Им сотни лет. Они воспеты в мировой литературе и истории. Здесь спорят, читают друзьям романы, доказывают теоремы и совершают открытия. А еще пьют, орут песни и веселятся. ZIMA отправляет вас в путешествие по главным пабам главных студенческих городов Англии – Оксфорда и Кембриджа.
Первый и, пожалуй, главный пункт вашего путешествия по питейным заведениям Оксфорда — студенческий паб Turf Tavern в St Helen’s Passage. В этот узкий тупичок удобнее всего попасть с New College Lane, начинающейся сразу за Мостом вздохов. Кстати, там же, совсем рядом с пабом, находится дом, в котором Эдмунд Галлей открыл свою комету.
Если вам повезло и вы нашли узкий лаз, ведущий к Turf Tavern, то лозунг «An education in intoxication» (что в вольном переводе может звучать как «учебное пособие по алкогольной интоксикации») не оставит сомнений: вы добрались до места назначения. Паб прячется между остатками средневековой городской стены, сохранившимися со времен Альфреда Великого, и уютной гостиницей на Bath Place. Изначально заведение было постоялым двором для оксфордских студентов, а таверной-пабом стало в XIII веке. Основное здание паба датируется XVII веком и похоже внутри на уютную хоббичью нору — потолки такие же низкие. Есть и сад — к слову сказать, один из самых ранних образцов садов при питейных заведениях.
В XVII же веке паб больше напоминал игорный притон, здесь принимали ставки на скаковых лошадей, играли в карты и прочие азартные игры. Возможно, как раз это и объясняет, почему дорогу в паб в университетских кругах прозывают Hells Passage – улочку, как предполагается, «переименовали» еще в XVII веке, с тех пор и повелось.
Впрочем, на рубеже XX века паб «окультуривается», то есть начинает упоминаться в литературе и живописи. О нем пишет Ивлин Во в книге «Возвращение в Брайтсхед», сообщая, что Чарльз и Себастиан были его завсегдатаями. В гостинице Bath Place долгое время жила писательница Дороти Сейерс, она тоже упоминает о пабе в одном из своих произведений. Здесь же, рядом с пабом жила Джейн Берден, облик которой запечатлен на нескольких картинах прерафаэлитов (например, в «Прозерпине» Россетти). На месте ее дома сегодня студенческое общежитие, к стене которого прикреплена голубая табличка, сообщающая, что здесь жила знаменитая «муза и белошвейка».
В середине прошлого века паб был местом тайных свиданий Элизабет Тейлор и Ричарда Бертона, когда Бертон играл в театре Oxford Playhouse. Паб часто фигурирует в романах Колина Декстера и в телесериале про инспектора Морзе. Здесь любили сиживать поэт Шимус Хини, профессор Родни Нидхам и бывший президент США Билл Клинтон. А еще его частенько навещала съемочная группа «Гарри Поттера» во время работы над первыми частями саги. И вообще, просто хороший паб, в котором так приятно посидеть летом.
Где это: 4-5 Bath Pl, Oxford OX1 3SU
Что есть: рекомендую бургеры (все готовятся из шотландского мяса), хорошо идет и традиционное воскресное жаркое, а по средам подают достойные хрустящие крылышки по акции. С пивом — самое то.
Что пить: здесь продается множество разновидностей местного пива и эля, которых больше нигде не найдешь. Обратите внимание на бочки, которые лежат перед входом, и попросите продегустировать хранящийся в них эль.
Что особенного: если повезет, увидите девушек и юношей, облитых шампанским, вывалянных в муке, обсыпанных блестками и весело горланящих поп-хиты. Не пугайтесь: так в Оксфорде принято отмечать окончание финальных экзаменов на получение степени бакалавра.
Оксфорд: Eagle and Child
Паб, который может померяться славой с Turf Tavern, — конечно же, Eagle and Child (чаще и по-оксфордски более фамильярно называемый Bird & Baby или Fowl & Foetus). На вывеске — малыш, похищаемый орлом. С 2003 года паб принадлежит St John’s College, а до этого больше трех столетий был собственностью University College. Первое упоминание о пабе относится к 1684 году и сопровождается уточнением, что орел и дитя — элементы герба графа Дарби.
Именно здесь, в этом пабе, встречались знаменитые «инклинги»: К. Льюис, Дж. Р. Толкин, Ч. Вильямс и другие. Начиная с 1933 года они регулярно собирались по четвергам у Льюиса в Magdalen College, а по понедельникам и вторникам — в пабах. Предпочтение отдавали как раз Eagle and Child. Они облюбовали укромную дальнюю комнату, прозванную Rabbit Room, и читали там друг другу свои рукописи. Здесь шли жаркие обсуждения «Властелина колец». Здесь Льюис раздал коллегам черновик сказки «Лев, колдунья и платяной шкаф». Но в 1962 году к пабу добавили пристройку, из-за которой «кроличья комнатка» утратила свою камерность и стала проходной. После этого «инклинги» переехали в паб напротив.
Укромный, обитый дубовыми панелями уголок, где они встречались почти 30 лет, сейчас увешан фото Льюиса, Толкина и Вильямса. А чтобы у вас не осталось сомнений, на стене есть табличка с именами великих завсегдатаев паба. Кстати, после «инклингов» здесь часто бывал Колин Декстер.
По атмосфере Eagle and Child — паб скорее профессорский, чем студенческий. Конечно, студенты (особенно те, кто занимается английской литературой) сюда тоже часто захаживают. И все же, как мне показалось, они предпочитают находящийся через дорогу Lamb & Flag, более просторный и тоже принадлежащий колледжу St John’s. Это тот самый паб, в который «инклинги» переехали в 1962-м. А еще, к слову, там служила барменшей Арабелла, героиня романа Томаса Харди «Джуд Незаметный».
Где это: 49 St Giles’, Oxford OX1 3LU
Что есть: стоит попробовать любопытные разновидности английских пирогов — например, со стейком и элем или с говядиной на ребрышках. Весьма неплохи и традиционные fish-and-chips (если не хочется рыбы, можно ее заменить цыпленком).
Что пить: из светлых элей неплохи Turtle Peach, Jarl и, конечно, фирменный корнуолльский Nicholson’s; легкую улыбку вызывает эль из Оакхэма под названием Dragon in Bavaria; Good Old Boy тоже ничего. Если вы предпочитаете темные сорта, то открытием для вас станет Betty Stogs, призовой эль из Корнуолла.
Что особенного: Eagle and Child — святая святых всех оксфордских косплееров, а также место собраний студенческого клуба толкинистов. Хотите оказаться среди поклонников Нарнии и Средиземья — вам сюда.
Оксфорд: Bear
Еще один любимый студентами старинный паб — Bear. Находится на пересечении Alfred Street и Blue Boar Street (улицы Голубого Вепря) рядом с колледжами Christ Church и Merton. Как гласит вывеска, заведение было основано в 1242 году. Студент Ричард Идз (в будущем настоятель собора в Вустере и один из переводчиков Библии Короля Якова I) в 1583 году увековечил паб в своем стихотворении Iter Boreale, рассказав в нем о владельцах заведения Мэтью и Долл Харрисонах и об их ручном медвежонке.
Сегодня Bear приковывает ваше внимание невообразимой коллекцией галстуков с эмблемами и узорами разных клубов, колледжей, школ и спортивных сообществ. К каждому галстуку прикреплен ярлычок с именем бывшего владельца, названием клуба или колледжа, в котором он учился, и годом, когда лишился этого аксессуара. Зачинщиком традиции стал в 1952 году прежний владелец Bear Алан Курс, по совместительству карикатурист газеты Oxford Mail. В обмен на полпинты пива он уговаривал владельца пожертвовать своим фирменным галстуком. В результате, теперь здесь можно найти галстуки со всех уголков мира.
Некоторое время назад меня угораздило целый год жить рядом с Bear. Незабываемый опыт. С апреля по июнь каждую пятницу где-то ближе к полуночи одни и те же молодые голоса под звон бьющегося стекла напевали одну и ту же песню из ретро-репертуара Дорис Дей. Тот, кто знал слова, запевал: «When I was just a little girl (!!!), I asked my mother what will I be, Will I be pretty will I be rich», а припев уже подхватывали все нестройным хором: «Que sera, serа whatever will be, will be, the future’s not ours to see». К экзаменам поди готовились, бедолаги, маму вспоминали.
Где это: 6 Alfred St, Oxford OX1 4EH
Что есть: помимо традиционных fish-and-chips, стоит попробовать утиный паштет, оутонского барашка, все разновидности бургеров и яблочный пирог.
Что пить: рекомендую местный эль Oxford Prospect, весьма неплох и Golden Ale.
Что особенного: раз в неделю по вечерам играют джаз.
Оксфорд: The Crown
В образовательных целях советую хотя бы ненадолго заглянуть в паб The Crown на Cornmarket Street. Именно здесь, у владельца заведения Джона Давенанта (будущего мэра Оксфорда) не раз останавливался Уильям Шекспир с труппой актеров, чтобы сменить лошадей (там как раз были конюшни), подкрепиться и переночевать по пути из Лондона в Стрэтфорд-на-Эйвоне. Правда, в ту пору паб назывался не Crown, а Salutation Tavern.
Где это: 59A Cornmarket St, Oxford OX1 3HB.
Что есть: лосось, кальмаров, краба, треску, кефаль, камбалу и fish-and-chips из океанской рыбы.
Что пить: под рыбу — вино, шампанское, ром и, конечно, пиво и эль. Выбор богат: английское крафтовое пиво, безалкогольный лагер, пиво без глютена, а также немецкое, мексиканское и бельгийское пиво.
Что особенного: отличный сидр. Предлагаю попробовать Rosie’s Pig Rhubarb Cider из Хертфордшира — чистый аромат свежих яблок.
Оксфорд: Trout Inn
Если есть время и силы, обязательно посетите the Trout Inn. Это уже не просто паб, а гастропаб. Великолепный апгрейд английской кухни.
Паб, находящийся в этом месте с XVII века, сегодня в равной степени любим и студентами, и профессорами. О нем упоминают в своих произведениях Льюис Кэролл, Ивлин Во, Колин Декстер и Филип Пулман. Он фигурирует в сериале про инспектора Морзе и в фильме The Saint с Вэлом Килмером. А еще Trout Inn имеет отношение к средневековой легенде о прекрасной Розамунде, фаворитке короля Генриха II.
Где это: 195 Godstow Rd, Oxford OX2 8PN
Что есть: салат с говядиной, печеный камамбер или жареный бри, хороши также запеченные в духовке креветки с омаром. Из основных блюд — баранина, пироги из омаров и девонширского краба, жареный цыпленок. А если любите рыбу, то филе морского окуня. На десерт — бомбочка из шоколада и арахиса или тирамису, а если хочется чего-то слегка полегче, то легендарный Eton Mess.
Что пить: знатоки хвалят коктейли, например, ананасовый дайкири.
Что особенного: легендарный луг Port Meadow, место необыкновенной красоты. Здесь особенно прекрасно летом, когда можно выбрать столик с видом на реку и сидеть-любоваться лугами и видом на шпили оксфордских колледжей.
Кембридж: The Eagle
The Eagle — самый любимый студентами паб в Кембридже. Он же — самый старый: впервые о таверне в этом месте упоминается в 1353 году.
Шесть веков спустя, 28 февраля 1953 года, именно сюда вне себя от счастья прибежали Фрэнсис Крик и Джеймс Уотсон, сотрудники Кавендишской лаборатории и будущие Нобелевские лауреаты. Один из них заявил: «Мы только что разгадали тайну жизни!» Так мир узнал об открытии структуры молекулы ДНК. Так что место знаковое: сегодня в The Eagle часто полно юных студиозусов, что-нибудь празднующих в пабе или на его летней площадке, или задумчивых аспирантов в очках, явно размышляющих над следующей главой докторской диссертации.
Где это: 8 Benet Street, Cambridge CB2 3QN
Что есть: прежде всего бургеры — с цыпленком или азиатский веганский; хороши также стейки. Из десертных блюд интригует «Арктический бутерброд» (клубника, пропитанная просекко) и сорбет с киром.
Что пить: собственную марку джина Spitfire и местный эль Eagle.
Что особенного: просторный паб может похвастаться еще и баром, названным в честь Королевского воздушного флота. Во время Второй мировой войны пилоты Ее Величества и их американские союзники проводили здесь немало времени, о чем свидетельствуют граффити на потолке, выжженные ими с помощью сигарет, свечей и прочих подручных предметов.
Кембридж: Pickerel
Pickerel (название можно перевести как «щуренок») — один из старейших пабов Кембриджа, получивший лицензию в 1608 году, но появившийся в этом месте гораздо раньше. Еще один паб, облюбованный студентами. Причина, возможно, в том, что он находится на живописной улице в центре города, недалеко от реки Кэм, в довольно атмосферном здании со старинными потолочными балками и низенькими потолками.
Где это: 30 Magdalene Street, Cambridge CB3 0AF
Что есть: «охотничий цыпленок» (hunter’s chicken) и стейки, fish-and-chips тоже вполне приличные.
Что пить: местные эли, получившие одобрение и знаки отличия ассоциации пивоваров Cask Marque, а также сидры Skål и Orchard Pig Reveller.
Что особенного: большой (действительно большой) сад.
Кембридж: The Maypole
Стоит упомянуть и еще один популярный студенческий паб в Кембридже — The Maypole. Не такой старинный, как два предыдущих: свою историю The Maypole ведет с 1851 года. И, признаться, не такой стильный, как Pickerel. Но вполне уютный и располагающий к отдыху. К тому же здесь, что нехарактерно для английских пабов, знают толк в итальянской кухне. Так что если хотите отдохнуть, выпить отличного эля, оценить местную интерпретацию итальянских блюд и понаблюдать за студентами, то вам — сюда.
Где это: 20a Portugal Place, Cambridge CB5 8AF
Что есть: хороши ризотто, лазанья, запеченные с сыром баклажаны.
Что пить: прекрасные призовые коктейли.
Что особенного: между прочим, The Maypole — лучший паб 2018 года.
О спектакле Основная идея спектакля – рассказать об опасности тоталитаризма. Что значит жить в стране,…
Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…
Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…
Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…
Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…
Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…