Комментарии

Мелочь в сравнении с Украиной? Маша Слоним — о сложном вопросе, который ставит доклад Сью Грей

В мирное время после публикации доклада Сью Грей о нарушениях правил локдаунов на Даунинг-стрит премьерство Бориса Джонсона висело бы на волоске. Но сейчас, когда в Украине война, а в Великобритании проблемы в экономике, и непристойное поведение высокопоставленных чиновников, и даже возможная ложь премьера в парламенте могут сойти ему с рук. Маша Слоним рассуждает, правильно ли это.

25.05.2022
Маша Слоним
Маша Слоним

25 мая опубликован полный доклад Сью Грей о нарушениях на Даунинг-стрит и в Вестминстере правил коронавирусных локдаунов. Его ждали пять месяцев, и вот наконец подробности расследования стали известны.

Сью Грей приходит к выводу: за то, что происходило на Даунинг-стрит, — причем не только за все нарушение, но и за атмосферу распущенности, — должны нести ответственность премьер-министр и его администрация. «Люди будут возмущены тем, что происходило в сердце правительства. Все это не соответствовало высокому статусу государственной службы, — пишет она. — Многое из того, что творилось, не должны были происходить».

«Кажется, нам удалось не засветиться»

Действительно, изображенная в отчете картина происходившего на Даунинг-стрит, мягко скажем, некрасивая. В общей сложности перечисляется 16 вечеринок, которые прошли за два коронавирусных года в правительственном здании и офисе администрации в нарушение правил локдаунов. В некоторые дни случалось сразу несколько таких собраний с выпивкой.

В докладе Сью Грей не просто перечисляет случаи нарушений локдауна, но и живописует происходившее. Иногда выпивалось столько, что некоторых участников вечеринок тошнило прямо в кабинетах, а одна из вечеринок закончилась пьяной дракой. Уборщики наутро обнаруживали пустые бутылки и бокалы на столах и на полу, а стены и даже однажды копировальная машина были забрызганы красным вином, которое приходилось отмывать. При этом государственные служащие еще и грубили уборщикам и охранникам.

Судя по переписке в WhatsApp, которая цитируется в докладе, вечеринки не были спонтанными. Их планировали заранее, и их участники сознавали, что нарушают закон. Например, один из высокопоставленных госслужащих, Мартин Рейнольдс, 20 мая 2020 года пригласил сотрудников на «вечеринку в саду с соблюдением социальной дистанции». По поводу другой подобной встречи он написал в WhatsApp: «Кажется, нам удалось не засветиться!» А в один из дней, когда Борис Джонсон давал пресс-конференцию на Даунинг-стрит о состоянии дел с коронавирусом, Рейнольдс предупредил сотрудников, чтобы те «не размахивали бутылками и выходили из здания через заднюю дверь, потому что их могут засечь». 

«Нет… Я уверен… правила были соблюдены»

Накануне обнародования доклада Сью Грей о том, что именно происходило на Даунинг-стрит в те дни, публика узнала из программы BBC Panorama, вышедшей под заголовком “Partygate. Inside the Storm”. Кроме того, в прессе была заранее опубликована и фотография, на которой Борис Джонсон поднимает бокал с вином на вечеринке 13 ноября 2020 года (та же фотография фигурирует и в докладе Сью Грей, то есть она подлинная). Из программы на BBC становится ясно, что встреча 13 ноября не была исключением: несколько «инсайдеров» из числа государственных служащих (их голоса были изменены, а лица скрыты) говорили, что пятничные вечеринки с вином были регулярными, начинались с 16:00 и у всех в календаре были отмечены как повторяющиеся мероприятия. И да, премьер, как рассказали участники программы, был в курсе, но никогда не говорил, что проводить «собрания» не стоит и что они нарушают правила локдауна.

Про вечеринку 13 ноября, на фото с которой Джонсон стоит с бокалом в руке, один из анонимных «инсайдеров» сообщил, что в ней участвовало человек тридцать из администрации премьер-министра, что она длилась до ночи в офисе и продолжилась в саду Даунинг-стрит. «Все выпивали, кто-то сидел у кого-то на коленях. Часто наутро в кабинетах оставались пустые и полупустые бутылки и бокалы», — рассказали очевидцы. Такие же свидетельства есть и в докладе Сью Грей.

Эта вечеринка особенно интересна тем, что в свое время лидер оппозиции Кир Стармер задал Борису Джонсону в парламенте прямой вопрос: может ли он подтвердить, что как раз 13 ноября, когда такие собрания были запрещены, на Даунинг-стрит была вечеринка? Премьер-министр тогда ответил: «Нет… Я уверен… все правила были соблюдены». Этот его ответ и еще несколько подобных сейчас изучает парламентская комиссия по этике.

В неписаных правилах поведения министров говорится, что если министр уличен в том, что сознательно ввел парламент в заблуждение, он должен сообщить премьеру, что подает в отставку. То же самое касается, конечно, и самого премьера. И как же теперь истолковать слова Бориса Джонсона?  Он сознательно лгал? Или не знал (забыл) о правилах локдауна, которые сам же сформулировал?

Кстати, по рассказам «инсайдеров», правилам локдауна — таким как ношение масок или соблюдение дистанции — на Даунинг-стрит никогда особо не следовали. А если кто-то об этом напоминал во время вечеринок, его поднимали на смех. Из отчета Сью Грей тоже следует, что многие из младшего состава госслужащих были уверены, что никаких нарушений нет, потому что на вечеринках присутствовало «начальство». 

«Готовы ли вы терпеть такое отношение?»

25 мая, выступая в парламенте после публикации отчета, Борис Джонсон поблагодарил Сью Грей, смиренно попросил прощения, взял на себя всю ответственность за промахи, заявил, что теперь выучил урок, сделал выводы и внес серьезные изменения в стиль работы администрации и правительства. Премьер также не забыл принести извинения за такое поведение всем, кто потерял родных и близких в результате пандемии. И попросил прощения за безобразное поведение участников вечеринок по отношению к уборщикам и охране, сказав, что возмущен этим. В то же время он продолжает настаивать, что утверждая, что правила соблюдались, говорил правду, потому что не был в курсе того, что происходило.

Удастся ли Борису Джонсону и на сей раз заставить общественность забыть про неприглядное поведение его администрации и, как он предложил во время прений в парламенте, «продолжить вместе работать на благо народа, отражать агрессию России и бороться с экономическими трудностями»? Трудно сказать. Кир Стармер продолжает настаивать на том, что премьер-министр говорил неправду, и оппозиция не позволит об этом забыть. И не только оппозиция. Со стороны известных консерваторов, таких, например, как бывший министр консервативного правительства Тобиас Эллвуд, уже звучат заявления о недоверии премьеру. «Готовы ли вы терпеть такое отношение?» — спросил он коллег по партии.

Примечательно, что в программу “Partygate. Inside the Storm” автор и ведущая BBC Panorama Лора Кунсберг включила интервью исключительно с консерваторами, членами парламента от партии тори и с известными партийными деятелями. В том числе — с лидером партии консерваторов Шотландии Дугласом Россом, который в самом начале partygate требовал отставки Джонсона, но потом свое требование отозвал, ссылаясь на то, что менять премьер-министра сейчас, когда война в Украине, экономический кризис и стоимость жизни стремительно растет, совсем не время.

К экономической политике правительства пока много вопросов, но вот Украина — это сейчас действительно козырная карта Джонсона. Он — герой для украинцев, они благодарны ему за последовательные и очень серьезные усилия по консолидации западных стран в поддержке Украины. Он герой и для многих россиян, которые выступают против российской агрессии. И даже критики в Великобритании отдают ему должное за поддержку Украины. Все так. Но хватит ли побед Джонсона на «украинском фронте», чтобы отбиться от новых обвинений в связи с partygate?

Пока, согласно данным экспресс-опроса Yougov, доля считающих, что Борис Джонсон должен уйти в отставку, после выхода доклада Сью Грей не сильно изменилась по сравнению в началом апреля, когда премьер был оштрафован полицией за участие в вечеринке 19 июня 2020 года, — 59% против 57%. Но премьера критикуют сейчас и слева, и справа. И консервативные, и оппозиционные газеты задаются одним и тем же вопросом: так врал ли Борис Джонсон с парламентской трибуны? Пьяные загулы его администрации — даже во время локдауна — ему в нынешних обстоятельствах, наверное, простят. На ложь в парламенте — даже с учетом всех этих обстоятельств — закрыть глаза гораздо труднее, если вообще возможно.

Главный критик Джонсона Кир Стармер тоже, конечно, не ангел. Он тоже был пойман на видео с бутылкой пива в офисе партии во время предвыборной кампании, и полиция должна теперь решить, нарушил ли он правила локдауна. Стармер уже обещал подать в отставку в случае, если полиция выпишет ему штраф за это нарушение.

Возможно, правы те, кто, как Дуглас Росс, считает, что поскольку никто не без греха, сейчас не время обращать внимание на «мелочи». Но мы-то знаем, куда может завести игнорирование таких «мелочей» и что может происходить в стране, где ради «большой цели» и «стабильности» на них закрывают глаза, а всем не согласным с этим затыкают рот. 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: