Хоутон-холл, Норфолк
Houghton Hall
Впечатляющее палладианское поместье Хоутон было построено по заказу первого британского премьер-министра Роберта Уолпола. Хотя большую часть времени политик проводил в лондонских резиденциях, включая Даунинг-стрит, усадьба стала его загородным семейным домом. Интерьерами поместья занимался художник Уильям Кент — лучший декоратор того времени, используя самые дорогие материалы: мрамор, красное дерево и шелк. Кроме того, по просьбе Уолпола он искусно разместил в доме одно из ярчайших собраний европейской живописи, включавшее работы Ван Дейка, Рембрандта, Рубенса, Веласкеса и других старых мастеров.
После смерти премьер-министра состояние семьи резко ухудшилось. Кульминацией материальных проблем стала частичная продажа внуком Уолпола художественной коллекции российской императрице Екатерине II. За сорок с половиной тысяч фунтов она получила двести четыре холста, которые впоследствии легли в основу экспозиции Эрмитажа.
Дом ожил лишь в начале XX века, когда бабушка нынешнего владельца поместья, леди Сибил Сассун, восстановила его прежнее великолепие. Благодаря ее покровительству и тесным отношениям с художниками, в частности с Сарджентом, в Хоутоне появились новые произведения. В наши дни коллекция усадьбы продолжает пополняться свежими именами, а на ее территории ежегодно проводятся выставки крупных современных художников — мастеров нового времени.
Поместье Петуорт, Западный Сассекс
Petworth House
Усадьба Петуорт может похвастаться одной из самых внушительных художественных коллекций на острове. Выставлять работы лучших британских и европейских мастеров в ее барочных интерьерах начал граф Эгремонт, который унаследовал дом и земли в конце XVIII века. Для демонстрации картин он специально пристроил Северную галерею. В ней, как и в других залах, граф разместил работы Уильяма Тернера и Джона Констебла, не раз гостивших в доме и запечатлевших его на своих полотнах.
С годами коллекция Эгремонта расширялась. В нее добавились картины Тициана, Ван Дейка, Гейнсборо, Филлипса, Хогарта, Рейнольдса и гравюры Блейка. Кроме того, в одном из залов усадьбы выставлена работа, чье авторство приписывают Иерониму Босху. Это вариант центральной панели известного триптиха «Поклонение волхвов», который хранится в мадридском музее Прадо.
В середине прошлого века роскошный дом и часть его содержимого, включая многие картины и статуи, а также олений парк, окружающий поместье, перешли в государственную собственность — сейчас ими управляет Национальный фонд (National Trust). Остальная территория Петуорта и окрестные земли все еще находятся во владении семьи. За ними осталось и право проживания, которым по традиции пользуется нынешний носитель титула.
Поместье Уоддесдон, Бакингемшир
Waddesdon Manor
Британская сокровищница Ротшильдов была возведена в середине XIX века бароном Фердинандом. Для строительства загородного дома в стиле французского Ренессанса, подобного дворцам долины Луары, он выкупил участок земли в графстве Оксфордшир и поручил проект особняка архитектору Ипполиту Дестайлеру. Но строительство дома шло с трудом: на участке не было воды, поэтому пришлось прокладывать трубопровод; почва не позволяла устроить прочный фундамент — решили срезать с вершины холма миллионы тонн песка. Казалось, только владелец земли видел потенциал в реализации такого сложного проекта.
Спустя семь лет работы в Уоддесдоне наконец завершились, и пришло время первой большой вечеринки, о которой давно грезил хозяин. Гости были поражены. Поместье состояло из нескольких башен и семидесяти комнат: большинство было обставлено мебелью, привезенной из лучших домов Франции. Не менее впечатляющей была и коллекция Ротшильда: голландские картины старых мастеров и сокровища эпохи Возрождения, великолепные английские портреты кисти Гейнсборо и Рейнольдса, французские буазери XVIII века, ковры Савонери, а еще гобелены, керамика, книги.
Позже собрание Уоддесдона пополнилось серией работ «Спящая красавица», созданной Львом Бакстом. Главный сценограф «Русских сезонов» написал картины по заказу Ротшильдов для их лондонского особняка в 1913 году, поэтому в лицах персонажей, изображенных на полотнах, угадываются члены семьи, друзья и сотрудники дома.
Кеттл-Ярд, Кембриджшир
Kettle’s Yard
Одно из самых ярких собраний модернистского искусства в Англии принадлежало Джиму Эде, бывшему куратору лондонской галереи Tate. Дом коллекционера в Кембридже является лучшим свидетельством его убеждения, что художественная галерея или музей — это живое пространство. В случае с Эде пространство оказалось живым в прямом смысле слова: работы, бережно собранные, полученные в подарок или купленные куратором, органично вписались в интерьер дома — будь то интимное пространство комнат, в которых обитала семья, или просторные залы библиотеки.
Чтобы разместить все содержимое коллекции, в середине 1950-х годов Джим и его жена Хелен Эде приобрели несколько полуразрушенных соседних коттеджей и объединили их в единый дом. Он проектировался так, чтобы многочисленные гости могли приходить и наслаждаться искусством, «не стесняясь строгости музея». Кроме того, ежедневно, с двух до четырех часов дня, супруги открывали двери дома для студентов Кембриджского университета, предлагая им самостоятельно осмотреть шедевры Анри Годье-Бжеска, Константина Бранкузи, Жоана Миро, Генри Мура, Барбары Хепуорт, Лоуренса Лаури и других художников.
В 1966 году Джим Эде передал дом и его содержимое Кембриджскому университету. После масштабной реставрации, проведенной шесть лет назад, он вновь открыл свои двери для ценителей искусства. Нынешние смотрители музея остаются верными философии владельцев дома. Пространство все так же продолжает жить, а его временные экспозиции регулярно меняются, привлекая новые таланты в копилку Кеттл-Ярда.
Полный текст об исторических домах в Англии напечатан в специальном выпуске журнала «Зима» #английскийдом. Заказать свою копию можно по ссылке.