Актуально

Меньше, реже, позже. Как меняется современная британская семья 

19.09.2019Дарья Радова
Чтобы ответить на этот вопрос, ZIMA проанализировала последнюю статистику по заключенным в Великобритании бракам, разводам и рождениям детей. Узнала, как дейтинг влияет на аборты, и побеседовала с экспертами и обычными британцами. Основные выводы – в статье Дарьи Радовой.

Жениться стали реже

Браки в Великобритании стабильно теряют в популярности уже давно – после того, как достигли своего пика в 1972 году. Причиной этого эксперты называют то, что 50 лет назад люди женились потому, что общество от них этого ожидало. Как говорит Крис Шервуд, исполнительный директор благотворительной организации Relate, оказывающей психологическую поддержку в отношениях, сейчас на смену браку пришли другие приоритеты: образование, путешествия, покупка жилья. И даже то, что раньше напрямую вело к заключению брака, – рождение ребенка – теперь, наоборот, откладывает заключение официального союза. И у этого есть экономические причины – средняя свадьба в Великобритании обходится в £27 000. 
По последней статистике, самым популярным днем для свадеб в Великобритании стало 30 июля 2016 года – в этот день в стране заключили брак 4742 пары.
В прошлом году Бюро национальной статистики (ONS) обнародовало данные, согласно которым в 2015 году в стране было заключено 239 020 официальных союзов (на 3,4% меньше, чем годом ранее). В 2016-м количество браков чуть выросло, однако цифры все равно остаются на уровне исторического минимума.
 
Канак Гош, специалист отдела статистики населения ONS:
 
«На сегодняшний день статистика заключенных браков остается на своем историческом минимуме. При этом большинство пар предпочитают гражданскую церемонию религиозной – впервые в истории менее четверти всех вступающих в брак делают это в церкви. Между тем возраст, в котором люди женятся, продолжает расти – все больше пар вступают в брак после 50 лет. И если сравнивать отдельно эту категорию пар, то здесь поженившихся будет больше, чем десять и более лет назад».
 
По данным ONS, сегодня мужчины регистрируют отношения в среднем в 37,9 года, а женщины в 35,5 лет. Впрочем, это не относится к первому браку. Тут цифры будут чуть ниже: 33,4 года для мужчин и 31,5 года для женщин.
Средняя продолжительность брака в Великобритании – 12,2 года. 

… а жить вместе чаще

Самый быстрорастущий тип британской семьи за последние два десятилетия – сожительство. В 2016 году ONS подсчитало, что в Великобритании живет 3,3 млн семей, в которых отношения супругов официально не зарегистрированы. Это превышает показатель 1996 года более чем в два раза.
 
Не стоит путать сожительство с civil partnership – официальным гражданским браком. Такой вид союза был введен в Великобритании в 2004 году для однополых пар. Гетеросексуальные пары долго боролись за то, чтобы получить такую же возможность, но перемены в законодательстве были официально анонсированы лишь в прошлом году — это сделала премьер-министр Великобритании Тереза Мэй. Теперь с мая этого года разнополые пары тоже могут регистрировать civil partnership. Впрочем, пока такие союзы не очень популярны – в 2017 году в Англии и Уэльсе их было зарегистрировано всего 908.
 
«Я юрист по образованию и на заключение брака смотрю как на официальную процедуру, а не на романтическую историю. Для государства это дополнительные сборы. Для пары – траты на свадьбу, а в случае развода – заработок для юристов. Мне кажется, что брак как таковой себя изжил и никому не нужен. К тому же он накладывает на людей шаблоны отношений. Мне не нужно благословение церкви или государства для того, чтобы быть с любимым человеком. Слову «муж» я предпочитаю слово «партнер» – оно больше отражает мое отношение к союзу двух людей. С моим партнером мы вместе уже восемь лет, у нас двое детей, которым мы дали двойные фамилии. Меня все устраивает», – рассказывает ZIMA 33-летняя юрист Дженнифер Болтон. 

Регистрироваться стали где угодно

В Великобритании есть такое явление, как «гуманистические браки» (humanist marriages) – разнополые и однополые браки, которые заключаются без участия церкви или государства. Регистрация союза при этом может проходить в любом месте, с любыми клятвами и обрядами – нужно всего лишь пригласить представителя благотворительной организации Humanists UK. Именно Humanists UK добилась легализации брачных церемоний со свободным сценарием в Шотландии и Северной Ирландии. Сейчас организация борется за признание «гуманистических браков» законными в Англии и Уэльсе.
 
Первая церемония состоялась в Эдинбурге в 2005 году – Карен Уоттс и Мартин Рейнс поженились в зоопарке. Уже через пять лет количество подобных свадеб превысило количество католических. А последняя статистика показала, что союзы, заключенные в гуманистической традиции, распадаются в три раза реже, чем все другие. 

Женщины подают на развод чаще, чем мужчины

Ситуация с разводами в британских семьях соотносима с браками – женятся мало, разводятся тоже. В 2017 году статистика по разводам в Великобритании была самой низкой за последние 45 лет – в стране случилось 101 669 разводов, почти на 5% меньше, чем за год до этого. По подсчетам ONS, средний брак в Великобритании длится 12,2 года. 
Самый популярный день для разводов – 7 января. Именно в этот день юристы по всей стране получают наибольшее количество запросов от несчастливых пар.
Мужчины чаще всего решают развестись в возрасте 4549 лет, женщины – в 4044 года. По мнению экспертов, это связано с тем, что пары достигают того этапа в жизни, когда им «не на что больше отвлекаться»: к этому возрасту пара обеспечила себе стабильный заработок, воспитала детей, отправила их учиться и теперь не уверена, хочет ли проводить все время друг с другом. 
 
Причиной для развода разнополые и однополые пары чаще других указывают достаточно размытую формулировку unreasonable behaviour. «Необоснованное поведение» стало самой распространенной причиной, по которой жены ходатайствовали о разводе с конца 1970-х годов. До этого главной причиной была cruelty, т. е. «жестокость». 
Самый неудачный для браков год – 1980-й. В этот период в Великобритании было больше всего разводов.
Больше половины разводов в современной Великобритании случается по инициативе женщины – тенденция тянется еще с 1980-х годов. В 1980-х и 1990-х годах мужчины чаще всего подавали петицию о расторжении брака на основании измены супруги и только в 2006 году главной причиной стали указывать все то же «необоснованное поведение». 

Однополых браков становится больше

Однополые браки в Англии и Уэльсе легализовали 29 марта 2014 года – с тех пор ONS собирает по ним отдельные данные, которые не учитываются в общей статистике. Официально гетеросексуальное население в Великобритании составляет сегодня 93,2%; в 2012 году эта цифра была несколько больше 94,4%. Самый высокий процент ЛГБ-населения живет в Лондоне – 2,6%. В то же время в Северной Ирландии, единственной части Великобритании, где однополые браки нелегальны, только 1,2% людей относят себя к ЛГБ.
 
Однополые женские браки происходят чаще, чем мужские: 56% против 44%. Как показывает статистика, мужчины в однополых отношениях предпочитают официальный гражданский брак свадьбе – таких союзов больше двух третей. 
 
Житель Лондона Аарон Бродский в 2013 году заключил со своей возлюбленной Патрицией официальный гражданский брак – тогда он был еще девушкой, а однополые браки в Великобритании не были разрешены. Когда Аарон поменяет документы, их союз станет разнополым. Однако, как рассказывает Аарон, больших бюрократических трудностей смена пола и статуса не вызывает: 
 
«В Великобритании смена пола начинается со смены документов – и потом уже операций. Причем при переходе из женщины в мужчину, как в моем случае, можно обойтись без хирургических вмешательств и гормональной терапии. То есть будет достаточно твоего волеизъявления, чтобы официально сменить пол. 
В России, наоборот, все начинается с операций – без них тебе не поменяют пол. В моем случае начать менять документы было сложно – я решил дождаться статуса постоянного резидента в стране и сделать все в одно время. Иначе было бы очень много бумажной волокиты. Я начал с физических изменений – некоторые из них, например маскулинизацию груди, можно сделать через NHS. Но там такая большая очередь, что проще было сделать в частном порядке.
Не так давно у нас с женой родилась дочка. Проблем со свидетельством о рождении не было – в Британии графа «родитель» не подразумевает пола. В обычной жизни проблем и недопониманий тоже, как правило, не бывает. В Англии есть клиники гендерной идентичности, где тебе выдают бумагу, по которой ты имеешь право называть себя новым именем и соотносить с желаемым полом. Со стороны государственных врачей я тоже встречал только доброжелательное отношение, ко мне относились с пониманием».

Треть беременностей заканчивается абортами, а половина зачатий происходит вне брака

В 2017 году, по данным ONS, на свет появилось 679 106 детей – это самый маленький показатель за последние пять лет. Британки стали рожать детей не только меньше, но и позже – сейчас средний возраст рождения первенца составляет 30,5 лет (в 1975 году он равнялся 26,4 годам). При этом «британки» – довольно условное обозначение, учитывая, что больше 28% матерей – приезжие. На каждую из матерей в Англии и Уэльсе сейчас приходится 1,9 ребенка – это самый низкий показатель в истории.
Большая часть зачатий в Великобритании происходит вне официальных или гражданских браков – 58,7%. Эта цифра растет с каждым годом. По данным ONS, процент рожденных детей при этом становится ниже. Так, только 48% беременных женщин решаются на рождение ребенка вне официального союза. При этом, по данным 2017 года, в официальных союзах больше 91% зачатий приводит к материнству.

По данным Department of Health and Social Care, в Великобритании в 2017 году было сделано 197 533 аборта – это самый высокий показатель с 2008 года. В возрасте до 30 лет абортами заканчивается 33% беременностей. Эта цифра выросла за последние три десятилетия. При этом для британок от 30 до 34 лет показатели почти не изменились, а после 35 лет женщины стали прибегать к абортам реже, чем раньше.

Благотворительная организация Society for the Protection of Unborn Women считает, что статистика упускает главное: «Эти цифры не отображают конкретных причин, по которым были сделаны аборты. Тем не менее есть данные, что в 2017 году 98% прерываний беременности были сделаны по социальным причинам».

Член парламента, политик британской Консервативной партии Жаклин Дойл-Прайс считает, что рост количества прерванных беременностей связан с популярностью онлайн-платформ для знакомств: «Когда мы говорим о незапланированных беременностях, мы больше не говорим о подростках – это взрослые женщины поколения Tinder. Женщина заканчивает одни отношения и сразу находит себе новые. Она снова в игре. Тут и случается незапланированная беременность. Я думаю, здесь важно образовывать, а именно – напоминать женщинам: «Пожалуйста, приглядывайте за своей фертильностью». 

Треть молодых британцев все еще живут с родителями

В современной Британии треть мужчин в возрасте от 20 до 34 лет живут с родителями – за два десятилетия эта цифра выросла на 21%. Одной из причин таких изменений эксперты называют высокую стоимость аренды и покупки жилья. При этом жилплощадь становится все меньше и меньше – ее средний размер сейчас ниже минимума 1930-х годов. 
 
Средний размер жилья в Британии составляет 67,8 кв. м – немногим больше общей площади двухэтажного лондонского автобуса. При этом на каждый household (в Великобритании под этим подразумевают семью и ее жилплощадь) приходится 2,4 человека. Средний доход семьи по стране – £28 400, включая пенсии и пособия. 

Почему в Великобритании и других странах рождается все меньше детей?  Объясняет политолог, доцент кафедры государственного управления Института общественных наук РАНХиГС при Президенте РФ,колумнист газеты «Ведомости»  Екатерина Шульман: 

«В период урбанизации возникло много теорий перенаселения – одна из них принадлежит Томасу Мальтусу, британскому священнику и ученому. Его «мальтузианская катастрофа» – это неконтролируемое увеличение населения до того предела, когда планета перестанет справляться с таким количеством человек. Мальтус был свидетелем бума рождаемости, связанного с британской индустриализацией и промышленной революцией, – он полагал, что если так пойдет и дальше, то людям перестанет хватать продуктов питания, и они начнут есть друг друга. Он был убежден, что есть понятие территории, которая может прокормить только определенное количество людей и не больше. К тому же Мальтус был священником и считал, что вместо того, чтобы тратить появившиеся ресурсы на добрые дела, люди их просто проедают. 
 
Мальтузианской катастрофы не случилось – случился второй демографический переход. Это то положение вещей, в котором с ростом благосостояния, прогрессом медицины и сельскохозяйственных технологий, увеличением доступности контрацепции, вовлечением женщин в социальную жизнь, увеличением их грамотности и образования начинается снижение рождаемости.
 
Другие характеристики этого перехода – повышение возраста вступления в брак, повышение возраста рождения первого ребенка и общее увеличение продолжительности жизни. Важно понимать, что когда мы говорим о снижении смертности, то речь в первую очередь идет о младенческой и детской смертности. В обществе аграрном и раннеиндустриальном дети мрут как мухи, и к этому относятся терпимо. Через некоторое время, с развитием цивилизации, к этому начинают относиться менее терпимо, но еще не знают, что с этим делать. Например, считается, что сентиментальный культ детства и навязчивый культ смерти – что характерно для викторианской литературы и Диккенсовского творчества – отражает именно это трагическое положение вещей. 
 
Свойство второго демографического перехода заключается в том, что он наступает для всех – и не щадит никого. Нет такой цивилизации, религии, национальности, которая бы защитила вас от него. Другое его свойство – чем дальше, тем быстрее второй демографический переход начинает происходить.
 
Великобритании понадобилось 95 лет, чтобы число детей с «более шести» снизилось до «менее трех». В Иране это произошло за 10 лет. Тенденция единая для всех: как только люди узнают, что можно предохраняться, они начинают это делать.
 
Демографы не поддерживают теорию о перенаселении и не поддерживают теории о том, что Южное полушарие заменит Северное. Те страны, от которых мы ожидаем, что они «нарожают и заселят нам всю территорию», наоборот, быстрее всех совершают демографический переход – рожают все меньше и меньше».
 
Больше интересных статей о Великобритании – тут.
 
Фото Shutterstock

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: