Карьера

Как Наташа Боус отказалась от £250 000. Bio-tiful Dairy в программе Dragons’ Den

07.01.2016Катя Никитина

Одним из участников первого в этом году эпизода Dragons’ Den, культовой программы о бизнесах и стартапах, много лет выходящей на канале BBC Two, стала Наташа Боус — британская предпринимательница, 16 лет назад перебравшаяся сюда из России. Многие уже знакомы с ее кефиром и ряженкой, продающимися в Англии под названием Bio-tiful Dairy. «В логово драконов» Наташа пришла с намерением убедить влиятельных британских миллионеров в полезности своего продукта, а также предложить им участие в своем бизнесе. За 10% доли компании Наташа попросила £250 000. Предложение было получено, но не совсем такое, на которое рассчитывала Наташа.

Об участии в программе и о том, что за ним стоит, основательница Bio-tiful Dairy рассказала в эксклюзивном интервью Russian Gap.

Запись программы в течение месяца со дня выхода доступна для просмотра в Великобритании на сайте BBC (наша героиня появляется на 30-й минуте).

Screen Shot 2016-01-07 at 11.58.37

— Наташа, сложно ли было попасть в программу?
— Они мне позвонили и пригласили участвовать. Сама я не вызывалась.
— То есть они сами разыскивают героев?
— Как мне объяснили, год от года по-разному. В этом году соотношение было примерно 50/50.
— И вы сразу приняли предложение?
— Нет, сначала я отказалась. Мне показалось, что рассказывать всем о своей бизнес-идее значит повышать вероятность, что кто-то еще ею решит заняться. Но тут же я подумала о том, что при этом миллионы британских зрителей увидят мой продукт, и решила согласиться.
Screen Shot 2016-01-07 at 10.58.26-2
— Сколько времени прошло между предложением, съемками и выходом передачи?
— Мне позвонили в начале февраля прошлого года, а сняли все в конце апреля. Было две сессии съемок, для двух сезонов. Меня просили сниматься в конце марта, так как программы этого эфира шли по телевидению в июле-августе, но у меня были две огромные выставки в это время, пришлось отказаться. Я смогла сняться только в конце апреля, поэтому попала на тот эфир, который показывают в январе-феврале.
— И вы, естественно, не могли никому рассказывать про съемки до выхода передачи в эфир? Подписывали соглашение?
— Совершенно верно.
— А расскажите про сам съемочный процесс. Готовят ли к нему как-то участников? 
— Никаких предварительных съемок нет, ни к чему особенно тебя не готовят. Есть тренировочная сессия, во время которой ты преподносишь свою трехминутную презентацию. Но абсолютно ничего не говорит тебе заранее о том, что полтора часа тебя будут закидывать вопросами с пяти сторон, а ты будешь стоять, как школьник, по струнке, на определенном месте, которое крестиком отмечено на полу. При этом перед тобой сидят пятеро людей, достаточно опытных и в некоторой степени играющих на камеру, и тебе надо быть абсолютно сфокусированным на том, о чем тебя спрашивают, понимать, как ты отвечаешь, куда ты этот разговор ведешь.
Screen Shot 2016-01-07 at 10.58.06-2
— Что вам помогло так хорошо держаться?
— Не знаю, насколько я хорошо держалась. Но видимо мне помогло, что я веду бизнес, у меня семья и так далее, и у меня нет ни одной лишней минуты. Поэтому у меня не было времени, чтобы волноваться заранее, и не было, если честно, времени подготовиться. Я должна была приехать в Манчестер в вечер перед съемками, а уже в 6:15 утра я должна была быть в гостинице в полной готовности, чтобы ехать на съемочную площадку. Среди участников эфира я в тот день была третьей — слава богу, мне повезло, не пришлось ждать целый день.
— Они тратят примерно полтора часа на каждое интервью?
— Я так понимаю, что «драконы» задают вопросы ровно столько, сколько им это интересно. Из примерно полуторачасовой беседы в эфир попали 12 минут. Но то, как это было ужато, мне в целом понравилось. Вырезали большое количество дискуссий вокруг финансов моей компании — видимо, на BBC посчитали, что это неинтересно широкой аудитории.
Screen Shot 2016-01-07 at 11.01.10-2
— Вы там сказали, что ваш бизнес был прибыльным в прошлом (соответственно, уже позапрошлом) году, но вы эту прибыль сознательно реинвестировали. При этом «драконы» почему-то зацепились за то, что прибыли не было. Вы как-то можете это объяснить?
— Об этом говорил Питер Джонс, и мне кажется, он специально старался вызвать реакцию, которая могла бы выставить меня не в том свете, в котором я хотела бы быть представлена. Ведь что самое главное главное для молодой компании? Темы роста! Поэтому смотреть на прошлогодние показатели прибыли в принципе довольно бессмысленно. «Драконы», будучи очень опытными предпринимателями, понимают, что когда компания находится в начале своего развития, очень легко убедить владельца в том, что он ее переоценивает, посмотрев на «исторические» цифры. При этом совсем другая картина открывается, когда ты говоришь, какие сейчас у компании обороты, сколько в нее инвестируется, какие прогнозы на будущее. Но такие вопросы даже заданы не были.
Screen Shot 2016-01-07 at 11.00.09-2
— Вам хотелось с кем-то из «драконов» партнерства?
— Пожалуй — с Питером Джонсом, у него огромный опыт в ритейле, он мог бы многое дать моей компании. Также Сара Уиллинхам занимается бизнесом, связанным с витаминами и питательными веществами, но она для мня была темная лошадка, до этих съемок ее не было в числе «драконов», и я не совсем понимала ее интересы и опыт.
— А когда Дебра Миден вам сделала предложение: £250 000 за 45% компании — вы задумались хоть на секунду?

— Дело в том, что £250 000 — гораздо меньший капитал, чем мне, в идеале, нужен.

Но меня сразу предупредили, что больше этой суммы никто никогда не просил, и больше этого никому никогда не давали, поэтому нет смысла просить больше. Учитывая, что этих средств и так недостаточно для того, чтобы сделать с моим бизнесом то, что я хотела сделать, отдавать почти половину компании — это было очень далеко от моих планов. Поэтому я отказалась. И верность своей позиции я доказала через полгода, когда привлекла в компанию инвестиции на тех условиях, которые я считала правильными.

Screen Shot 2016-01-07 at 11.03.03-2

— А с Waitrose у вас сложилось? Вас так долго пытали в программе на эту тему. Это же теперь интересно всем!
— Нет, именно с ними пока нет ничего конкретного. Но зато ведутся продуктивные переговоры с другими ритейлерами.
— В целом, вы не жалеете о своем участии? Было ли там что-то полезное? Может быть, «драконы» вам дали какие-то советы?

— Никаких советов мне там не дали, но я считаю, что опыт был отличный. Я была совершенно готова к тому, что не уйду оттуда с инвестициями, для меня инвестиции были бы приятным бонусом.

Судя по тому, что я видела и слышала, Dragons’ Den замечательно подходит тем, у кого бизнес находится в зачаточном состоянии.

Когда предприниматель приходит, просит сумму денег, которая не является значимой, и «драконы» в течение часа-полутора могут понять, пойдет этот бизнес или нет. Поскольку «драконы» не имеют права знать о бизнесе или предпринимателе ничего до того момента как тот входит в студию, и если они дают инвестиции, то не имеют права от них после программы отказаться, то ответственность на них лежит очень большая. И когда ты просишь крупную сумму денег, им многое надо понять и проанализировать. Очень сложно в их ситуации принять положительное решение. Им в тысячу раз легче сказать «нет», чтобы не рисковать.

 

Screen Shot 2016-01-07 at 10.57.35-2
— Тот факт, что вы русская, имел какое-то значение?

— Со мной перед съемками проводили короткое видео-интервью, и там довольно много спрашивали про русскую сторону дела и мою личную историю. Но ничего из этого в программе не показали — надеюсь, из-за того, что сам бизнес был достаточно интересным.

Текст: Катерина Никитина

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: