Раз в два года тысячи человек со всего мира приезжают в Венецию, чтобы посмотреть на современное искусство. 13 мая Венецианская арт-биеннале открылась в 57-ой раз. Если вы ни разу не оказывались среди ее посетителей, рассказываем, с чего начать и на что смотреть. И зачем вообще это нужно.
Кто выставляется?
Венецианская арт-биеннале — что-то вроде чемпионата мира по футболу, только в сфере искусства. Каждая страна готовит свою программу и выставляет самых интересных современных художников. Профессиональное жюри их оценивает и вручает приз «Золотой лев» за лучший национальный павильон, а также отмечает нескольких отдельных авторов, представленных в общих павильонах. Одновременно с основной конкурсной программой проходит параллельная программа (так называемые «collateral events»), многочисленные «открытые столы» («open table») с участием профессионалов и звезд арт-индустрии, а также образовательные программы. Все это длится несколько месяцев. Несмотря на то, что Венецианская биеннале является не единственной международной арт-площадкой, считается, что именно она задает тон и во многом определяет те направления, в котором развивается мировое искусство.
История Венецианской биеннале началась в 1895 году, но особенно популярной она стала в послевоенные годы, когда на биеннале стал показываться общепризнанный мировой авангард. В 1940-1950-х годах награды в Венеции получили Жорж Брак, Анри Матисс, Рауль Дюфи, Макс Эрнст. В 1950 году на павильоне США были представлены Поллок и Де Кунинг, а в 1964-м, благодаря тому же американскому павильону, международное признание получил поп-арт: гран-при конкурса досталось Роберту Раушенбергу.
С 1972 года биеннале становятся тематическими. Тему объявляет специально назначенный куратор основного проекта, и всем участникам предлагается следовать обозначенной теме. Темы бывают связаны с искусством или отражают актуальные мировые вопросы. Например, в 1986 году темой биеннале стало «Искусство и наука», в 2003-м — «Мечты и конфликты», в 2015-м — «Все будущее мира».
В этом году куратором Венецианской биеннале была назначена Кристин Масель (историк искусств, главный куратор Центра Помпиду в Париже), а темой биеннале стало: «Viva Arte Viva» («Да здравствует живое искусство!»). Свой выбор Кристин Масель объясняет тем, что в мире, полном конфликтов и потрясений, искусство становится главной ценностью, соединяющей людей, природу и космос. При этом, по ее словам, возрастает роль и ответственность художника, так как в условиях мировой нестабильности во многом именно художники формируют картину будущего.
Участие в программе 57-ой Венецианской биеннале принимают более 80 государств: от США и Китая до крошечных Кирибати и Тувалу. Внутри основного выставочного пространства есть отдельный русский павильон; также Россия участвует в параллельной программе с выставкой «Man as Bird».
Кто смотрит?
На предпоказы, которые начинаются за три дня до официального открытия биеннале, приходят специалисты: кураторы, художники, коллекционеры, журналисты, члены жюри. В день официального открытия (в этом году он случился 13 мая) объявляются победители конкурса. Дальше билеты на биеннале поступают в свободную продажу, и профессиональная публика постепенно сменяется любителями искусства со всего мира и многочисленными туристами. В последние годы каждую арт-биеннале посещают около полумиллиона иностранцев. В отличие от ряда других международных арт-выставок, куда съезжаются коллекционеры со всего мира, в Венеции работы купить нельзя. Опыт посещения биеннале напоминает, скорее, поход в невероятный по размерам музей, состоящий из нескольких комплексов и рассказывающий о том, куда движется мировое искусство.
Как туда попасть и все успеть?
Билеты для публики на биеннале недорогие: 25 евро полная цена, или 15 евро для студентов и людей младше 26 лет. Аккредитацию для прессы на дни предпоказов тоже дают легко: достаточно заполнить заявку и прислать ссылку на релевантную публикацию в вашем СМИ.
Билеты можно купить заранее на сайте или сделать это на месте. Очереди бывают, но сумасшедшего ажиотажа обычно нет. Имеет смысл покупать билет за 30 евро, дающий право посещения сразу на два дня, — за один успеть все посмотреть очень сложно.
Основная программа проходит в двух больших комплексах: парке Giardini и на бывших военных складах Arsenale. Начинать осмотр можно с любого места. От одного комплекса до другого минут 20 нужно идти пешком (чтобы не заблудиться, везде расставлены указатели), также между ними курсирует бесплатный катер. На входе стоит взять бумажный гид с картой, в котором указаны, какие страны на каких площадках представлены; или купить более подробный путеводитель, который, помимо прочего, представляет художников и объясняет смысл их работ. Помимо павильонов, представляющих отдельные страны, есть павильоны, в которых собраны работы художников разных стран. В этом году таких павильонов девять: Of Artists and Books, Of Joys and Fears, Of the Common, Of the Earth, Of Traditions, Of Shamans, Dionysian Pavillion, Of Colors, Of Time and Enfinity. Они также находятся на площадках Giardini и Arsenale.
Но ими двумя пространство биеннале не ограничивается. В параллельной программе задействованы еще около 20 площадок, кроме того, регулярно происходят уличные перформансы — так что следует активнее смотреть по сторонам.
Выставки в Giardini работают с 10:00 до 18:00, в Arsenale с 10:00 до 20:00, понедельник — выходной. Двух дней на то, чтобы обойти все самое интересное, должно хватить. В этом году биеннале продлится до 26 ноября.
На что обратить внимание?
Официально лучшим павильоном 2017 года признан павильон Германии (находится в Giardini), на котором художница Анне Имхоф представила проект «Фауст». Ее работа объединяет живопись, скульптуру, инсталляции и живой перформанс.
Помещение павильона Имхоф превратила в стеклянный аквариум, внутри которого находятся актеры, общающиеся со зрителями и друг другом на языке жестов и пластикой тел. Пол павильона тоже стеклянный, и зрители могут увидеть ползающих под ним актеров, которые выполняют по команде разные действия. Тех, кто пытается выбраться наружу, останавливают охранники и живые собаки. Продолжительность каждого перформанса — пять часов, а сценарий расписан на семь месяцев. Работы Анне Имхоф называют жестким реализмом. В них она затрагивает такие темы, как насилие и сопротивление, а также исследует пространство между телом и окружающей реальностью, в котором рождается человеческая индивидуальность. Премия немецкому павильону вручена с формулировкой: «За мощную и тревожащую инсталляцию, поднимающую насущные вопросы нашего времени. Она погружает зрителя в состояние дискомфорта. Используя архитектурные возможности павильона, Имхоф блестяще работает с объектами, картинами, телами и звуками».
В павильоне «Of Artists and Books», который также находится в Giardini, трудно пройти мимо инсталляции датско-исландского художника Олафура Элиассона «Green light». В ней принимают участие беженцы, в основном из Сирии и Афганистана, получившие временное убежище в Вене. Совместно с публикой биеннале они создают по эскизу художника зеленые лампы особой геометрической формы, которые поступают затем в продажу. Каждая лампа — результат совместного труда, без которого создание конечного продукта невозможно.
Павильон Грузии в Arsenale выставляет настоящий деревенский грузинский дом (он специально перевезен в Венецию), внутри которого постоянно льет «дождь». По замыслу художника Вахико Чачкхиани, со временем под действием влажности интерьер дома изменится: объекты домашнего обихода развалятся и обрастут мхом.
Италию в национальном павильоне представляют художники Джорджиан Кало, Роберто Куоги и Аделина Хасни-Бей. Их выставка называется «The Magic World» — в честь одноименной книги, выпущенной после Второй мировой войны. Ее автор, антрополог и философ Эрнесто Мартино, исследовал важность магии, ритуалов и веры в разных культурах, особенно в кризисные времена. Самая тревожащая часть экспозиции выполнена Куоги: в темном павильоне разложены пластиковые тела размером в натуральный человеческий рост и опирающиеся на иллюстрации средневекового трактата «О подражании Христу». Инсталляция создает атмосферу ночного кошмара, в котором Христос бесконечно повторяет круг смерти: есть много концов и нет начала.
Как представлена Россия?
У России есть свой павильон, который участвует в основной программе. Это отдельный дом в парке Giardini, спроектированный архитектором Алексеем Щусевым и открытый еще в 1914 году. Наравне с павильонами других стран, он регулярно борется за «Золотого льва», но пока ни разу эту награду не получал. Хотя в нем выставлялись почти все значимые русские художники своих лет: от Врубеля и Петрова-Водкина до Кукрыниксов и Кабакова.
В этом году Россия выступает под названием «Theatrum Orbis». Оно объединяет три проекта российских художников: «Смену декораций» Гриши Брускина, «Блокированный контент» Recycle Group и 10-минутную видео работу Саши Пироговой «Сад».
Российский павильон благосклонно отмечается мировой критикой. Британская The Guardian характеризует его как «spectacular as ever» и рассказывает про двуглавого орла Брускина, который реет над миллионом крошечных рабочих — белых скульптур. Здесь есть и танки с бомбардировщиками, и солдаты, и аллюзия на советское прошлое и путинскую Россию. Гриша Брускин (в этом году ему исполняется 71 год) — один из самых известных современных художников российского происхождения. Он живет и работает между Нью-Йорком и Москвой.
Выставка группы Recycle посвящена виртуальной реальности. Чтобы понять ее смысл, зрители должны скачать апп на свой телефон или воспользоваться планшетом смотрителей. Части человеческих тел, будто замурованных в стену, в этот момент оживают, а их тела передают на экран планшета или телефона тепло. «Блокировка значит смерть» — такова главная мысль этого проекта.
Видео-арт Саши Пироговой показывает хоровод людей, которые с помощью танца постепенно освобождаются от оцепенения и возрождаются к жизни. «У нас достаточно драматичное восприятие: есть жизнь, а есть что-то мрачное, непонятное и страшное, — говорит художница. — Хочется просто сказать, что это не страшно».
В рамках параллельной программы Венецианского биеннале, в Palazzo Soranzo Van Axel, проходит также большая выставка, организованная Пушкинским музеем. Она называется «Man as Bird. Image of Journey». На ней представлены работы 14 российских художников и художников других стран, которые объединяются темой путешествий по планете. Это первый опыт сотрудничества музея с Венецианской биеннале, и его главная задача, по словам его директора и одного из кураторов этой выставки Марии Лошак, — показать современные направления работы Пушкинского музея.
В «Павильоне традиций» участвует также российская художница Ирина Корина, представляющая иммерсивное пространство «Благие намерения», которое напоминает московскую городскую иллюминацию. В «Павильоне художников и книг» участвует молодая, но уже прославленная художница из Дагестана Таус Махачева, представляющая часовое видео, герой которого Расул Абдаков ходит по канату над пропастью, создавая своего рода мост между традициями Запада и Востока.
Чем еще заняться в Венеции?
До 3 декабря, почти одновременно с арт-биеннале, в Palazzo Grassi и Punta della Dogana, проходит большая выставка одного из самых известных британских художников Дамиена Херста «Treasures from the Wreck of the Unbelievable». Работа над ней заняла почти десять лет, и на ней показаны «находки» с несуществующего затонувшего корабля Apistos («Невероятный»). Согласно легенде, Apistos ушел под воду около двух тысяч лет назад вместе с грузом глобальных артефактов, а в 2008 году был обнаружен на дне восточного побережья Африки. Херст стал тем человеком, который поднял со дна и отреставрировал сокровища корабля, показав их впоследствии широкой публике.
Подводные сокровища Херста — одна из самых обсуждаемых мировых арт-выставок года. Но если после похода по биеннале сил на современное искусство больше не остается, всегда есть возможность сесть в одном из старинных кафе, заказав местное Prosecco или Aperol Spritz. Можно позвать друзей: наверняка в те же дни в Венеции окажется немало знакомых. Венецианская биеннале — как раз про это: искусство, профессиональная и около- тусовка, апероль. В каких пропорциях смешивать этот коктейль, каждый решает сам, но его воздействие в любом случае вряд ли разочарует.
Текст, фото и видео: Катерина Никитина