Мадейра, которая, в общем-то, подобна Канарам, но расположена на 600 километров севернее (то есть, там попрохладнее), до прихода европейцев была необитаемой. «Мадейра» по-португальски означает «деревянная», первые португальские поселенцы несколько лет непрерывно жгли на острове леса, чтобы расчистить территорию под поселения и сельхоз угодия. Так что там леса сохранились лишь в названии. Но вот Канары населяли коренные племена, известные под именем «гуанчи». На каждом из островов — свое племя. Считается, что родом они были из северной Африки, района Атласных гор. Испанцы, по прибытии гуанчей, почти всех истребили, но часть гуанчей ассимилировалась, и в сегодняшних обитателях Канар, как считается, процентов десять крови коренных канарцев. Гуанчи жили в пещерах, были первобытно-общинными людьми, передвигались по морю на примитивных плотах, их ритуальные площадки были на вершинах гор, немного напоминали Стоунхендж. К слову говоря, на канарском острове Тенерифе находится самая высокая гора всей Испании, Эль Тейде, — 3780 метров.
Острова эти — испанская автономия, в Евросоюз входят только ассоциативно, налоги там пониженные, так что многие туристы отовариваются там электроникой, сигаретами и духами-одеколонами. В главных портовых городах Санта-Круз-де-Тенерифе и Лас Палмас на Гран Канарии — целые улицы “безналоговых” магазинов. Помню, в начале 1990-х с удивлением обнаружил на прилавке одного из таких магазинов с вывеской на русском “Добро пожаловать” пачку советских комсомольских билетов. Как видно, команда советского корабля в период распада страны решила подработать.
Птицы канарейки названы в честь островов, а не наоборот. Канарейки на Канарах встречаются не часто, я видел их всего три-четыре раза, чаще они встречаются на Мадейре. Домашняя канарейка изменила цвет; дикая, по сравнению с ней, — более ядовито-зеленая. Вообще же считается, что название «Канары» происходит от латинского «канис (собака): когда-то острова населяли огромные дикие псы, вроде собаки рода Баскервиллей. Правда, неизвестно, куда они все исчезли. Есть и другая теория происхождения названия: когда-то острова изобиловали морскими котиками, они на латыни называются «морскими собаками” — canis marinas. Сейчас здесь с котиками напряженка, но, опять же, на Мадейре их пока еще предостаточно. В районе Канар плавает много дельфинов и китов, совсем недавно здесь снималась новая версия “Моби Дика” — фильм Рона Хаварда “В сердце моря”. Фильм выходит на экраны в марте 2015.
Коренная природа Канар, так же, как и Великобритании, довольно убогая — это распространенная судьба островов, отрезанных от большой земли. На “Островах везения” нет диких животных. Нет змей. Всего четыре-пять пород птиц, половина из них — дикие голуби. Часто можно видеть парящую невысоко над землей пустельгу, а реже и выше в горах — коршуна. Есть одна крупная рептилия — варан острова Эль Иеро. Я их в природных условиях не видел. До недавнего времени вообще считалось, что они вымерли, но потом вдруг несколько особей было обнаружено, и сейчас их держат в специальном питомнике, где боятся на них дышать. На меня они сильного впечатления не произвели, просто большая ящерица длинной 20-30 см. Но, как говорится, на безрыбье…
На горных прогулках часто встречаешь козлов, и хотя они все домашние, с колокольчиками, вид у них дикий, и забираются они в такие места, куда и горный козел не залезет. Я был свидетелем милой сцены на Фуертовентуре: местный фермер с грузовичком забрался на крутую гору, из кабины выскочила собака, гавкнула несколько раз, козлики сбились в стадо и под присмотром овчарки по рампе полезли в кузов. После чего грузовичок развернулся и направился вниз в долину.
Есть на островах коренная порода финиковых пальм. Пока молодые, они очень толстенькие и приземистые, те самые, из сока которых делают «miel de palma» (пальмовый “мед») — очень популярный подарок с Канар. Мне рассказывали, что чиновничий Брюссель намерен запретить использование слова “мед” и заменить его на этикетках на слово “сироп” — ну, как канадский кленовый сироп. Очень надеюсь, что на Канарах в связи с этим начнется восстание. Но, конечно, самое потрясающее коренное здешнее растение — драконовое дерево, el drago. Гладкой корой оно напоминает баобаб, но крона у него состоит из нескольких пучков длинных и узких листьев. Собственно, ближайший родственник драконова дерева — куст табайба, который тоже только на Канарах и произрастает.
Поскольку Канары так же, как и Британские острова, находятся на перекрестке важнейших морских путей, сюда свезены со всего мира ботанические чудеса, некоторые из которых (агава и кактусы-cardon) стали почти коренными. Есть целые кактусовые сады, самый известный — на Ланзаротте. Для справки: все кактусы родом из Южной и Центральной Америки. Самый известный ботанический сад — это мадейрский, при дворце Монте над столицей Фуншалом. Мадейра особенно богата экзотическими растениями, я там впервые познакомился с невероятно вкусным фруктом аноной.