Коронавирус внес значительные изменения в сферу культуры, как и во все другие области нашей жизни. В мире современного искусства 2020 год стал временем неожиданных взлетов, смелых жестов, спорных решений и беспрецедентной коллегиальной солидарности.
В бизнесе, образовании и даже медицине, цифровая реальность стала почти единственной возможностью оставаться на плаву. В галерейном мире это произошло очень быстро: уже в конце марта одна из крупнейших глобальных ярмарок Art Basel Hong Kong прошла в новом виртуальном режиме. Вместо отдельных стендов с работами художников, по которым потенциальные покупатели могли прогуляться вживую, галереи-участники представляли себя в онлайн-пространстве. Все дальнейшие ярмарки, запланированные на 2020 год, последовали примеру и проходили в таком же формате: большинство галерей создали свои Online Viewing Rooms. А к лету крупнейшие аукционные дома освоили методику проведения онлайн-аукционов в реальном режиме. Эпоха виртуальных мегааукционов была рождена!
Это повлекло главные и, с моей точки зрения, необратимые последствия. Прежде всего, перейдя в цифровую реальность, участники рынка смогли расширить свою целевую аудиторию и привлечь новых потенциальных клиентов из социальных групп, которые ранее не интересовались искусством, таких как более молодое поколение, например. И второе очень значительное последствие — это достижение относительной прозрачности цен. Новый способ продаж онлайн требовал упрощения процедуры и максимальной доступности информации. Это было беспрецедентно, ведь цены оставались самым тщательно оберегаемым секретом в сообществе дилеров, а весь сектор до сих пор не был урегулирован законодательством. Как известно, отсутствие четких правил игры способствует злоупотреблениям… Этот факт давно подвергается критике. Остается только надеется, что благодаря пандемии положительные изменения в этой сфере продолжатся.
Другое важное последствие коронавируса — это усиление коллегиальной поддержки среди участников рынка. Так, уже в начале апреля возникла первая инициатива: одна из крупнейших глобальных галерей David Zwirner предоставила на своих Online Viewing Rooms пространство для более молодых коллег. Принимая во внимание затраты на создание виртуальной галереи и количество трафика, который проходит через сайты таких титанов, как David Zwirner, их решение стало огромным подспорьем малому арт-бизнесу в условиях полной неопределенности.
Далее эстафету самоорганизации переняли и сами художники. Сообщества, созданные британским художником Мэтью Барроузом в инстаграме (#artistsupportpledge), закрытая группа «Шар и Крест» в фейсбуке, которая объединила российских современных художников, стали чуть ли не главным феноменом года. Обе инициативы были направлены на поддержку художников во время пандемии и позволяли напрямую продавать работы аудитории этих платформ. Правила участия очень простые: продать работы по одной (низкой) цене, а затем стать покупателем самому, чтобы способствовать быстрому обороту работ, а следовательно, и значительной материальной поддержке для художников.
По словам Мэтью Барроуза, за первые два месяца существования #artistsupportpledge сумма сделок достигла 20 миллионов фунтов. За свою идею и работу по ее воплощению художник получил одну из высших наград Великобритании — звание MBE, кавалера ордена Британской империи, а также был включен в список 100 самых влиятельных людей в глобальном мире современного искусства журналом Art Review.
В мире аукционов (а значит и рынка) продолжался взлет цен на работы темнокожих художников, что отражало, конечно же, и главные текущие события, в частности, движение Black Lives Matter, которое охватило глобальное сообщество в 2020 году. И как часть более широких социальных процессов, признание темнокожих художников триумфально продолжается во всем мире.
События именно этого года показали, насколько сильно политическая ситуация влияет на культурную политику. В этой связи невозможно не отметить скандал, разгоревшийся в музейном сообществе из-за отмены ретроспективы выдающегося американского художника послевоенной эпохи Филиппа Гастона (1913—1980), запланированной на осень — зиму 2020/2021 в двух американских музеях (Национальной галерее в Вашингтоне и Музее изящных искусств в Бостоне) и в галерее Тейт в Лондоне.
Известный своими изображениями фигур в колпаках Ку-клукс-клана, которые он называл автопортретами, художник еврейского происхождения таким образом безжалостно критиковал культуру расизма и доминирования белого большинства в США. В сентябре этого года, незадолго до открытия первой части выставки в Вашингтоне, руководства всех трех музеев приняли решение о переносе сроков выставок на 2024 год. Одной из причин они указали опасность возбуждения расистских настроений. Оказалось, что произведения, написанные в конце 1960-х годов, поразительно отображали сегодняшнюю ситуацию в мире.
Но, пожалуй, самым символическим произведением искусства в этом году стала работа американского художника Джэмми Хоумса. В разгар движения Black Lives Matter он организовал перфоманс, посвященный Джорджу Флойду — американцу, погибшему в результате неправомерных действий полиции в мае 2020 года. Его последние слова: «Они собираются убить меня», «Я не могу дышать», «Мне больно» — были превращены в воздушные баннеры, которые парили в безоблачных небесах пяти американских городов в течение целого дня. В год беспрецедентного кризиса, когда было утеряно множество жизней, эти слова мольбы о помощи стали пронзительной метафорой ценности человеческой жизни.
Ольга Овенден, консультант по современному искусству, предлагает широкий спектр услуг в сфере коллекционирования: от образовательных экскурсий для начинающих коллекционеров до поиска предметов искусства по индивидуальному заказу. В прошлом куратор и галерист, Ольга работает на рынке искусства уже десять лет.
https://a-consultancy.co.uk/ru/
Instagram: @aconsultancyo