Газета The Guardian на этой неделе напечатала интересный лонгрид — отрывок из новой книги журналиста Люка Хардинга Shadow State: Murder, Mayhem and Russia’s Remaking of the West («Теневое государство, убийства, хаос, как Россия переделывает Запад»), которая на днях должна выйти в издательстве Guardian Faber. Глава посвящена истории отравления Скрипалей в английском городе Солсбери. Детали этого дела уже широко известны, на днях телевидение BBC даже показало снятый по этой истории мини-сериал. Люк Хардинг рассказывает все подробности этого преступления.
Не буду их повторять. Те, кто не знает, может легко найти эту информацию, а уж интервью «Боширова и Мишкина» на RT стало вирусным и разошлось по всему миру, как комический номер. Мне показалось интересным в этом отрывке из книги, как Хардинг рассказывает о появлении и становлении совершенно новых методов расследования таких преступлений. Ведь мы узнали о том, кто такие на самом деле Петров и Боширов из совместного расследования международной группы Bellingcat и сайта Insider, созданного российскими журналистами. Этим изданиям, при помощи открытых источников, удалось установить настоящие имена агентов-убийц, принадлежность Чепыги и Мишкина к ГРУ. Точно так же они расследовали трагедию со сбитым малазийским самолетом. «В ХХ веке, — пишет Хардинг, советские агенты с легкостью путешествовали по Европе по поддельным паспортам. Их передвижения редко засекались. Были шпионы получше, более профессиональные, были — похуже. Но им почти всё сходило с рук. До наступления века прозрачности».
Хардинг пишет, что и сегодня ГРУ все еще пользуются старыми методами, организуя тайные операции по устранению врагов за пределами страны. Но теперь они вынуждены проводить «аналоговые» операции в «цифровой» среде. Офицеры ГРУ получили свои лычки, работая в ближнем зарубежье, в Таджикистане, Молдове или Украине, где не так много камер наружного наблюдения и систем распознавания лиц, нет серьезного присутствия ЦРУ и других американских служб. В Западной Европе работать труднее. Этого те, кто организовал покушение, не учли. Не учли они и новых возможностей, которые с развитием цифровых технологий, получили не только спецслужбы.
Люк Хардинг рассказывает о том, как создавалось и работает уже ставшее известным расследовательское агентство Bellingcat. Он вспоминает, как в 2011 году работал в Ливии во время гражданской войны. С собой на войну он привез бронежилет, спутниковый телефон и аптечку. Под обстрелом ему было все равно, что за снаряды летели в его сторону. А в это время некий Элиот Хиггинс тоже следил за событиями в Ливии, но находясь не на передовой, а сидя на собственном диване в Центральной Англии. Он пытался понять, что за оружие у повстанцев и откуда они его получают. Хиггинс с детства увлекался компьютерными играми, потом стал собирать в соцсетях видео конфликтов и определять геолокацию военных столкновений по открытым данным со спутников. После того, как он выиграл спор с участниками ближневосточного блока, доказав, что видео, которое он поместил в блоге, не было фейком, к нему стали относится с уважением аналитики конфликта в Ливии. Потом начались волнения в арабском мире, которые он тоже отслеживал, война в Сирии. Простое увлечение выросло во что-то большее. Смартфоны с камерой, социальные сети — Фейсбук, Твиттер, Google Earth, Google Street view, YouTube — всё это множилось и давало огромные возможности.
Хиггинс, не выходя из дома, сделал много сенсационных открытий. По видео, опубликованного сирийской группой джихадистов, он сумел определить, что оружие пришло из Саудовской Аравии. Газета The New York Times подхватила его публикацию и поместила на первую полосу. Люк Хардинг перечисляет и другие удачные находки Хиггинса, которые создали ему репутацию в журналистских кругах. Для того, чтобы свести свои расследования и объединить волонтеров со всего мира, Хиггинс создал сайт Bellingcat. Через три дня после запуска сайта над Украиной был сбит малазийский пассажирский Боинг. О роли Bellingcat в расследовании этой трагедии тоже широко известно.
После того, как Тереза Мэй огласила в британском Парламенте фамилии подозреваемых в покушении в Солсбери и сказала, что, по мнению спецслужб, имена вымышленные, а кроме того были обнародованы фото с камер наружного наблюдения, расследователи Bellingcat, уже совместно с российским изданием Insider во главе с известным журналистом Романом Доброхотовым, установили, кто на самом деле прятался за вымышленными фамилиями, и доказали, что операция по отравлению Скрипалей — это дело рук ГРУ.
В том, что за покушением на Скрипалей стояло ГРУ, не сомневается и бывший грушник, перебежчик Виктор Суворов (Владимир Резун), с которым Люк Хардинг встретился в конце 2018 года. Суворов считает, что ГРУ совершенно разложилось. Управление продолжает посылать убийц в Европу, занимается гибридной войной и кибер-атаками, но оно так и не смогло приспособиться к условиям полной открытости информации 21 века. После провала в Солсбери, скоропостижно скончался Начальник ГРУ Игорь Коробов. Суворов не сомневается, что его убили. История с отравлением в Солсбери, — по мнению Виктора Суворова, продемонстрировала полный развал шпионского агентства. Он назвал ее «цепочкой глупостей». Глава из новой книги Люка Хардинга, опубликованная в Гардиан, так и называется: «Цепочка глупостей».
Фото: flickr.com