Видео

#нашлондон: герой недели — Павел Теплухин

24.06.2021Дарья Виноградова

ZIMA Magazine представляет уникальный проект — путеводитель по русскоязычному Лондону «Наш Лондон». Впервые все адреса, явки и пароли, необходимые для наших людей, сдают местные жители. Героем этой недели стал Павел Теплухин – экономист, банкир, предприниматель и генеральный партнер Matrix Capital. Он рассказал нам о том, какой была британская столица 30 лет назад и что вообще, по его мнению, можно считать Лондоном. Среди других тем беседы была ментальность русских лондонцев, и – неожиданно для нас – советские газеты в библиотеке Лондонской школы экономики.

Большая деревня

«Первый раз я приехал в Лондон в сентябре 1991 года, так что скоро уже тридцать лет, как я путешествую между Москвой и Лондоном почти каждый месяц, иногда по несколько раз в месяц. Первый раз, когда я сюда прилетел, Лондон был очень такой патриархальный, провинциальный, совсем не такой, как сейчас. Было много англичан на улицах, и весь строй, уклад жизни был очень провинциальный».

«Люди ходили по воскресеньям в церковь, в субботу – в магазин, чтобы купить продукты. Все было так, как в кино про деревенскую английскую жизнь, и Лондон был большой-большой, очень милой, очень ухоженной, очень чистой деревней. И для меня это тоже до сих пор вспоминается ностальгически, как это все было здорово». 

«Конечно, за 30 лет город изменился радикально, стал мировой столицей, космополитичной. Здесь редко встретишь англичан на центральных улицах, в основном, иностранцы, самые разные, из разных частей света. Здесь уже никто не ходит по воскресеньям в церковь… Раньше в банк можно было принести справку от местного врача или священника, и этого было достаточно для подтверждения адреса».

ВИДЕО: ТОМА ЕВСЮКОВА

Лондон – это парк

«Для меня Лондон – это парк. И вообще я считаю, что абсолютно гениально то, что центром города является парк (Кенсингтонский и Гайд-парк – ред.). Географическим, смысловым. Люди живут на запад от парка, а работают на восток от парка. И в моей жизни все тоже устроено вокруг парка. В этом для меня весь Лондон». 

«Поэтому, когда я говорю про любимый Лондон, это все равно отдельные точки вокруг парка. Конечно, центром притяжения являются знаменитые музеи – естественной истории, науки. Это музеи мирового уровня, в которых приятно проводить время независимо от того, стандартная это экспозиция или какие-то отдельные выставки. Конечно, знаковым для меня местом все эти 30 лет был Королевский Альберт-Холл. Доступным оказалось то, что всегда казалось недоступным: концерты Эрика Клэптона или Pink Floyd, или Cirque Du Soleil».

«Тут есть географическое общество, в которое я время от времени захожу, там есть интересные лекции, выступления, рассказы. Ну и огромное количество клубов. Конечно, они в основном сконцентрированы в Mayfair, но для меня это все равно по периметру парка. Поэтому одно какое-то место назвать сложно, я бы сказал – парк и весь его периметр составляют мою среду обитания».

«Британцев довольно сложно встретить в центре города, за исключением тех, которые имеют небольшие квартирки в Mayfair, в основном, проживая за городом и приезжая сюда для того, чтобы сходить в театр или в родной клуб раз в две недели – раз в месяц. Вот такой формат жизни стал у англичан, если мы говорим про центр Лондона».

«Излингтон? Ну это не город же. Город Лондон, с моей точки зрения, состоит из места, где работают, City of London, и места, где живут, City of Westminster, ну немножко Кенсингтон, все остальное – это уже не город».

О советских газетах

«Первое, что я обнаружил в библиотеке Лондонской школы экономики, – это Shapiro Collection, большой зал только русскоязычных изданий. Вся антисоветчина была доступна, и она оказалась разного качества, в основном, невысокого. И второе: библиотека выписывала два периодических издания, которые, за неимением ничего другого, были единственной связью с Москвой. Это газеты «Правда» и «Красная звезда». 

«Я поинтересовался у администратора библиотеки, почему такой странный неожиданный выбор, были же и другие издания. Он сказал: “Мы выписываем самые популярные в России газеты». Они приходили сюда с четырехдневным опозданием, поэтому все новости до меня доходили с четырехдневным опозданием».

ФОТО: ТОМА ЕВСЮКОВА

Разница в ментальности

«Англичане сильно отличаются от русских. В первую очередь, это заметно по детям. Потому что англичане очень законопослушные, их это сильно отличает от большинства иностранцев: и русских, и французов, и арабов. Таких законопослушных граждан, как англичане, нет, наверное, ни в одной другой стране. И это удивительно, это воспитывается со школьной скамьи, начиная с устава школы или через игру в крикет».

«Даже если мы посмотрим на вакцинацию, через которую проходят все страны мира, англичане оказались самыми дисциплинированными». 

«Наверное, большинство россиян, которые находятся в Лондоне, по-другому себя ощущают. Они ощущают себя людьми мира, для которых Лондон – одна из удачных стоянок, но это также может быстро измениться и превратиться в Сингапур, Париж или ещё какие-то замечательные большие или маленькие метрополисы».

Круг общения

«Мне повезло, что я два года провел в Лондонской школе экономики в статусе научного сотрудника. Мои сокурсники были со всего мира, начиная с наследного принца Бахрейна и заканчивая нынешним экономическим советом при администрации президента США. Эти связи, в целом, сохраняются. Профессура была, в основном, местная. Сейчас эти люди, в основном, пожилые уже, многие их них стали членами палаты лордов, и поэтому я туда довольно часто хожу – просто, чтобы навестить своих преподавателей. И круг общения этот довольно нестандартный».

«Многие из наших соотечественников – выдающиеся во многом люди, которые достигли самых неожиданных результатов в самых неожиданных сферах деятельности, с ними безумно интересно. Так что на круг общения уж точно не жалуюсь». 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: