом связывали их между собой глобально. Основная проблема проектов по 1968 году в том, что они очень локальны и рассматривают [события] без связи с остальным миром. Мы же хотели показать в сериале, что одни и те же манифесты происходили параллельно по всему миру — как будто интернет уже был. Но его не было, а была какая-то другая сила, которая умудрялась приносить идеи новых ценностей даже за железный занавес. Когда стал важен человек, а не государство.
Мировая премьера проекта состоялась одновременно на Buzzfeed и Apple News, французском Liberation и российской «Амедиатеке». Сложно ли было выводить российский проект на международный уровень?
Нельзя сказать, что мы изначально позиционировали сериал как российский проект. У нас были связи, контакты еще с журналистских времен, был по-настоящему крутой проект. С главным редактором BuzzFeed Беном Смитом договорились очень быстро. Показали проект — и они сразу взяли, с правом на эксклюзив. Сейчас сериал выходит в России, Франции и Америке.
При этом на вашем сайте и других площадках все серии можно посмотреть бесплатно? На какие деньги был сделан проект?
Все деньги мы получили от спонсоров, в частности от «Альфа-банка» — он поддержал нас первым. Он известен своими инновационными проектами и развитием цифровой среды, в которую органично вписывается наш сериал.
Презентация сериала пройдет в поддержку благотворительного фонда Chance For Life. Все средства будут переданы на операцию для Михаила Селезнева, подопечного Российского благотворительного фонда «Линия жизни».