Недавно я поймала себя на том, что больше не могу слышать четыре слова, ставшие самыми часто употребляемыми в новостях: «ковид», «пандемия», «локдаун» и «вакцинация». Как раньше, в какой-то момент, от слова «брекзит» становилось скучно. Брекзит позади, слово постепенно ушло с первых полос. Зато пандемия, ковид и локдаун, увы, еще с нами. Но с нами и вакцинация, а это дает надежду, что и локдаун тоже скоро уйдет в прошлое. Про COVID-19 такое пока сказать трудно — говорят, он с нами надолго.
Если честно, я бы сегодня не писала о том, как проводится в Великобритании общенациональная кампания по вакцинации. О чем тут писать? Да, идет успешно, было привито уже больше 43 миллионов человек (более 81% взрослого населения) одной дозой вакцины, двумя — более 31 миллиона. В минувшие выходные сразу миллион молодых людей получили первую прививку после того, как было объявлено, что любой человек 18 лет и старше может свободно вакцинироваться. Я и все мои друзья и знакомые уже вакцинированы, ни о каких проблемах от них я не слышала.
И все же я решила еще раз написать о прививках, о том, как относятся к вакцинации в Великобритании, наблюдая, что творится с вакцинацией и мерами против пандемии в России. И тут невозможно избежать сравнения, особенно учитывая тот факт, что новый, более заразный, как говорят, индийский штамм пришел во все страны почти одновременно.
Естественно, перенос даты полной отмены ограничений британцев огорчил. Особенно горюют владельцы коммерческих авиалиний, гостиниц, ресторанов и пабов. Но, судя по опросам, большинство населения, увидев тревожные данные о росте инфицированных новым штаммом, одобряют карантинные меры и строгие правила въезда в страну. 80% опрошенных YouGov считают правильным запрет на въезд в Великобританию из стран с высоким уровнем заболеваемости, а 70% вообще за то, чтобы все возвращающиеся из других стран были помещены в карантинные гостиницы.
Рейтинг доверия к действиям правительства на всем протяжении пандемии, несмотря на трагические потери от COVID-19 и на грубые просчеты в первые месяцы, не давал премьер-министру и его кабинету поводов для серьезного беспокойства.
Сейчас процент тех, кто одобряет правительство (37%), слегка упал по сравнению с прошлым месяцем, но рейтинг доверия премьер-министру достаточно высок (44%). Он по-прежнему опережает лидера оппозиции на десять пунктов.
Огромную роль в том, что британцы, несмотря на все лишения последних полутора лет, все еще верят правительству, сыграла успешная кампания по вакцинации. Но и успех этой кампании в большой степени объясняется тем, что британцы доверяют своему правительству и премьер-министру. В этом, мне кажется, и есть залог успеха.
Служба исследования общественного мнения YouGov сравнила степень одобрения программы вакцинации в пяти европейских странах (Франция, Германия, Дания, Швеция и Британия), и только Дания слегка приблизилась к британскому результату в 85%. Там программу вакцинирования одобряет чуть больше половины населения.
Надежных результатов опросов россиян об их отношении к карантинным мерам и к вакцинации нет, но, если верить ВЦИОМ, 60% респондентов относятся к вакцинации положительно, а 17% из опрошенных уже вакцинированы.
Вполне возможно, что действительно больше половины респондентов поддерживают программу вакцинации. Но почему же всего 17% по стране — согласно этому опросу, а по другим данным только 15% — вакцинированы? И почему в последнее время идет такая чудовищная антипрививочная кампания в социальных сетях?
Глядя на цифры инфицированных в России, на число смертей, диву даешься, читая какие-то абсурдные истории про «разговоры» с врачами о вреде и даже смертельной опасности прививок, о зловещем происхождении вакцин. Я не стану здесь цитировать всего, что увидела в пабликах в социальных сетях, где все эта конспирология цветет и множится. Под любыми постами в фейсбуке на тему вакцинации разворачиваются бурные дискуссии, из которых становится ясно, что огромное число людей в русскоязычном сегменте не информированы или дезинформированы.
От Любови Соболь после ее поста о том, что она вакцинировалась, отписалась сразу тысяча подписчиков. Это те, кто не просто не верит в вакцинацию, а явно и активно против прививок.
Для сравнения: всего лишь 3% опрошенных YouGov британцев на вопрос «может ли вакцина навредить» ответили утвердительно.
Я не думаю, что около половины россиян верят во вредоносность вакцины, просто очень многие отказываются прививаться отечественной вакциной «Спутник V». И тут мы снова возвращаемся к вопросу о доверии к власти.
Известно, что «Спутник» был зарегистрирован еще до прохождения третьей фазы испытаний, это был политический ход, цель которого — объявить на весь мир, что Россия первая «открыла» вакцину от COVID-19. Альтернативных иностранных вакцин народу не предлагают. Президент привился, но никто не знает чем. (Британский премьер у всех на глазах привился вакциной AstraZeneca, когда репутация вакцины пошатнулась из-за нескольких смертельных исходов).
Россияне вообще не привыкли доверять власти (и у них есть на то основания), а уж после странностей и махинаций с регистрацией вакцины «Спутник V» доверие к программе вакцинации не выросло.
Непоследовательность карантинных мер, метания московских властей между строжайшими запретами и странными послаблениями, как, например, бал медработников без масок и социальной дистанции в разгар третьей волны пандемии, а главное, отсутствие нормальной информационной политики, разъяснений, просвещения, интервью со специалистами на телеканалах, которые до сих пор имеют огромное влияние на большую часть населения — все это сводит любые усилия по внедрению вакцинации на нет.
А уж принудительная вакцинация, о которой в России уже заговорили, и сегрегация (непривитых, не переболевших или без ПЦР-тестов решено не пускать в рестораны) лишь приводят к росту рынка фальшивых сертификатов.
Что бы я ни говорила о том, как мне надоели слова «пандемия», «локдаун» и «вакцинация», которые звучат здесь целыми днями и по коммерческим радиостанциям и телеканалам, и по общественному Би-би-си — это то, что помогает понять, зачем нам нужны прививки и что происходит сейчас с пандемией.
От нас ничего не скрывают, а главное — мы получаем адекватную и честную информацию по этим вопросам от профессионалов, а не вынужденно питаемся слухами.
Именно поэтому я уверена, что к середине июля в Великобритании привитых будет две трети взрослого населения — условие, которое поставлено для окончательного снятия локдауна.
И свобода нас встретит радостно у входа… в терминалы Хитроу и Гэтвик.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.