Третий понедельник января окружает ореол мрачной славы самого депрессивного дня в году. Все серьезно – есть даже формула, по которой рассчитывается масштаб трагедии. Выглядит она вот так:
Где W – это погода, D – месячная зарплата, d – долги, T – время, прошедшее со дня Рождества, Q – время, прошедшее со срыва новогодних резолюций, M – низкий уровень мотивации и Na – ощущение необходимости действовать. Вывел ее британский психолог Клифф Арналл, и выглядит она более чем внушительно. Само название переменных уже внушает несусветную печаль – особенно, если зачитывать их в середине января.
Ученые в первые же дни появления высмеяли формулу Арналла. Ну как, скажите, подсчитать давление пасмурной погоды? А уровень долгов – это проценты от месячной зарплаты или сумма? Сама природа этих переменных неясна, чего уж говорить о результате. Каким он вообще должен быть, этот результат? 198? 0,674? А может, именно эту формулу имел в виду всеведущий компьютер Дугласа Адамса, дав ответ «42»?
Никто не знает точно ответ. Но мы смутно подозреваем, что нам хотел донести Арналл, и сейчас распишем формулу поподробнее. А в качестве иллюстрации выступит Билл Мюррей – в самых разных его актерских амплуа.
Сдается нам, когда писались знаменитые анекдоты про овсянку, авторы имели в виду вовсе не кашу, которую в Англии особо не едят, а погоду. Пасмурную, пресную погоду, которая изо дня в день отказывается меняться хоть на что-то более радостное. Облачная многодневная блокада так давит на рассудок, что дождь воспринимается как избавление и надежда на то, что, может, хоть завтра Англии удастся впитать хоть немного солнца. Мягкий островной климат, который так радовал переехавших от двадцатиградусных морозов россиян, также означает, что никакого снега на Новый год ждать не придется – а какой Новый год без снега?
Если текущий год позволял питать надежды, что зарплата станет чуть больше, а офисное кресло чуть мягче, январь отвечает нам четким и ясным «нет». Чуда не случилось, предложения от конкурентов не поступало. В просевшей подушке стула явственно ощущается неведомо как и зачем закрученная внутрь гайка.
Деньги, с такой радостью потраченные на подарки родным и друзьям, оказывается, не возвращаются. Точнее, возвращаются – в виде эмоций, фотографий для семейного альбома, аляповатых новогодних свитеров, пяти пар разноцветных носков и пары книг, до которых руки дойдут только в середине февраля. А сколько денег безвозвратно кануло в кассе кафе, ресторанов, пабов, закусочных, кофеен, столовых, катков… Человек благородный, конечно, не станет жалеть о потраченных средствах. Но и его иногда подтачивает червячок сожаления, едва он видит сообщение от банка с перечислением всех декабрьских трат.
Увы, праздники приближаются медленно, а отдаляются неумолимо и быстро, как ледоколы в Беринговом проливе. Рождество, к которому Британия готовится чуть ли не с сентября, оказывается, длится всего один день (ладно, с учетом Bank Holiday – два). Вспышкой пролетает Новый год и наступает беспросветный январь. Единственным праздником в нем будет получение январьской зарплаты, которая, в отличие от российской, не теряет в весе по сравнению со всеми остальными месяцами. Но его еще ждать и ждать. Эта мысль настигает неумолимо, но полностью осознается только в третий понедельник января – когда окончательно тают остатки декабрьской зарплаты, а на почту продолжают приходить счета за воду и отопление.
«Я больше не буду просить своих бывших одноклассников сократить использование неперерабатываемого пластика, – выписывают миллионы людей (и одна Грета Тунберг) в новогодних резолюциях. Откажусь от мяса, кофе, сладкого, горячительных напитков, перечитаю все загруженные книги, буду бегать каждый день, а каждый четвертый – помогать в приюте для животных. Если бы все записанные несбывшиеся резолюции можно было собрать в книгу, полученными томами можно было бы заполнить все четыре этажа Waterstones на Пикадилли. Правда, читать бы их никто не захотел, так что магазин бы точно после этого закрылся.
Все перечисленные факторы неотвратимо выливаются в низкий уровень мотивации. Чуда не произошло – мы остались теми же людьми, что и были до Нового года, и это, конечно, подтачивает нашу уверенность в себе. Неужели мы так и не сможем встать на верный путь?
Ситуация приносит нам явный дискомфорт, особенно потому, что мы теряем над ней контроль. Мы не можем подкормить наш банковский баланс, не можем поддерживать сорванные новогодние резолюции – на то они и новогодние, чтобы начинаться строго с первого января. Зарплата придет только в конце января, а погода по-прежнему остается безучастной к жителям Британских островов. Но нам некомфортно, нам неуютно, и гайка все еще впивается в мягкие ткани ягодиц. Значит, нужно действовать. Но что делать в такой ситуации? Нечего исправлять.
Исправлять действительно нечего. Кроме отношения к себе – и к происходящему. Один человек взвалил на вас огромную ответственность, потратил последние деньги, а потом исчез. Это – вы прошлогодний. Не стоит сожалеть о резолюциях, которым вы не следовали. Стоит написать письмо этому голубчику, который дал за вас обещание, и спросить его: почему же вы, голубчик, раньше не взялись за дело, а отложили все до следующего года? Вы, значит, катаетесь по Пиренеям и открываете «Вдову Клико», а я должен подсчитывать последние пенни на сэндвич с лососем? Да к тому же следовать вашим резолюциям и отказаться от распития горячительных напитков, научиться сортировать мусор и пойти в спортзал второго января? Нет уж, нужно сказать голубчику, вы свое отгуляли, позвольте и мне для себя пожить.
Мы, конечно, не говорим, что стоит отказаться от резолюций вообще. Резолюции – дело полезное. Только не стоит фанатично им следовать. Привычка, как говорят психологи, вырабатывается за двадцать один день. Вот его себе и дайте. А если вдруг на день отступитесь, не беда – вы уже стали немного лучше, и в следующий день сделаете немного больше. А в будущем ставьте реалистичные цели с опорой на опыт. Если вам удается начать новую жизнь по щелчку, то, конечно, пишите новогодние обещания. Но если вам нужно время на раскачку (а таких среди нас 99%), то ставьте цели с оговоркой, что начнете следовать обещаниям не сразу, а постепенно. Так, по крайней мере, советует психолог Хани Ланкастер-Джеймс.
Что касается трат – они неизбежны. Так что лучше расслабиться, а о новогодних приключениях вспоминать с любовью. Ни один человек на смертном одре не сказал «жалею, что купил билеты в Испанию на новогоднюю ночь». Жалеют обычно о том, чего не совершили.
Ланкастер-Джеймс, кстати, дает ряд практичных советов по борьбе с хандрой Blue Monday.
И не грустите. В конце-то концов.
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…
Про «Снежное шоу» «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…
«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…
В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…