Согласно предварительным результатам, на выборах в местные советы в Англии больше всего мест потеряла консервативная партия. Однако лейбористская партия получила меньше голосов, чем ожидалось. Зато лучший результат показывают либерал-демократы, а вслед за ними — «зеленые».
Главная сенсация — победа лейбористов в трех местных советах Лондона. Они выиграли, во-первых, Вестминстер, который не только контролировался консерваторами с 1964 года, но и на территории которого находятся такие символические объекты, как парламент и правительство. Во-вторых, лейбористы взяли любимый Маргарет Тэтчер Уондсворт, контролировавшийся консерваторами с 1978 года. В-третьих, тори впервые уступили лейборстам местный совет района Барнет.
***
Местные советы по своему партийному составу почти всегда отличаются от парламента: многие избиратели голосуют, например, за кандидата от консервативной партии на парламентских выборах, но за лейбориста — на местных. Мало того, бывает, что даже члены парламента от одной партии сами голосуют на местных выборах за кандидата другой — как поступил, по собственному признанию, один из парламентариев от тори, проголосовавший в своем округе на этих выборах за лейбориста.
Деятельность местных советов непосредственно влияет на нашу повседневную жизнь. Они отвечают за уборку мусора, ремонт дорог, за школы, занимаются программами по защите детей, заботятся о стариках и инвалидах, организуют работу местной полиции, решают жилищные вопросы. Это то, с чем мы сталкиваемся чуть ли не каждый день.
Рост стоимости жизни — главная причина нынешнего недовольства консервативным правительством — отражается и на расходах местных советов. Например, я и мои соседи с апреля платим на 3% больше в Совет по Восточному Девону за те услуги, которые получаем. И это — в дополнение к заметному повышению стоимости отопления домов из-за роста цен на топливо. У многих жителей Великобритании счета за отопление подскочат на ₤100 в месяц. Это огромная финансовая нагрузка для семей не только с низким, но даже и средним достатком.
Да, чаще всего жители того или иного округа на местных выборах голосуют не исходя из партийных предпочтений, а за того будущего члена совета, которого знают и которому доверяют. Однако игнорировать общий политический и экономический контекст на местные выборы, конечно, невозможно, потому что ситуация в стране сказывается и на работе и возможностях местных советов.
***
Консерваторы признают, что partygate сослужил им дурную службу. Наутро после выборов председатель партии Оливер Дауден сказал в интервью BBC, что эти скандалы создали «трудный фон» для партии. «[Избирателям] надоели склоки в Вестминстере, они хотят, чтобы мы сосредоточились на том, что волнует простых людей». И хотя Борис Джонсон, комментируя итоги выборов, особо отметил победы, которых тори удалось добиться во многих советах, он тоже не мог не признать, что в некоторых районах Англии консерваторам «было нелегко».
Одним словом, факт: политические передряги, в которых погрязли консерваторы из-за partygate, и экономический кризис привели к падению рейтинга Бориса Джонсона и позволили лидеру лейбористов выйти вперед в опросах избирателей. И в то же время, исходя из крайне негативного для консерваторов фона, надо признать: непоправимого удара по политическим конкурентам лейбористы на этих выборах не нанесли.
В отличие от столицы, в целом по стране результаты у лейбористов скромные. И полученный на местных выборах расклад пока мало что говорит о том, каким он будет (или может быть) на всеобщих выборах через два года. Явного победителя эти выборы не выявили, и никакого краха правящей партии и Бориса Джонсона уж точно не случилось. Наоборот, результаты у консерваторов оказались даже лучше, чем могли быть: по некоторым прогнозам, они могли потерять 800 мест в советах, однако, судя по предварительным подсчетам, могут не досчитаться в итоге от 200 до 300 членов местных советов (на момент написания этой статьи результаты голосования на выборах в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии еще не были известны).
Это однако совсем не означает, что консерваторы смогут удержать позиции и через два года на парламентских выборах. Растущей инфляции и падению уровня жизни вполне по силам их очень серьезно пошатнуть. Неприятные сюрпризы для Бориса Джонсона и его партии таит и все еще не опубликованный отчет Сью Грей о нарушениях правил локдауна. Да и в целом, время сейчас неспокойное, мало ли какие проблемы еще возникнут.
Уверенным можно быть только в одном: все два года, оставшиеся до выборов в парламент, тори будут пристально следить за тем, есть ли у партии шансы победить на них с нынешним — не всегда предсказуемым — лидером. Или стоит вовремя начать искать ему замену.