Люди

Хумус, смузи, кокосовое молоко: как живется вегетарианцам в современном Лондоне

20.03.2021Арина Яганова

Сейчас продукты растительного происхождения и рестораны «зеленой кухни» можно встретить по всему Лондону, хотя раньше многие считали отказ от мяса чем-то сродни бунтарству. Мы изучили историю вегетарианства и пообщались с людьми, которые живут в столице Великобритании и едят исключительно vegan food.

Считается, что вегетарианскую диету придумали англичане. На самом деле зажиточные семьи Великобритании лишь возродили моду на рацион из фруктов и овощей, который был популярен еще в Древней Греции и Спарте. Мясоеды пересмотрели свой образ жизни благодаря съедобным трофеям из присоединенных колоний, в частности из Индии. Помимо тканей, пряностей и благовоний, англичане привезли с собой «ведическую религию» и заморскую культуру, согласно которой блюда готовились прямо из даров природы.

В 1809 году на просторах Манчестера была основана Библейская христианская церковь, во главе которой стоял священник Уильям Коухерд. Именно он ратовал за свободную от мяса диету, считая ее идеальным способом самоограничения, достижения высокой духовности и нравственности. Другими словами, вегетарианство стало новой моралью.

Через 30 лет эстафету приняла школа-интернат Конкордиум. В отличие от манчестерских священников, которым разрешалось употреблять в пищу молоко и яйца, ученики Конкордиума полностью исключили животные продукты и, сами того не осознавая, изобрели веганство.

Вегетарианство получило огласку благодаря журналу The Truth-Tester и его главному редактору Уильяму Хорcеллу — убежденному сыроеду. В начале 1847 года в редакцию пришло анонимное письмо, где предлагалось создать вегетарианское общество. Ответом от журналиста стали психологическая конференция в Алкотт-хаусе, затем Рамсгейтская конференция (1847), после которой Уильяма Хорселла окрестили секретарем новой официальной организации «Вегетарианское общество». В XX веке последователи манчестерских священников в основном консультировали желающих по вопросам, как отказаться от мяса, почему нельзя отлавливать рыбу, и регулярно обновляли список вегетарианских продуктов.

Лондонцы спокойно относились к защитникам животных до наступления буйных 1960-х, когда все чопорные традиции разрушились укорочением юбок, беспорядочным сексом и бунтами тедди-боев против мигрантов в Ноттинг-Хилле. Февраль 1968 года считается знаковой датой в эволюции британского вегетарианства. Тогда два брата из Калифорнии открыли подпольный макробиотический ресторан Seed в подвале Gloucester Hotel.  Это местечко притягивало всех хипповых радикалов. По помещению были расставлены деревянные столы и стулья, разбросаны узорчатые подушки, на которых около 30 человек лакомились бурым рисом, овощами на пару и зеленым чаем. Атмосферу подогревали психоделическая музыка, благовония и частые визиты звездных гостей. Например, членов группы Stones и актера Теренса Стэмпа, отдыхавшего после спектакля «Вдали от обезумевшей толпы». 

Когда о подпольном ресторане узнали журналисты, братья воспользовались ситуацией и трансформировали Seed в рынок здоровой еды, потом — в магазин, gluten-free пекарню и, наконец, целую империю. С тех пор вегетарианство признали полноценной культурой, и она органично вписалась в атмосферу Туманного Альбиона. 

Предлагаем услышать мнение нескольких вегетарианцев, которые много лет живут в Лондоне.  

Сэм Хастингс (коренной лондонец)

«Я родился в семье убежденных мясоедов. Уплетал все, что готовила мама, пока мне не исполнилось шесть. Однажды я пошел в гости к своему закадычному другу по соседству. Его папа был радикальным вегетарианцем, так что вместо мультиков показал нам документальный фильм, где фермеры резали свиней. С тех пор поджаренный кусок бекона провоцировал в голове жуткие картинки. Бедная свинья, она такого не заслужила.

Папа решил, что мне хорошенько промыли мозги, а мама приняла мой выбор с уважением и начала готовить мне отдельно. Я уплетал все овощи. В школе грыз морковку, листья салата и зелень, вызывая смех у одноклассников. Но мораль была сильнее всех обид. Я решил, что не буду есть живых существ, которые чувствуют боль в момент смерти. 

Где правила, там и исключения. После 20-ти я стал завсегдатаем карнавала в Ноттинг-Хилле, где без памяти влюбился в фирменную жареную курицу. Да, я предавал вегетарианство ради греха съесть курицу. Через пару лет судьба покарала меня руками собственной девушки. Мы пришли на карнавал, и она захотела угостить меня курицей. Все было хорошо, пока в моей голове не всплыли флешбэки живодерства. Я отказался попробовать хрустящую птичку из-за чего получил грубую пощечину. Смешно до слез. 

В общем и целом, я прожил бок о бок с вегетарианством до 29 лет.  Именно тогда друзья привели меня в известной ресторан сирийской кухни, заказали огромную порцию их фирменной курицы и, дабы не выбрасывать остатки, уговорили меня присоединиться. Я откусил кусочек и почувствовал эйфорию, которая дала мне крылья упорхнуть от вегетарианской морали раз и навсегда». 

Кришма Саббарвал (дизайнер, веган)

«Я родилась в Оксфордшире в большой и дружной семье, где привыкли к мясным застольям. Когда мне было пять лет, на уроке в подготовительной школе нам показывали фильмы, где убивают животных. Наверное, мое детское сознание слишком бурно отреагировало на увиденное. Я начала размышлять. Получается, если я могу с аппетитом съесть куриную ножку, значит и мою ногу может кто-то обглодать?!  

Идея настолько плотно засела в голове, что я заявила родным о решении не употреблять в пищу всех, у кого есть лицо. Согласно, звучит забавно, но меня никто не осуждал. Даже в старшей школе у нас образовался маленький кружок вегетарианцев, для которых было предусмотрено отдельное меню. Когда ты дизайнер и зарабатываешь сама, вегетарианство — удобная опция. Мясо стоит дороже овощей, а я так люблю готовить! 

С 2014 года в Лондоне появилось больше магазинов, кафе и ресторанов для веганов, хотя порой цены там кусаются. В целом, я никогда не чувствую себя голодной, потому что любая vegan meal содержит много углеводов. Единственное, от чего я так и не смогла отказаться, — это сыр. Мое маленькое нарушение веганской религии». 

Валерия Данко (творческий веган)

«Я стала вегетарианкой в 16 лет, когда еще жила в Киеве. Идейным вдохновителем была моя младшая сестра, которая отказалась есть мясо задолго до школы. Будучи подростком, я восприняла это как эксперимент, пока не занялась изучением фермерских журналов. За милыми иллюстрациями с курочками и быками пряталась страшная правда: их убивали не самым гуманным способом. 

В 2016 году я переехала в Лондон. Сначала работала гидом, потом нашла себя в актерстве и участие в документальных фильмах. К тому времени из моего рациона исчезли сыр и молочные продукты, то есть вегетарианка обратилась веганом. Не могу сказать, что я преследовала цель похудеть и соответствовать киностандартам. Это больше вопрос морали. Не хочется, чтобы мой образ жизни вредил другим существам. Поэтому, даже если мне предлагают сняться в рекламе масла или коровьего молока, я отказываюсь из принципа.

На самом деле быть веганом в Лондоне довольно весело. Тем более, когда твой молодой человек тоже не ест мясо. Хотя его диета сильно отличается: в ней больше растительных продуктов с высокой калорийностью. Я лично фанатею от брюссельской капусты и кладу ее во все блюда, которые готовлю дома. Что касается сheat meal, для меня это веганские сладости. Например, шоколадки Ichock c нугой и лесными орехами, батончики Vego и трюфели с соленой карамелью Booja Booja. Пока мои родственники в сотый раз шутят, что мы питаемся энергией солнца, я стараюсь не сорваться на шоколадки. Иначе — прощай, заветная роль».

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: