Комментарии

Илья Гончаров. Facebook «перезафрендит» и «разбанит» Австралию

Вся мировая индустрия медиа на этой и прошлой неделе внимательно следила за происходящим в Австралии. И интерес у СМИ в этом случае был не только профессиональный, но и шкурный: там разворачивалось противостояние между местными изданиями и крупными мировыми цифровыми платформами — Facebook и Google. Вместе с медиа за ситуацией наблюдали и чиновники многих стран, где тоже хотят ввести подобные меры.

23.02.2021
Илья Гончаров
Илья Гончаров

Как все было

Во вторник, 23 февраля, стало известно, что соцсеть, похоже, сдалась: репутационное давление, оказанное на компанию целой страной, вынудило Цукерберга пойти на уступки. Компания заявила, что пользователи и дальше смогут читать и делиться контентом австралийских изданий в соцсети.

Австралийское правительство решило заставить интернет-гигантов платить СМИ за новостной контент, который появляется в ленте фейсбука и в новостном агрегаторе гугла. По принципу «вы, огромные корпорации, зарабатываете огромные деньги на общении и взаимодействии ваших пользователей друг с другом. Ваши пользователи активно читают и обмениваются новостями, которые создаются профессионалами. Эти профессионалы не получают от вас ничего, и это неправильно». Четкой схемы — как, кому именно и по какому принципу начислять денежные вознаграждения — предложено не было, правительство предоставило решать этот вопрос самим игрокам рынка.

Соответствующие поправки к закону о конкуренции обсуждались в Австралии еще в 2020 году, и Facebook еще тогда предупреждал, что если они будет приняты, то соцсеть просто-напросто отключит пользователям возможность делиться ссылками на новости крупнейших австралийских изданий.

И вот в феврале 2021 года законопроект прошел третье чтение в австралийском парламенте, и сеть Цукерберга, не дожидаясь официального вступления его в силу, «отрубило» своим пользователям любую возможность публиковать ссылки на контент крупнейших национальных СМИ, чтобы не делиться с ними своими доходами. (Google при этом решил пойти на сделку с изданиями и объявил о том, что будет платить некоторым из них).

18 февраля австралийцы проснулись и обнаружили, что у них из фейсбука пропали новости. Не все, конечно, а только те, кто читал новости именно на этой платформе. Но таких людей немало: согласно прошлогодним исследованиям, новости в фейсбуке читает 39% населения страны, а для 21% соцсети являются основным источником новостей.

SMM-менеджеры австралийских СМИ в то утро свои страницы обнаружили пустыми. В них ничего не было, и нельзя было ничего публиковать.

Управляющий директор Facebook в Австралии и Новой Зеландии Уильям Истон сразу же подтвердил, что это не технический сбой, а решение компании. Австралийским изданиям запрещено публиковать ссылки на свои ресурсы, а пользователям по всему миру — ими делиться.

Сайты национальных СМИ в ближайшие часы потеряли по оценкам примерно 13% трафика внутри Австралии и 30% трафика из-за рубежа. Одновременно с этим австралийский фейсбук заблокировал и много других ресурсов, которые СМИ не являются: некоторые сайты государственных учреждений, в том числе страницы с информацией о коронавирусе и вакцинации, а также других важных организаций: метеорологической службы Австралии и нескольких профсоюзов. Позднее сеть заявила, что это произошло по ошибке, и ошибочно заблокированные страницы уже восстановлены в правах. Однако действие компании привело к возмущению всей страны. Возмущались не только заблокированные, но и пользователи, и правительственные чиновники: министр финансов страны Джош Фрайденберг обвинил Facebook в подрыве доступа к надежной информации.

Эксперты опасались, что решение соцсети ограничить доступ к качественным ресурсам может усилить позиции разного рода сомнительных ресурсов, распространяющих дезинформацию.

Facebook свою жесткую позицию объяснял тем, что он всего лишь платформа, и что ссылки на контент публикуют пользователи, а сама платформа его не заказывала. Более того, платформа подарила издателям отличную возможность бесплатного распространения своего контента и привлечения читателей: согласно подсчетам соцсети, в 2020 году ее пользователи совершили более 5 миллиардов переходов по ссылкам на австралийские медиаресурсы. А в целом, ссылки на новости составляют лишь 4% от всего контента, циркулирующего в соцсети.

Власти Австралии отзывать свое решение тоже не были намерены, и обсуждение продолжалось. Во вторник, 23 февраля, после дополнительных обсуждений вице-президент Facebook по вопросам партнерства со СМИ Кэмпбелл Браун сделал заявление: «В недавних дискуссиях правительство убедило нас, что право решать появятся ли те или иные новости в соцсети останется за нами, а значит, мы не будем обязаны автоматически платить [за каждую ссылку]. Новое соглашение позволит нам поддерживать те издания, которые выбираем мы, включая небольшие и местные СМИ». 

Что в других странах?

Вопросы по использованию контента компании Facebook и другим цифровым гигантам задавали не только австралийские СМИ. И гиганты реагировали. Так, еще в конце 2020 года было объявлено, что Facebook будет платить производителям новостного контента в США и Великобритании. Но не всем, а тем, кто попадет в ленту Facebook News. Эта схема уже доступна американским пользователям. В Британии, как обещала компания, эта лента в 2021 году будет доступна пользователям мобильного приложения, и, как сообщает Би-би-си, уже сотни крупных и мелких новостных британских компаний подписались на новую схему.

Менее успешными несколько лет назад оказались отношения Google и СМИ Испании. Испанские СМИ потеряли для себя Google News в 2014 году, когда Мадрид точно так же решил обязать гиганта платить производителям контента. Тогда это было «обязаловкой», и Google попросту «забанил» испанские новости — как это на прошлой неделе сделал Facebook в Австралии. Сейчас испанское правительство решило пересмотреть вопрос: отменить «ковровую» лицензию и разрешить цифровому гиганту заключать индивидуальные соглашения с производителями новостей.

Похожая ситуация была и во Франции в 2020-м: французский Google под давлением правительства перестал показывать пользователям новости европейских производителей, но в начале 2021 года компании и французским издателям все-таки удалось прийти к соглашению.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: