Места

Шекспир и Лондон: где работал, жил и развлекался великий драматург

24.04.2020Елена Чернявская

В английской литературе у Шекспира особое место. Британское «наше все», классик из классиков, школьная программа, издания и переиздания многомиллионными тиражами. На этой неделе у драматурга день рождения — традиционно, принято считать, что он родился 23 апреля. В эту честь Елена Чернявская решила рассказать читателям ZIMA Magazine про шекспировский Лондон — про улицы, площади и закоулки, связанные не только с великим писателем, но и с обычным человеком по имени Уильям Шекспир. Надеемся, что карантин закончится скоро и нам вновь представится возможность по ним прогуляться.

Как известно, Шекспир родился в 1564 в Стратфорде-на-Эйвоне, женился, когда ему было восемнадцать, через полгода обзавелся первым ребенком, через два года — еще двумя, близнецами, одного из которых через 11 лет похоронил во время эпидемии чумы. Но до сих пор неизвестно, когда Шекспир начать писать и чем конкретно занимался следующие за рождением детей семь лет жизни. Относительная ясность в его биографию возвращается только в 1592 году. К этому времени ему двадцать восемь, его пьесы уже идут в лондонских театрах, и сам он работает в Лондоне.

Опять же неизвестно, когда молодой Уильям перебрался в столицу, но первое жилье в Лондоне начинающий драматург явно выбирал из того, что подешевле. Карьеру здесь он начинал как актер — а в свободное от выходов на сцену и репетиций время писал пьесы. В каких театрах он играл в первые годы, история тоже умалчивает. Скорее всего, он вообще служил в труппах без театра, которые выступали на временных сценах. В Лондоне сохранился единственный galleried inn, где можно зайти во внутренний двор и посмотреть, как сценические площадки выглядели до появления театров. Это нынешний паб The George по адресу 75-77 Borough High St, London SE1 1NH. Считается, кстати, что Шекспир в этом пабе часто бывал и в качестве обычного посетителя.

Фото: flickr

В 1594-м тридцатилетний Шекспир наконец стал, выражаясь современным языком, соучредителем собственной театральной труппы Lord Chamberlain’s Men, которая получила возможность играть в постоянном театре, а Уильям уже смог снять жилье поприличнее. С 1596-го он постоянно живет в районе Bishopsgate и считается прихожанином церкви Св. Елены на одноименной улице. В приходском регистре уцелел даже документ — о взыскании с Шекспира неуплаченных налогов. Точного адреса его проживания история не сохранила, но с уверенностью можно говорить, что располагался дом недалеко от церкви — где-то между нею и нынешним вокзалом Liverpool Street Station. А вот сама церковь Св. Елены уцелела — это очень красивое крошечное здание по адресу Great St Helen’s, Lime Street, London EC3A 6AT.

 

В этом районе поэт поселился неслучайно: отсюда ему удобно было ходить пешком на работу в Шордич. Работал Шекспир со своей труппой в театре, который так и назывался: The Theatre.

 

Это был первый регулярный театр Англии — его здание было изначально спроектировано под театральные постановки (до этого актеры выступали где угодно: на площадях, в тавернах, иннах и прочих малопригодных местах). The Theatre в 1576 году построил Джеймс Бербедж — один из первых театральных импресарио Англии и менеджер шекспировской труппы Lord Chamberlain’s Men, которую он и пригласил играть в своем театре. Поспособствовало приглашению и то, что сын Бербеджа Ричард был ведущим актером труппы. Он поддерживал все начинания Шекспира, дружил с ним и был первым исполнителем основных ролей в самых знаменитых его пьесах — впервые в истории сыграл Гамлета, Ромео, короля Лира, Ричарда III, Отелло и много кого еще.

Его отец Джеймс Бербедж владел театром, но не владел землей под его зданием. И однажды из-за проблем с землевладельцем театр пришлось закрыть, а актерам — перебраться в располагавшийся по соседству The Curtain Theatre. Он был построен всего на год позже «Театра», и у его владельца была договоренность о сотрудничестве с Бербеджами, так что труппа и до того периодически выступала и здесь, а теперь сделала этот маленький театрик основным местом работы. В The Curtain Theatre прошла, среди прочего, премьера «Ромео и Джульетты».

Кроме этих театров, в Шордиче были и другие. Дело в том, что в Сити, внутри городских стен, закон запрещал строить playhouses. Поэтому их и возводили в пригородах — Шордиче и Сауферке, первых лондонских «театральных районах».

Конфликт с землевладельцем нарастал, Бербедж мог вот-вот лишиться своего театра, труппу эта ситуация тоже беспокоила. В результате, ведущие актеры решили строить собственный театр. Труппа Шекспира стала паевой театральной компанией: половину в ней получили Бербеджи, остальные паи поровну разделили между собой Шекспир и еще четыре актера. Новая компания в 1598 году наняла рабочих, они разобрали «Театр» на кирпичи и бревна, и вскоре из этих материалов было возведено здание знаменитого Тhe Globe.

Попутно в 1598 году Шекспира еще раз внесли в приходской список налоговых должников — исследователи выяснили, что он показал мытарям лишь малую часть того, что заработал. Всего, кстати, Шекспира трижды за жизнь обвиняли в неуплате налогов.

Разобранный «Театр» до наших дней, ясное дело, не дожил, но место, где он располагался, зарегистрировано. Это перекресток между нынешними улицами Curtain Rd. и New Inn Yard. Его сейчас занимает современное здание по адресу 86-90 Curtain Rd, London EC2A 3AAе, в котором находится офис компании Foxtons. На доме есть две мемориальные таблички: одна — в честь Шекспира, вторая — в честь «Театра». Под зданием археологи Музея Лондона нашли при раскопках театральный фундамент, он существует до сих пор, но для публики недоступен.

С театром The Curtain вышло еще интереснее. Он работал до XVII века, потом закрылся. Мемориальная табличка в его честь висит на Hewett Street, EC2. Археологи того же Музея Лондона начали тут большие раскопки и отыскали под современными постройками очень неплохо сохранившиеся конструкции театра, «утопленные» в землю, под современную застройку. Планировалось создать музей, где на елизаветинский театр можно было бы посмотреть через стеклянную крышу, рядом сделать новый театральный зал, а над всем этим — современный небоскреб в 40 этажей. Проект довели до постройки небоскреба и регистрации остатков The Curtain для внесения в будущем в реестр национального достояния. Но на этом все приостановилось, и неясно, когда проект будет закончен.

Второй лондонский «театральный район» располагался в Сауферке, и Шекспир часто тут бывал. Когда в 1599 году здесь началась постройка театра «Глобус», Уильям, уставший мотаться через весь город, переехал в этот район. Точного адреса не сохранилось, но известно, что жил он очень близко к строящемуся театру — всего в паре минут пешком. Подтверждается это тем, что документы о неуплате им налогов тоже переслали сюда, по новому адресу — в администрацию маленькой «зоны с особыми правами», которая называлась Liberty of the Clink. Она располагалась между нынешними Сауферкским кафедральным собором и мостом Blackfriars Bridgе.

Фото: Shuttestock

Свободная зона Liberty of the Clink была связана с дворцом епископа Винчестерского и работавшей при нем тюрьмы, которая называлась Clink. Никаким властям зона не подчинялась — ею безраздельно управлял лично епископ Винчестерский. Поэтому здесь не действовали ограничения, существовавшие в соседнем Сити, и были разрешены не только театральные представления, но и публичные азартные игры в любой форме, почти ничем не ограниченное содержание борделей и масса других сомнительных с точки зрения религиозных догм вещей. То есть Сауферк шекспировских времен был городским «кварталом развлечений», который почти целиком был занят театрами, борделями, аренами для боев животных (петухов, собак, быков и медведей), тавернами и игорными заведениями. Доходы со всего этого добра получал епископ — по тем временам это было вполне обычным делом.

Район получился, мягко скажем, беспокойный. Историки свидетельствуют, что Шекспир здесь даже стал как-то участником уличной драки. Ссору начал владелец соседнего театра, но к местному шерифу притащили в итоге всех. На Шекспира завели дело, но до суда оно не дошло — участники драки предпочли решить конфликт миром. Бумаги шерифа и судебных структур Liberty of the Clink по этому поводу сохранились.

Тhe Globe был возведен быстро, практически за один, 1599-й, год. Он считался основным театром труппы. Реконструированный «Глобуса» знают сегодня, наверное, все. Также многие знают, что оригинальное строение театра располагалось в другом месте — в переулке, который сейчас называется Park St., там сейчас установлена мемориальная табличка. Оригинальный «Глобус» снесли после закрытия театров по время правления пуритан в середине XVII века. Сейчас вдоль улицы начали раскопки, нашли остатки подземной части театра, но для публики они пока недоступны.

Больше повезло театру The Rose. Он располагался рядом с «Глобусом», на той же улице. Это был самый старый театр в Сауферке. По некоторым данным, в самом начале карьеры Шекспир подрабатывал тут актером, но веских доказательств этому не найдено. Но он точно тут бывал — здесь, например, прошли премьеры двух его ранних пьес. Когда на Парк-стрит начались раскопки, археологи нашли остатки «Розы» (тоже снесенной в XVII веке) и провели весь комплекс восстановительных работ, так что сейчас The Rose Playhouse существует снова. Он состоит из остатков старого театра, которые можно посмотреть, и нового театрального зала, где ставятся пьесы — шекспировские и не только. Адрес: 56, Park St, London SE1 9AR.

«Глобус» принес Шекспиру большой успех и славу. Известно, что в 1602 году его спектакль решила почтить визитом королева Елизавета. По этому случаю премьера пьесы «Двенадцатая ночь» состоялась не в театре, а в зале Middle Temple Hall в Тэмпле. Королева пришла в восторг, на премьере присутствовал, конечно, и сам Шекспир. Зал сохранился на редкость хорошо, там можно побывать, хотя открывают его редко. Адрес: Middle Temple Ln, London EC4Y 9AT.

Фото: Shutterstock

К 1604 году Шекспир стал знаменитым и богатым, купил большой дом в родном Стратфорде-на-Эйвоне, активно инвестировал (в частности, купил землю вокруг Стратфорда) и скопил очень приличный капитал. Его труппа сменила название на King’s Men — потому что очередной монарх, король Джеймс I, стал ее личным покровителем.

К этому времени Уильям уже гораздо меньше играл и куда больше писал. И в очередной раз переехал — на улицу Силвер-стрит, недалеко от собора Св. Павла, где снимал комнату в доме у французской гугенотской семьи Mountjoy. Здесь Шекспир прожил несколько лет, здесь он написал «Отелло» и «Короля Лира». Номер дома никто не знает, но располагался он где-то между нынешними улицами London Wall и Monkwell Square. Определить место можно благодаря тому, что Шекспир дружил с братьями и имел привычку им писать. В одном из писем Уильям, в частности, сообщает, что его окна выходят на кладбище при церкви St Olave Church. Силвер-стрит исчезла с лица земли, от церкви почти ничего не осталось, а вот кладбище до сих пор существует. Сейчас там маленький скверик, который называется St Olave Silver Street. Адрес: Barbican, London EC2V 7EE.

Кстати, брат Уильяма Эдмунд жил неподалеку, поэтому в округе есть еще одно связанное с Шекспирами место. Это церковь St Giles Cripplegate. Тут Эдмунд Шекспир крестил двоих своих детей, и из переписки братьев следует, что Уильям, видимо, приходил на крестины. Один ребенок Эдмунда здесь же и похоронен — так что на похоронах Уильям, возможно, тоже бывал. Церковь сохранилась, она очень старая — первое ее здание построено еще при англо-саксах, так что зайти в любом случае стоит. Адрес: St Giles’ Cripplegate Church, Fore Street, London EC2Y 8DA.

С именем Шекспира связана еще одна церковь — Сауферкский кафедральный собор. Во-первых, Уильям долго жил рядом с ним, и есть вероятность, что он ходил сюда на службы. Во-вторых, тут похоронен его брат Эдмунд, и плату за  похороны собору внес, как предполагается, Уильям.

Все лондонское жилье Шекспира было крошечным. Бывал он там редко — почти все время проводил в театре, иногда оставался там же ночевать, писал тоже обычно там. Проводить дома целые дни Шекспир привычки не имел, а если уж появлялось свободное время, то ехал в Стратфорд, где жили его жена и дети.

Чтобы развлечься, поэт посещал встречи литературного клуба в таверне The Mermaid Tavern — она располагалась на углу улиц Cheapside и Bread Street. Клуб назывался Fraternity of Sireniacal Gentlemen, выпить и поговорить здесь собирались лучшие литературные умы эпохи. Ходил он туда ради удовольствия сцепиться с кем-нибудь в литературном споре и разбить оппонента железной логикой.

Еще Шекспиру нравился паб Boar’s Head Inn, Eastcheap. Он располагался примерно на пересечении нынешних улиц Eastcheap и Cannon St. С него драматург списал в своих пьесах любимый паб Фальстафа с таким же названием. Также, как считается, Шекспир бывал и на Leadenhall Market, где по праздничным дням разворачивались публичные увеселения для публики поприличнее.

В 1608 году его труппа купила еще один театр в дополнение к «Глобусу» — Blackfriars Theatre. Он занимал небольшую постройку, ранее принадлежавшую закрытому при Реформации старому монастырю. Использовали его как зимний театр: открытый всем ветрам и дождям Тhe Globe играл спектакли весной и летом, в хорошую погоду, а на осень и зиму постановки переезжали сюда. Зал был очень маленький, билеты — очень дорогие, но сборы выходили по тем временам огромные. Основное здание Blackfriars снесли одновременно с «Глобусом» при закрытии театров пуританами, пожары и бомбежки уничтожили остальное. Осталось только название улицы — Рlayhouse Yard. Но в переулок выходит здание Гилдхолла Гильдии аптекарей, которое занимало часть того же монастыря. Глядя на него, можно представить, как выглядел утерянный фрагмент постройки, в котором размещался Blackfriars Theatre.

Кроме того, Шекспир в 1613 году купил еще одно здание того же монастыря — The Gatehouse, бывшую сторожку на входе в монастырские ворота. Ее к тому времени отделили от всего остального комплекса, а очередной хозяин сделал внутри маленькую квартиру. Купив домик, оборотистый Уильям тут же сдал ее тому же человеку, у которого его купил, а сам уехал навсегда в родной Стратфорд-на-Эйвоне. До наших дней сторожка не дожила, на ее месте сейчас стоит паб The Cockpit, совмещающий в себе паб, бар и маленький «пабный» театр. На его стене висит мемориальная доска, отмечающая место купленной Шекспиром недвижимости. Адрес: 7, Andrew’s Hill St, EC4.

Любопытно, что договор купли-продажи монастырской сторожки оказался долговечнее кирпича и мирно дожил в архиве до наших дней. На нем стоит одна из шести оригинальных подписей Шекспира, известных человечеству на настоящий момент.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: