Рассказываем о разных необычных архитектурных и транспортных проектах, которые в разные годы предлагали построить, но так и не построили в Лондоне.
Трафальгарской площади могло и не быть: более 200 лет назад, еще до того, как она была создана, на ее месте предлагали возвести военный мемориал в виде пирамиды высотой 110 м — почти как собор святого Павла. Дело было вскоре после войны с Наполеоном, но еще до того, как появилась сама площадь и колонна Нельсона на ней.
Строить пирамиду предлагалось на народные деньги: из государственной казны на нее надо было потратить £1 млн (1% от общего годового бюджета страны того времени. По нынешним временам это было бы несколько миллиардов фунтов).
Если бы эту красоту построили, она была бы самым большим и самым зловещим зданием ранней Викторианской эпохи. Архитектор Томас Вильсон в 1840-е предложил построить этот зиккурат высотой выше собора святого Павла с утилитарной целью: городу надо было куда-то девать тела умерших людей.
«В пирамиде нашлось место для двух сотен тысяч помещений, в которых с разной степенью комфорта могли разместиться пять миллионов мертвецов. Британская империя обожала смерть. В викторианскую пору смерть стала настоящим культом. Черное платье вдовствующей королевы, готический стиль в архитектуре и литературе. Монументальная Пирамида Мертвых была бы достойным памятником этому увлечению», — восторгался этим проектом в своей недавней статье о лондонских зданиях Алексей Зимин.
Проект этот, по замечанию Зимина, закончился очень по-лондонски: против него выступили местные жители, которые справедливо опасались, что холм под тяжестью пирамиды может просесть. В итоге вместо мавзолея на 5 млн койко-мест город обустроил семь новых кладбищ.
Знаменитый Хрустальный дворец в центре Лондона, как известно, строили как временное сооружение для Всемирной выставки 1851 года. И как потом распорядиться его конструкциями, обсуждали всем городом. Одно из предложений было следующее: построить из них вот такую симпатичную башню на холме Сиднэм к югу от Лондона. Высота башни должна была составить более 300 м — почти как у небоскреба «Осколок», самого высокого здания Великобритании сегодня. The Guardian не так давно сделали хорошую визуализацию этого проекта, см. тут.
Как мы знаем, Хрустальный дворец потом действительно разобрали и перевезли на холм Сиднэм, но не строили из его конструкций башню, а решили просто возвести старый дворец на новом месте. Чудо инженерной мысли Джереми Пакстона радовало глаз публики еще добрых 80 лет, пока не сгорело в 1936 году. Дворец дал название станции Crystal Palace, одноименному футбольному клубу, парку и неофициально — всему району вокруг парка.
Представьте: весь центр Лондона мог бы быть опоясан крытой галереей, под которой размещались бы магазины, кафе и железная дорога. Этакий бесконечный вокзал «Ватерлоо». Было бы как у Венички Ерофеева: налево пойдешь — попадешь на вокзал, направо пойдешь — попадешь на вокзал.
Этот проект в 1855 году разработал не кто иной, как архитектор Пакстон, создатель Хрустального дворца (и сходство галереи Great Victorian Way с этим инженерным шедевром очевидно).
Резоны построить такую дорогу были: город в XIX веке рос, и ему были нужны новые транспортные артерии. Вот только обустраивать вдоль нее еще и 10 миль шопинга — это было уже слишком фантастически. Если бы отцы города Лондона читали Гоголя, они бы могли припомнить маниловский мост, «на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян».
Жизнь распорядилась вполне предсказуемо: транспортная железная дорога по похожему маршруту пролегла, но только под землей — это была Кольцевая линия лондонской подземки. Шопинга на ее станциях почти нет, только киоски с газетами и шоколадками.
Прямо посреди Лондона, у стен Вестминстерского аббатства, архитекторы Седдон и Лам однажды предложили построить вот такой мемориальный комплекс с башней в 167 метров высотой. Он должен был служить напоминанием о величии Империи: в его залах предлагалось разместить статуи, военные трофеи и другие предметы, рассказывающие о славной истории Британии. Будь эта башня построена, она стала бы самым высоким на тот момент сооружением в Лондоне.
Для сравнения: высота главного здания МГУ на Воробьевых горах в Москве – 187 м, собора святого Павла — 111 метров, а «Огурца» в лондонском Сити – 180 м.
Эскизы этой башни были выставлены на всеобщее обозрение в Королевской академии художеств в 1904 году, но грандиозные планы так и не были реализованы.
В 30-е годы были попытки построить аэродромы в центре Лондона. Одна из самых интересных идей — построить площадку прямо около здания парламента над Темзой. Конструкция стояла бы на восьми стальных ногах, четыре ноги на южном берегу и четыре — на северном.
Другим не менее известным проектом стал аэродром в районе Кингс-Кросс. Слава богу, что ни один из этих проектов не был реализован. Вы представляете, во что превратилась бы жизнь лондонцев, если бы самолеты взлетали и садились прямо в городе?
Впрочем, если вы живете на востоке Лондона вблизи аэропорта Лондон-Сити или на западе недалеко от Хитроу, то, конечно, представляете.
Да, была и такая идея — в 1930-е годы. Кажется, нам повезло, что потребность в парковочных местах в центре Лондона в 1930-е была не такая острая, как сегодня, иначе катастрофы было бы не избежать.
Когда в 1951 году архитекторы Аслан и Фримен нарисовали этот эскиз, мир еще не знал ни моноколеса, ни даже CD-плеера. Интересно, с чем этот проект сравнивали современники? С плоской рыбиной?
Идея вертолетной площадкой над рекой и железнодорожным мостом возле станции Чаринг-кросс принадлежала парламентарию Норману Доддсу, считавшего вертолеты будущим гражданской авиации. Проект так и остался проектом, а вертолет так и не стал послушным гражданским осликом, перевозящим лондонцев за город.
Интересно, что похожая площадка в центре Лондона была, пусть и временная. Она располагалась на южном берегу Темзы возле вокзала Ватерлоо: ее устроили на месте проведения Festival of Britain (там сейчас разбит парк и построено колесо обозрения). Вертолеты переносили пассажиров из центра в Хитроу.
Ну почему сразу бред? Поезда над парижскими бульварами и виадуки в Токио, проходящие прямо сквозь здания, мы ведь бредом не считаем?
В далеком 1967 году такой конструкцией предлагали оснастить не только торговую улицу Риджент-стрит, что на картинке, а весь центральный Лондон, от Сити до Эрлс-Корта.
Зачем это было нужно? Городские власти уже давно подумывали о том, чтобы убрать автобусы с центральных улиц, так как все больше лондонцев пересаживались в личные автомобили. А поскольку оставить город совсем уж без общественного транспорта было бы не ок, то некоторые смелые головы предложили «поднять» его на высоту. Пассажиры попадали бы на платформы с помощью эскалаторов.
В 1980-е похожая система была построена в восточном Лондоне: ее назвали Docklands Light Railway (DLR). Интересно, что конечная станция нынешней DLR (Bank) находится в Сити — там же, где оканчивалась сетка предполагаемого монорельса. Кто знает, если бы эта дорога была построена в 1970-е, то, возможно, и DLR бы стала ее частью.
А это — относительно недавний проект, тоже не сбывшийся. Первый мэр большого Лондона Кен Ливингстон мечтал построить трамвай от Камдена через центр и Темзу до Ватерлоо и далее — в Брикстон и Пекэм. Однако этот проект завернул его преемник — Борис Джонсон, а потом отказался возобновлять и преемник Бориса Садик Хан.
Если вы сейчас подумали о том, что эта башня похожа на секс-игрушку, то это нормально. Над этим проектом хохотали еще в конце 80-х — именно тогда пражская архитектурная фирма Future Systems, ныне не существующая, предложила воздвигнуть это фаллическое сооружение на месте бывшей электростанции в Баттерси. К счастью, проект не прошел необходимых согласований.
Шутки шутками, но 442 метра. Ваша Галя балована!
Если бы в Сити построили эту башню, спроектированную бюро Нормана Фостера, она была бы сегодня самым высоким зданием Великобритании. Ее высота должна была составить 386 м. «Осколок», который является самой высокой башней страны сегодня, был бы со своими 310 м против нее коротышкой.
А в Европе выше нее сегодня были бы только «Лахта-центр» в Санкт-Петербурге (462 м) и башня «Федерация» в Москве (373 м).
Но не судьба. Заказчики испугались неспокойной обстановки в Лондоне 90-х и ирландских террористов и отказались от масштабного проекта.
Позднее на месте непостроенной «Башни тысячелетия» вырос менее высокий, но, пожалуй, самый известный небоскреб Лондона — 30 St Mary Axe, в народе прозванный «Огурцом».
Официально этот проект был частной инициативой, выдвинутой актрисой Джоанной Ламли, сыгравшей в 60-е одну из девушек Бонда. Неофициально — и это знал весь город — идею моста-сада поддерживал тогдашний мэр Борис Джонсон. Обсуждение началось в 2013 году, но к концу борисовского мэрства всем как-то вдруг стало понятно, что еще один пешеходный мост через Темзу в центре Лондона просто-напросто не нужен.
А вообще затея была красивой: предполагалось, что мост украсит город и позволит туристам и жителям столицы наслаждаться городскими видами в окружении цветов и растений.
Борис, как известно, пошел на повышение, и проекты у него теперь помасштабнее: в сентябре 2019 года он высказал идею о том, что можно построить мост между Северной Ирландией и Шотландией.
А заказчикам этого строения под названием Tulip Tower отказал уже мэр Лондона Садик Хан — в 2019 году. По его словам, строительство еще одного небоскреба мало что даст городу в целом, да и архитектура не бог весть какая, нечего и начинать.
Башня (которую опять-таки проектировало бюро Фостера) должна была быть высотой 305 м. Заказчики пока что не сдаются и хотят доработать проект таким образом, чтобы удовлетворить капризного Хана.
Наш телеграм: t.me/zimamagazine
О спектакле Основная идея спектакля – рассказать об опасности тоталитаризма. Что значит жить в стране,…
Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…
Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…
Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…
Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…
Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…