Осенью этого года в Лондоне открылись сразу две выставки, посвященные Романовым, – в Science Museum и Queen’s Gallery (вторая – на верхнем фото). На обеих есть на что посмотреть и над чем поразмыслить. Русская история, как и история любой страны, не является только делом прошлого, но задает направление развития настоящему и будущему, поэтому каждая выставка преподносит свои уроки.
«Последний царь: кровь и революция»
В Science Museum до 24 марта 2019 года будет идти выставка «Последний царь: кровь и революция» (The Last Tsar: Blood and Revolution). Она посвящена последнему периоду правления Николая II и таинственному исчезновению членов семьи после расстрела в доме Ипатьева в Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года. Спустя столетие после расстрела вопрос о подлинности останков царской семьи продолжает оставаться открытым. Впрочем, и расследование исчезновения царя Николая II, его семьи и приближенных после революции 1917, начатое в июле 1918 года, до сих пор не завершено. Эта выставка – попытка пролить свет на смутный и трагический период русской истории с помощью передовых научных методов, которые пытаются разгадать одну из величайших тайн XX века.
По словам директора Science Museum Иэна Блетчфорда, «эта выставка посвящена 100-летию со дня прекращения династии Романовых и исследует один из самых драматических периодов в российской истории с помощью уникальных данных науки. Наша кураторская команда собрала исключительную, редкую и яркую коллекцию предметов, повествующих об этом периоде». По словам Блэтчфорда, сотрудники музея стремились показать противоречивость фигуры последнего российского императора.
Что можно будет увидеть
Выставка, посвященная трагическому концу семьи последнего императора, рассказывает о событиях в России в начале XX века с довольно необычной точки зрения медицины и криминалистики.
В основу экспозиции легли около 150 редких, ранее не выставлявшихся фотографий, картин, предметов одежды и украшений, редких артефактов из архивов, музеев и частных коллекций России, Великобритании и США. Выставка разбита на шесть тематических разделов, которые касаются семьи Романовых и их связей с английской монархией, рассказывают об истории императрицы Александры Федоровны (1872-1918) и рождении наследника, а также прослеживают историю системы здравоохранения в России в начале XX века.
Разделы экспозиции затрагивают и вопрос о гемофилии, носителем которой был цесаревич Алексей, а также рассматривают события Первой мировой войны и работу Красного Креста в России. Наконец, последний раздел выставки – расследование расстрела членов императорской семьи, их врача и слуг. Специалисты музея кропотливо воссоздали процедуру идентификации ДНК, с помощью которой удалось установить, что кости, найденные в 1990-х годах в Свердловской области, принадлежат семье императора и ее приближенным. Исследование ДНК велось лучшими британскими экспертами под руководством доктора наук Питера Джилла из отдела судебно-медицинской экспертизы. Анализы крови членов семьи Романовых, последние достижения в области ДНК и реконструкции мягких тканей помогли идентифицировать останки императорской семьи и позволили расследованию прийти к положительному заключению.
На выставке представлено множество уникальных, впервые выставленных экспонатов, помогающих восстановить события роковой ночи накануне убийства царской семьи. Пожалуй, одним из уникальных объектов на выставке является впервые выставленная люстра из дома Ипатьева, которая находилась в комнате великих княгинь. Она была вывезена Чарльзом Гиббсом (впоследствии обратившимся в православие и принявшим монашеский постриг о. Николаем Гиббсом), учителем английского языка семьи Романовых. Люстра находилась в коллекции Вернера, которая исчезла из поля зрения ученых после продажи поместья Лутон Ху, где хранилась эта коллекция. В нее тоже входило много вещей, принадлежавших последней российской императорской семье.
Также из Художественного музея Кливленда на выставку приехало одно из пасхальных яиц мастерской Карла Фаберже 1916 года под названием «Красный крест». Личные предметы Романовых, найденные рядом с домом Ипатьева, как, например, личный дневник, икона и изумрудный крест императрицы Александры Федоровны, а также вставная челюсть доктора Боткина, расстрелянного вместе с семьей последнего царя, были предоставлены Фондом русской истории в Джорданвилле в США.
Представляет интерес и сундук из дорожной аптеки императорской семьи из Российского музея медицины, ранее не выставлявшийся за рубежом. До наших дней сохранилось только восемь таких сундуков.
Перечислять уникальные экспонаты этой выставки можно до бесконечности. Мы же ограничились только самыми необычными и важными. Предлагаем вам самим посетить эту выставку и составить собственное мнение о расследовании британских экспертов и неисповедимых путях русской истории.
Выставка будет идти до 24 марта 2019 года.
«Россия: королевская семья и Романовы»
Несколько тяжелое впечатление, оставленное выставкой в Музее науки, сгладит открывшаяся месяц назад в Queen’s Gallery выставка «Россия: королевская семья и Романовы» (Russia: Royalty and the Romanovs).
Эту выставку можно назвать по-настоящему эпохальной, потому что впервые за все время широкой публике стало доступно обилие редких архивных материалов, хранящихся в Royal Collection и рассказывающих об истории взаимоотношений между Англией и Россией. Причем истории не только дипломатической, но и личной, поскольку в XIX веке отношения между Англией и Россией были скреплены брачными узами между членами британского королевского и российского императорского домов.
«Это были очень близкие семейные отношения, и кровь Романовых продолжает течь в жилах представителей британского королевского дома как со стороны Ее Величества Королевы, так и со стороны Его Королевского Величества Герцога Эдинбургского. Таким образом, связь с императорским домом Романовых не прерывается», – говорит куратор Каролин де Гито.
Что можно будет увидеть
Обо всем этом рассказывается с большой симпатией и знанием редких исторических фактов. На этой выставке вы увидите множество замечательных произведений искусства и исторических документов, включая произведения Фаберже, подарки, врученные советскими делегациями, русский сарафан принцессы Шарлотты и последнее письмо Николая II Георгу V.
По словам Каролин де Гито, «наиболее интенсивными и дружественными взаимоотношения между нашими странами были в период наполеоновских войн. В XIX веке Король Георг IV поручает художнику Томасу Лоуренсу создать ряд портретов атамана Платова, генералов Уварова, Нессельроде. Все они потом были выставлены в память о битве при Ватерлоо в Парадном зале Виндзорского замка. Таким образом Георг IV обозначил важность альянса с Россией для британской короны».
А визит русского царя Александра I в Лондон даже спровоцировал моду на русский костюм. Единственная дочь Георга принцесса Шарлотта заказала русскому придворному живописцу, британцу Джорджу Доу, свой портрет в сарафане из голубого шелка. Он чудом уцелел среди всех немногочисленных сохранившихся предметов ее гардероба. На выставке вы сможете увидеть сам сарафан принцессы рядом с портретом, на котором она в нем изображена.
Тиара с приключениями
Пожалуй, самый интересный предмет на выставке – это Владимирская тиара, некогда принадлежавшая Великой княгине Марии Павловне, жене великого князя Владимира Александровича. Эту тиару очень часто можно видеть на королеве Елизавете II.
Еще в 1880 году Михен, как ласково называли Марию Павловну в кругу семьи, заказала русскому ювелиру сделать тиару из пятнадцати переплетающихся кругов, усыпанных бриллиантами, с подвешенной в каждом из них каплевидной жемчужиной. После победы большевиков Марии Павловне удалось через Кавказ добраться до Европы, а тиара осталась сокрытой в тайнике ее роскошного особняка на Дворцовой набережной Невы. В этом дворце в 1921 году открылся петроградский Дом ученых.
Сотруднику британского посольства в Петрограде Альберту Стопфорду удалось вместе с одним из русских умельцев тайно ночью проникнуть во дворец и вскрыть тайник с драгоценностями и деньгами. Стопфорд снял с тиары камни, разделил ее на малые части и, завернув в газету, упаковал в два потрепанных портфеля. Переодевшись в женское платье, Стопфорд спрятал тиару в подкладку черного капора и поместил 15 жемчужин в декоративные элементы платья, пришитые в виде отделки.
Тиара досталась великой княжне Елене, которая была вынуждена продать ее на аукционе в Лондоне. Покупательницей оказалась королева Мария. После смерти Марии тиару унаследовала ее внучка королева Елизавета II.
Легенда это или быль, но за историей перевоза тиары следишь как за триллером. По приезде в Лондон Стопфорд поместил тиару в банковский сейф. В 1920 году Мария Павловна скончалась во Франции, и тиара досталась ее единственной дочери – великой княжне Елене Владимировне, которая была вынуждена продать семейную реликвию на аукционе в Лондоне. Покупательницей тиары оказалась королева Мария, супруга короля Георга V. После смерти королевы Марии в 1953 году тиару, получившую название Владимирской, унаследовала ее внучка королева Елизавета II.
Помимо уникальной тиары, русских и английских государственных орденов, портретов королевской и царской семьи, вы также сможете увидеть редкие произведения Карла Фаберже и его фирмы, равно как и ряд уникальных, ранее не выставлявшихся личных вещей британских монархов. Например, сапфировую брошь королевы Виктории, подаренной ей в честь бриллиантового – 60-летнего – юбилея правления Николаем II и Александрой Федоровной.
Выставка будет идти до 28 апреля 2019 года.
Больше интересного – в нашем телеграм-канале: t.me/zimamagazine