Когда в 2010 году лейбористская партия Великобритании проиграла выборы, главный секретарь казначейства при Гордоне Брауне Лиам Бирн оставил своему преемнику записку, в которой просто говорилось: «Дорогой главный секретарь, боюсь сообщить вам, что денег не осталось». Аналогичное письмо оставил министр финансов проигравшего правительства тори Реджинальд Модлинг канцлеру казначейства Джеймсу Каллагэну в правительстве лейбористов Гарольда Вильсона в 1964 году: «Удачи тебе, старый хрен… Прости, что оставил все в таком беспорядке».
На этот раз проигравшие тори и бывший министр финансов Джереми Хант никаких записок не оставили, но оставили, по заявлению министра финансов нового лейбористского правительства Рэйчел Ривз, финансовую дыру в 22 миллиарда фунтов стерлингов. Об этом в понедельник она заявила, выступая в Парламенте. Новый министр обвинила предыдущее правительство в безответственном перерасходе средств, а лично министра финансов Джереми Ханта в том, что он скрывал истинное положение дел. Консерваторы, по ее словам, никак финансово не обеспечили обещанные социальные проекты и планы на развитие.
Бывший министр Джереми Хант, как мог, отвергал эти обвинения. Он не назвал Рэйчел Ривз «лгуньей» лишь потому, что слово “liar” считается непарламентским выражением и запрещено произносить в Палате Общин. Но именно это он имел в виду, сказав, что консерваторы ничего не скрывали, а Ривз прекрасно знала о том, как обстоят дела в казне, поскольку отчет об этом был опубликован всего за несколько месяцев до выборов.
И бывший канцлер, и даже менее «предвзятые» наблюдатели уличили Рэйчел Ривз в том, что ее возмущение и удивление — показное, что это заранее подготовленный спектакль, цель которого — оправдать повышение налогов, о которых во время предвыборной кампании лейбористы молчали. И в этом есть большая доля правды.
Полную картину того, что нас ждет в плане новых налогов и «поборов», мы узнаем в конце октября, когда будет объявлен «осенний бюджет», но уже сейчас некоторые меры по сокращению расходов новый министр финансов раскрыла:
Пока же, на мой взгляд, самое невинное решение — это отмена планов по строительству тоннеля под Стоунхеджем. Да, проезжая по двухполосной дороге мимо знаменитых камней, всегда застреваешь в пробке из-за того, что все проезжающие притормаживают, чтобы полюбоваться грандиозным зрелищем. Только так и можно как следует увидеть эту необычную конструкцию из огромных камней, так что тоннель навсегда скрыл бы это величественное зрелище. Я всегда любуюсь им, когда еду в Лондон или домой из Лондона.
Сложнее обстоят дела с отменой единовременного «топливного» пособия пенсионерам в 200–300 фунтов, которое автоматически переводилось на банковский счет всем пенсионерам старше определенного возраста в начале зимы. Теперь такие пособия будут получать лишь самые нуждающиеся старики. С одной стороны, это правильно, глупо разбазаривать деньги налогоплательщиков, раздавая их всем без разбора — тем, кому они действительно нужны, и тем, кто и так прекрасно справляется. Я читала про очень небедного человека, который каждый год, получив «топливные» деньги, покупал на них дорогую бутылку вина и приглашал друзей распить ее с ним. Но есть пенсионеры, которые попадают между двумя категориями — теми, у кого доход чуть выше минимального, и они не могут теперь рассчитывать на помощь в оплате счетов на обогрев жилища, и совсем неимущими. А таких, как говорят, несколько миллионов, и они будут зимой мерзнуть!
Разочаровало и решение нового правительства отказаться от прошлых планов консерваторов, обещавших уже с октября ввести лимит на оплату ухода за пожилыми и инвалидами в размере 86 000 фунтов стерлингов в домах престарелых или дома, и не повышать эту сумму. Другими словами, это — максимальная сумма, которую немощные или инвалиды должны были бы заплатить за уход, остальное, по замыслу, оплачивалось бы за счет местного бюджета. Все знают, как остро стоит проблема ухода за стариками, как дорого стоит содержание в домах престарелых. Не секрет, что многие британцы просто вынуждены продавать недвижимость и расставаться с накоплениями, чтобы оплатить уход вместо того, чтобы оставить детям в наследство.
Консерваторы обещали и поднять порог суммы накоплений, при котором можно было бы претендовать на помощь из местного бюджета в оплате ухода. Сейчас это всего 23 250 фунтов стерлингов, при том, что предыдущее правительство обещало, что на финансовую помощь смогут претендовать люди с активами до 100 000 фунтов стерлингов.
Этим обещаниям не суждено сбыться! Денег, по словам новой министерки финансов, на это нет. По ее словам, предыдущее правительство «взяло на себя обязательства, не имея денег на их оплату»: это программа социального обеспечения, планы по строительству больниц, модернизацию дорог и железных дорог.
Джереми Хант не скрывает своего раздражения и утверждает, что Рэйчел Ривз играет в политические игры.
Как бы то ни было, медовый месяц нового правительства может закончиться довольно скоро. Лейбористы уже пообещали пойти навстречу врачам низшей категории, бастовавшим все последнее время, и объявили, что в течение двух лет поднимут им ставку на 22%. Но за беспрецедентную забастовку проголосовали «семейные врачи» (GP). Это не полная забастовка, её формы могут включать ограничение количества ежедневных приемов, отказ от сверхурочной работы или отказ подписывать документы, такие как рецепты или больничные листы. Врачи общей практики говорят, что им недостаточно платят и они перегружены работой, потому что не хватает денег, чтобы нанять новых врачей.
Так что новому правительству придется каким-то образом решать старые проблемы, с которыми много лет сталкивалось правительство консерваторов. Чтобы не оставлять через 5 лет записку: «Денег нет, но вы держитесь».