Инструкция

Получить сто отказов и не упасть духом: особенности поиска работы в Британии

23.01.2019Редакция

На родине вы сами были топ-менеджером, который нанимал людей, и знаете все об успешных интервью. У вас достаточно профессионального опыта и дипломов известных учебных заведений. Вашим знакомствам может позавидовать правительство небольшой суверенной державы, а все карьерные консультанты, с которыми вы, конечно, не просто встретились, а уже дружите, единогласно сказали: «Не трогай резюме, оно совершенно». Пытаясь продолжить карьеру за границей, в один прекрасный день вы можете обнаружить, что сколько бы вы ни подавали заявок и как бы ни готовились к собеседованиям, работу вам так и не предлагают.

Докторант Университета Восточной Англии Наталья Мосунова и психолог Ксения Зенкова-Конти рассказывают о том, как это бывает и как с этим справиться.

Не берут и все

Есть множество историй, когда успешные люди в новой стране работу ищут годами. И все объясняют это по-разному.

А., бывший наемный менеджер, ищет работу в Великобритании с 2014 года: «Поиск постоянной работы веду через профессиональных гигантов, вроде LinkedIn, просматриваю подписку на вакансии, заполняю анкеты на профессиональных сайтах узкой специализации. Для успешного и долгосрочного трудоустройства мешают пункты в биографии, национальность, ограничения в путешествии. Остается фриланс и работа через смартфонные приложения».

Б., научный сотрудник: «Я мама с двумя детьми – ограничена и временем и географией поиска. С 2014 года пытаюсь получить работу, подала около 30 заявок… Сложилось ощущение, что брали только мужчин. Не поленилась, проверила разные факультеты. И, оказалась, например, в нашем университете на моем факультете  80% мест заняты мужчинами».

С., финансист, работавшая в международных корпорациях: «На собеседовании я была единственная женщина с законченным профильным образованием и опытом работы. Двое мужчин-кандидатов еще учатся, у третьего – опыт работы в педагогике. Собеседование прошло прекрасно. Взяли не меня. Новость сообщил директор лично, но это мало утешает. Совершенно непонятно, что не так с моей квалификацией при таком выборе».

Мы уже все знаем о поиске работы. Don’t we?

Помимо грамотного использования известных инструментов поиска (хорошая презентация и активность в LinkedIn, нетворкинг, прямые коммуникации с теми, кому полезен ваш опыт, и  хедхантерами из executive search) запаситесь готовностью к трем вещам:

  • это долго. Период уведомления об увольнении в Британии на более или менее интересных должностях – от 2-3 месяцев, на уровне руководителей департаментов и выше – полгода. Поэтому процесс подбора и поиска намного дольше, чем в России.   
  • На многие позиции в Британии в первую очередь рассматривают тех, кто уже имеет право на работу. А в некоторых случаях даже прямо указывают, что их интересуют только граждане Соединенного Королевства или ЕС. И только если не получилось с этими группами – рассматривают прочих соискателей. Поскольку британцев на острове достаточно, выпускникам университетов на визе Tier 4 стоит быть особо критичными к обещаниям трудоустройства после окончания университета, за исключением позиций, указанных в  UK Shortage Occupation list (IT, а также некоторых инженерных и медицинских специальностей).
  • Если вы женщина, то что бы вы ни слышали про diversity, будьте готовы к тому, что при прочих равных офферы легче получить мужчинам (как минимум, в 1/3 случаев), и примерно в каждом пятом случае оффер для женщины будет предлагать более низкую оплату, чем для коллег-мужчин (подробнее об этом – тут).

Получить сто отказов и не упасть духом

Поиск работы, по сути своей, – процесс оценивания, но не по шкале «хороший – не хороший», а по шкале «наш – не наш».  Другими словами, в результате собеседования выносят вердикт не вашей личности, не вашей квалификации, а вашей степени соответствия их системе. Эта система включает множество элементов, большинство из которых вы не найдете на сайте компании. Это и настоящая, а не декларативная ситуация с diversity, и готовность потратить время и ресурсы на бумажную работу для получения рабочей визы нанимаемого иностранца, и вообще поведение компании на внешнем рынке труда. А все это, в свою очередь, слагаемые из личностных, профессиональных качеств и частных интересов многих людей.

Сожалеть о неудаче – естественно. Тревожиться о неопределенности завтрашнего дня – тоже. Хуже, если сожаление и тревога сопровождается потерей веры в себя, болезненной фрустрацией и эпизодами депрессии.

Люди, которые рассказывали нам о поиске работы, говорили что каждый отказ переживается как небольшой крах. И чем череда отказов длиннее, тем меньше ресурсов для восстановления веры в себя остается. Сожалеть о неудаче – естественно. Тревожиться о неопределенности завтрашнего дня – тоже. Хуже, если сожаление и тревога сопровождается потерей веры в себя, болезненной фрустрацией и эпизодами депрессии. Так бывает, если самооценка как представление о важности своей личности недостаточно четкая или заниженная. Что такое самооценка, как она связана с уверенность в себе и можно ли ее поднять, мы писали здесь.

Даже если с самооценкой не все так хорошо, как хотелось бы, а уверенность в себе захромала после неудач и отказов, надо понимать, что отказали не вам как личности и даже не вам как профессионалу. Кому же тогда отказали, спросите вы? Отказали тому, кто не совпал с чьими-то представлениями о соответствии. Причем о соответствии не только и не столько конкретным обязанностям и вакансии, а целой системе взглядов и подходов. И чем позиция выше, тем меньше надежды оказаться «универсальным» кандидатом для системы.

«Антиметоды»

В необычных ситуациях обычные способы – полировка резюме, установление более близких контактов с теми, кто принимает на работу, усиление или получение новых навыков – не помогают. Поэтому поддерживать себя мы будем антиметодами.

Забудьте про позитивное мышление. Жалуйтесь 

Признать свою фрустрацию, печаль, усталость, растерянность стоит не только ради терапевтического эффекта. Это и новый канал и для выхода на рынок труда, и для установления связей, и для обнаружения новых друзей и поклонников. Да, вы с удивлением узнаете, что многие из ваших знакомых будут рады обсудить ваш провал и постараются лишний раз самоутвердиться, напомнив, что они так востребованы, что проблемы поиска работы не понимают. Но много больше людей подставят вам свое плечо, поделятся контактами, приведут в закрытый клуб, возьмут ваше резюме «на всякий случай, вдруг что подвернется». Именно искренняя заинтересованность в разрешении ситуации дает старт новым идеям и проектам: человек, у которого и так все прекрасно, не будет генерировать с вами способы выхода из карьерного кризиса.

Не читайте истории успеха

В каждой истории с лозунгом «надо просто идти за мечтой» упущены сотни факторов, повлиявших на исход истории – от случайного родства с лицами, принимающими решение, до финансовой поддержки семьи во время годового internship без зарплаты. В состоянии фрустрации и уходящей из-под ног почвы такие истории больше ранят, чем дают идеи и способы преодоления кризиса. Люди, которые на самом деле находят выход сами, прекрасно знают цену счастливой случайности (и вы тоже скоро узнаете).

Фактор везения

Каждый может вспомнить случаи, когда на важные посты брали людей, совершенно этих позиций не заслуживающих, и даже разрушающих бизнес. У этих историй есть обратная и ценная для нас сторона: что бы ни говорили хэдхантеры и рекрутеры о методиках подбора, всегда есть шанс «просто понравиться» или случайно попасть в «болевую точку». И это значит, вы можете оказаться на работе, о которой даже не смели мечтать.

Расширяйте зону поиска, если ваша личная ситуация это позволяет

Не хотят с вами разговаривать в Великобритании? Расширьте подписку на вакансии до США, Австралии, Европы. Признают вашу квалификацию, но боятся брать, чтобы вы кого-то не лишили работы? Открывайте свой бизнес и возвращайтесь как партнер, чтобы честно и с удовольствием позлорадствовать, выставляя счета.

Погоня за эталоном деструктивна

Забудьте об эталоне срока поиска работы, особенно в чужой стране. При всей схожести трудностей, с которыми сталкиваются высококвалифицированные эмигранты, нет ответа на вопрос о примерных сроках периода поиска. Год, четыре, десять?  Нередко процесс поиска работы заканчивался созданием собственного проекта или стартом новой профессиональной истории.

И еще раз: мы не всесильны

Лучшее, что мы можем сделать для себя в ситуации тотальных неудач – это относиться к себе гуманно. Очень часто наша карьера (и доход) зависит не от нас, а от множества факторов вне нашего контроля. Например, от времени: те, кто работал на большие корпорации, помнит, что в конце финансового года (с ноября и до конца марта) многие компании стараются не нанимать персонал, чтобы улучшить свои показатели). Иногда от политической ситуации в стране: визовые юристы, с которыми мы обсудили текущую ситуацию, рассказали о том, что многие работодатели опасаются принимать решения о найме иностранцев, пока нет ясности с иммиграционной политикой.

Далеко не все находится в зоне нашего контроля, и иногда стоит об этом вспомнить, вместо того чтобы в очередной раз обращаться к себе с вопросом: «Ну что со мной не так?» и пытаться рационализировать необъяснимый отказ.

Фото Shutterstock

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: