Самое важное осеннее арт-событие в Лондоне — выставка Frieze (она открывается сегодня), на которой представлены самые известные и интересные галереи современного искусства. Все они проходят серьезный отбор. На моей памяти только две российские галереи участвовали в этой престижной выставке: XL и Regina. Но приятно, что работы русских художников можно встретить не только на них. Например, в прошлом году американская Pace выставляла работы моей любимой русской художницы Ольги Чернышевой.
Новичкам арт-мира я бы посоветовала начать не с Frieze, а с выставки Frieze Masters, которую стали проводить не так давно. На ней можно проследить всю историю искусств и попытаться понять, как связаны древние иконы, скульптуры и работы старых мастеров с часто провокационным и непонятным современным искусством, которое выставлено в соседних залах. В прошлом году было особенно приятно видеть на этой выставке работы из собрания русского коллекционера и нашего друга Владимира Царенкова. Прогулка, или скорее пробежка, от одной выставки до другой проходит через парк скульптур, с которыми все фотографируются. В этом году парковая экспозиция открылась задолго до самой выставки, уже в июне.
На предоткрытии ярмарки, которая прошла вечером 4 октября, было сложно внимательно рассмотреть все, так что буду туда возвращаться. Но уже точно могу рекомендовать к посещению стенд Hauser and Wirth. Их кураторский проект, подготовленный совместно с Британским музеем, называется Fictional Bronze Age Presentation From a Forgotten Museum, и там чувствуешь себя как в любом провинциальном музее мира. Интересны стенды Sadie Coles, Lisson Gallery, Marian Goodman, а также новый спецпроект этого года Sex Works: Feminist Art&Radical Politics. А на Frieze Masters уже на предоткрытии была продана работа русского художника Алексея Явленского, причем за 2,5 миллиона. Еще три его работы пока остались, их можно найти на стенде галереи Dickinson. Русских галерей в этом году снова нет ни одной.
На предпросмотре Frieze встретила прекрасных русских коллекционеров и любителей искусства: Делю Алахвердову, Марию Байбакову, Владимира Царенкова, Алину Успенскую, Филипа Перкона, Елизавету Мешкичеву, Марию Адоньеву, Марию Бухтоярову и других. Поболтали с Алиной Ханна из Christie’s. Компанию в посещении выставки мне составили Елена Судакова, основательница галереи GRAD, а за ужином мы обменивалась впечатлениями с Jo Vickery из Sotheby’s, кураторами Tate Натальей Сидлиной и Juliet Bingham. Как всегда, обе выставки порадовали глаз не только искусством, но и нарядами ВИП-зрителей.
В рамках Frieze в Лондоне традиционно проходит много других выставок и проектов. Эту неделю можно сравнить разве что с предоткрытием Венецианской биеннале, когда все стараются успеть посмотреть как можно больше проектов, падая с ног от усталости.
К столетию Октябрьской революции приурочены две выставки в музее Tate Modern. Одна из них — выставка московского концептуалиста Ильи Кабакова и его жены Эмилии Not Everybody Will Be Taken Into the Future. На ней будут показаны как самые ранние работы Кабакова, так и сделанные уже в США, где он сейчас живет. Интересно, что до этой выставки перед новым зданием музея была выставлена огромная скульптура другого московского художника, который живет во Франции, — Эрика Булатова. Эрик и Илья были очень дружны в молодости и даже работали вместе над детскими книгами, когда жили в Москве. На второй выставке, Red Star Over Russia, будут демонстрироваться постеры, фотографии и графика русских художников из коллекции английского коллекционера Дэвида Кинга, который собирал ее всю жизнь и подарил в итоге музею.
С большим нетерпением я жду также выставку «101 километр — далее везде» известного русского архитектора-художника Александра Бродского. Для этой выставки он с помощью лондонских студентов-архитекторов AA School of Architecture построит павильон на Bloomsbury Square. Два экрана внутри павильона будут показывать железную дорогу в движении, а стены будут расписаны стихотворениями великих русских поэтов, которые жили «за 101-м километром». Там же, на площади, планируется чтение русских стихов. Рядом, в Пушкинском доме, будут выставлены работы фотографа и мецената Вадима Левина о русской интеллигенции в эмиграции.
Конечно, этой осенью нельзя пропустить проект Art Riot: Post-Soviet Actionism в галерее Saatchi. Он тоже будет приурочен к годовщине революции и покажет самых известных представителей русского протестного движения, включая Pussy Riot и Петра Павленского. Курирует выставку один из первых галеристов России Марат Гельман, который сейчас живет в Черногории. Это будет уже четвертая выставка современного русского искусства в Saatchi, которую организует семейный фонд Игоря и Наташи Цукановых — известных русских меценатов в Лондоне.
Еще одна лондонская традиция — это Russian Art Week, которая проводится в конце ноября. Во всех аукционных домах: Christie’s, Sotheby’s, Bonhams и McDougal’s — в эти дни проходят русские торги, куда устремляются в основном русскоязычные коллекционеры со всего мира. Отрадно, что в последние годы на рынок выходит все больше работ современных русских художников и по вполне приемлемым ценам. Я была очень рада приобрести две небольшие работы прекрасного художника Александра Лабаса на недавних торгах в Christie’s.
Перечитываю этот список, и самой не верится, что современное русское искусство сейчас так широко представлено на очень требовательной лондонской арт-сцене. Всего девять лет назад наш молодой фонд ARTiculate привозил в Лондон московских концептуалистов Игоря Макаревича и Елену Елагину с выставкой «Грибы русского авангарда», и мы чувствовали себя тогда чуть ли не первооткрывателями. Сейчас же в музее Tate создан специальный Комитет по отбору искусства из России и Восточной Европы. Многие русские художники представлены в основной экспозиции музея. Институт современного искусства (ICA) регулярно проводит встречи с русскими художниками, популярнейшая галерея Whitechapel устраивает совместные выставки с фондом Михельсона VAC, а проекты лондонской галереи GRAD привлекают внимание самых взыскательных арт-критиков. Нельзя не упомянуть и о грандиозном успехе недавней выставки Revolution в Royal Academy of Arts.
Так что осень будет очень насыщенная. Главное — все успеть.
Рисунок на обложке: Евгений Дворецкий