В декабре 2019 года Женя Минеева получила премию ZIMA Awards в номинации «За демонстрацию человеческого лица в бизнесе». Это лицо она продемонстрировала во всей красе, запустив стартап BEEN London, выпускающий модные аксессуары из перерабатываемых материалов. О плюсах и минусах собственного бизнеса, мотивации и правилах жизни, которым старается следовать, Женя рассказала в интервью ZIMA.
Мне нравится разворачивать все на 180 градусов. Начинать что-то совсем новое для себя и вне зоны комфорта. Неважно, касается это профессиональных интересов или личных. После того как я запустила BEEN, мне кажется, я нашла дело своей жизни. Хочу этим заниматься очень долго.
С профессиональной точки зрения мои интересы можно сформулировать так: мне интересно упрощать сложные вещи. Рассказывать какую-то важную историю, которая имеет серьезное значение в масштабах страны или даже планеты, но делать это очень мягко и незаметно. Люблю наблюдать, как у людей меняется восприятие общечеловеческих, общепланетарных вопросов через какие-то простые и понятные вещи.
В случае с BEEN я рассказываю людям про то, что происходит с мусором, запаковав эту историю в очень красивую сумку.
Глобальное потепление — следствие того, как мы используем ресурсы: берем у планеты, потребляем и выкидываем. Так вот, мне кажется, что последнюю стадию нужно и, главное, можно совершенно по-другому закольцевать. В какой-то момент я поняла, что я, как и все мы, часть этой проблемы. Мне очень захотелось стать частью решения.
Как-то я посмотрела документальный фильм, который коренным образом изменил мое восприятие проблемы переработки мусора. Он был о том, что больше половины того, что мы выбрасываем, не перерабатывается. При этом, большинство людей в принципе не знают что происходит после того, как мы складываем мусор в бак с пометкой Recycling. Как бывший журналист, я начала расследовать эту цепочку. Меня так увлекла эта тема, что я поступила в Кембридж и прошла обучения на отделении “Sustainability”. Я поняла, что из переработанных материалов можно что-то делать. Но важно создавать товары, которые покупали бы из-за того, что они многофункциональные и классные, а не из-за того, что за ними какая-то история.
Мне очень нравятся моменты, когда прихожу на встречу и мне, например, говорят: «Классная сумка!». А я им отвечаю: «А вы знаете, что она сделана из того, что мы выбрасываем на помойку?» Для многих удивительно, что есть технологии, которые все это перерабатывают и позволяют использовать заново, создавая очень хорошие материалы. Люблю такие повороты.
Мы сейчас, например, делаем первые прототипы солнцезащитных очков из картофельных очисток. Они выглядят очень красиво, почти как Dior.
Когда я только начинала развивать свою бизнес-идею, то думала, что производство будет маленьким и это скорее будет моим хобби. А потом поняла, что маленькое мне не интересно. Во-первых, навыков и знаний у меня достаточно, чтобы сделать все масштабнее. Во-вторых, стало понятно, что если я хочу что-то изменить, то бренд должен быть массовым.
Идея BEEN в том, чтобы на каждой ступени supply chain достичь какого-то положительного результата и принести пользу. Иначе неинтересно этим заниматься. Например, всю нашу продукцию запаковывают люди с особенностями в развитии. Чем больше коробочек с нашей продукцией мы отправим, тем больше у них будет работы. Чем больше мы производим продукции, тем больше мы перерабатываем мусора. Чем больше BEEN будет как организация, тем больше хорошего мы можем сделать.
За свою жизнь я успела поработать политическим журналистом BBC, директором по внешним коммуникациям в фонде Натальи Водяновой «Обнаженные сердца», а после занимала аналогичную должность в Change.org, отвечая за коммуникации по всей Европе. Был определенный этап, когда из-за большого количества обязанностей и интенсивного рабочего ритма я испытывала ощущение профессионального выгорания. Сейчас все сильно поменялось. Учитывая прошлый опыт, я выработала определенные правила, которым стараюсь следовать.
То, как я живу и работаю, совершенно не соответствует тому, как, по мнению многих, должен вести себя основатель стартапа — работать 24 часа в сутки. Я считаю, что это не обязательно.
У меня двое детей. Каждый день я сама отвожу их в школу и забираю из школы. Когда я с детьми или с мужем — я только с ними. Я не проверяю почту и не отвечаю на звонки. Теперь я очень редко работаю в выходные.
Важно понять, ради чего существует твой бизнес и для чего ты встаешь утром и идешь на работу. Когда мы заканчиваем университет, то пытаемся всем доказать, что мы все чего-то стоим. Бежим, вкалываем, зарабатываем себе разные должности и регалии. В какой-то момент ты понимаешь, что тебе некому и нечего доказывать. И, главное, не хочется. Когда тебе не надо лезть дальше по карьерной лестнице, тебя мотивирует что-то другое. Я понимаю, что мне неинтересен бизнес ради бизнеса. Мне интересен бизнес ради impact, чтобы изменить жизнь вокруг нас к лучшему.