28 февраля сразу два издания, Wired UK и The Telegraph, опубликовали статьи о работе компании. The Telegraph рассказала о непроверенных транзакциях, которые компания денежных переводов одобрила в 2018 году, а Wired – о внутренних HR-проблемах стартапа-единорога, основанного предпринимателем из России Николаем Сторонским.
Газета The Telegraph, со ссылкой на свои источники и увиденные журналистами документы, рассказала, что в прошлом году Revolut на три месяца отключил свою автоматическую систему блокировки сомнительных транзакций. Это означает, что в июле-сентябре 2018 года банковское приложение Revolut провело без проверки тысячи непроверенных денежных операций.
Выключить и включить
О неработающей системе предоперационного скрининга руководству сообщил один из сотрудников. Тогда же компания начала внутреннюю проверку, по итогам которой отчиталась в Financial Conduct Authority (FCA), признав отключение «ошибочным действием». Далее в свое оправдание юридический отдел сообщил регулятору, что это была вынужденная мера, так как система ошибочно пометила как сомнительные и заблокировала 8000 чистых операций.
Далее представители Revolut сказали, что изменили схему работы защитного экрана и оставили только уведомления о безопасности, но убрали автоматическую блокировку. В своих действиях, как написал Revolut в письме FCA, они «не увидели нарушения закона». Как отмечает The Telegraph, об инциденте компания сообщила регулирующему органу только после жалобы сотрудника.
Издание пишет, что в прошлом году Revolut в дежурном порядке сообщал FCA и National Crime Agency о вероятных подозрительных денежных операциях с использованием их системы, но никакой конкретики это органы не получали. The Telegraph считает, что такие обтекаемые меры ставят под угрозу сам факт чистого использования приложения Revolut частными и юридическими лицами. В каких -либо комментариях по поводу этого редакции The Telegraph и в FCA, и в Revolut отказали.
Почему в компании, у которой так хорошо идут дела, так часто меняются кадры?
The Telegraph пишет и еще об одном моменте, который связывает их публикацию с информацией, появившейся сегодня в Wired. Дело в том, что за последние два года команду по управлению операционной эффективностью, рисками и соблюдению нормативных требований в Revolut покинули сразу несколько ключевых специалистов. Включая главу отдела по рискам, главного сотрудника по нормативным требованиям и двух аналитиков по отчетности об отмывании денег.
Эту информацию The Telegraph дополняет и текст Wired, посвященный серьезным проблемам в штате компании и написанный со ссылкой на бывших работников Revolut и подкрепленный комментариями и скринами внутренней переписки работников.
Под вымышленными именами в статье выступают люди, которые какое-либо время или работали в Revolut или пробовали получить там место. Например, девушка, выступающая под именем Лора, подавала заявку на должность менеджера по развитию бизнеса в испанскую ветку компании. Ее собеседование с лондонским главой департамента длилось полчаса в Google Hangouts. Потом ей сообщили, что она перешла на новый раунд интервью и должна выполнить небольшое тестовое задание.
Тестовое задание, похожее на сетевой маркетинг
Тест состоял в том, чтобы «привести в Revolut как можно больше клиентов, которые положат на депозит приложения по €10 каждый». В инструкции к заданию говорилось, что соискатели должны привлечь минимум 200 новых клиентов за неделю, но это не гарантировало им переход на новый уровень испытаний. В качестве совета по улучшению результатов предлагалось «шерить промо-коды Revolut в личных соцсетях» и «расклеивать промо-флаеры на кампусах».
После получения такого задания Лора написала в лондонский офис, что «расстроена тем, что Revolut использует в своих корыстных целях тех, кто ищет работу». И получила ответ, где ей сказали, что она единственный кандидат из 350 человек, кто на это пожаловался.
Информация о таком тестировании появилась на сайте eldiario.es, после публикации руководитель отдела коммуникаций Revolut Чед Уэст сказал, что это задание было отменено «незамедлительно» после того, как о нем узнал топ-менеджмент. На тот момент на ту же позицию по аналогичному тесту набирались сотрудники в восемь других европейских веток компании, но Уэст не смог ответить журналистам Wired, сколько именно клиентов они заполучили таким способом, насколько реально была распространена эта практика, и кто именно из топов был в курсе этой техники рекрутинга.
Как пишет Wired, приводя косвенные доказательства, Чед Уэст с большой вероятностью на тот момент был в курсе такой формулировки тестового задания, которое применялось также при найме PR-менеджеров, в круг обязанностей которых ни по каким учебникам не входят клиентские продажи.
Издание напоминает, что по крайней мере в Великобритании, такая завуалированная форма бесплатного труда может идти в разрез с правительственными рекомендациями для бизнеса. «Тестовые задания, которые требуют день на выполнение и имеют экономическую ценность для работодателя подпадают под закон о National Minimum Wage», — считает основатель Андрю Грей, юридической фирмы Truth Legal, специализирующейся на трудовом законодательстве. Правда, как считает Грей, этот момент скорее имеет рекомендательный характер и призван помогать работодателям соблюдать легитимность своих действий в отношении работников и соискателей. Юридическую силу он получает, только когда человек обращается в суд.
Это вообще законно?
Ситуацию с атмосферой в штате Revolut прокомментировал сооснователь Honest Work and HR-советник десятков крупных стартапов Стиви Бакли. Он напрямую обвиняет CEO компании Николая Сторонского в выгорании сотрудников и нездоровой обстановке внутри. Бакли работал и общался с бывшими сотрудниками Revolut, исходя из их слов, все, чем мотивировал Сторонский свой штат, является прямой дорогой к выгоранию. Как считает Бакли, в зависимости от задач, работник в средне остается в стартапе от 18 месяцев до 4 лет. В Revolut расставание наступает значительно быстрее.
Все свои вопросы относительно ситуации в штате редакция Wired отправила в Revolut. Никаких прямых ответов журналисты не получили. В письме сообщалось, что коллектив компании вырос со 150 до 750 человек, а текучка кадров составляет менее 2,6%, и что 40% сотрудников – женщины.
В письме также было сказано, что «культура компании меняется по мере роста бизнеса». Слово в слово эта фраза со ссылкой на Сторонского звучала и в прошлом материале ZIMA Magazine. О жесткой корпоративной культуре внутри стартапа-единорога в прессе говорили уже тогда.
Анализ дат начала и окончания работы в 147 аккаунтах бывших сотрудников Revolut в сети LinkedIn показал, что 80% из них продержались на месте менее года, а более половины проработали меньше 6 месяцев.
Источники Wired также сообщают, что по крайней мере один из трех уволившихся за последние два года руководителей HR-департамента ушел после того, как не смог убедить Сторонского поменять в компании догматичный подход к таргетированию и KPI-требованиям сотрудников. На момент написания статьи Wired на сайте компании было опубликовано 200 вакансий.
Больше о жизни русского и всякого другого Лондона – тут.