Актуально

Погибшие азиаты, идущие разными путями принцы и счастливые крысы: неделя с Дмитрием Сошиным

25.10.2019Дмитрий Сошин

Летописец британской суматохи Дмитрий Сошин сетует, что из-за Брекзита англичане будто растеряли свой имперский ген и замкнулись на своих проблемах. А ведь в мире столько всего происходит!

Не те новости

В стандартном, клинически-белом рефрижераторе — его открыли на грузовом терминале в 15 км от Лондона — обнаружили тела 39 азиатов. 31 мужских и восемь — женских. Судя по сообщениям BBC, одну из погибших правильнее назвать девушкой, подростком. Полиция до сих пор допрашивает водителя, парня из Северной Ирландии, но мне сдается, что он ни при чем. Мафия знает, как подсаживать «пассажиров», чтобы водитель трейлера этого даже не заметил.

Мне страшно представить, как они умирали. Но эта новость поразила меня не только количеством жертв и обстоятельствами их гибели. По-настоящему поразительно то, что даже такая страшная история не смогла надолго потеснить Брекзит из топа британских новостей. Вместо фотографии непричесанного Бориса Джонсона сайт BBC несколько часов акцентировал внимание публики на красном грузовике с белой фурой. Но ближе к вечеру Джонсон с Брекзитом вернулись на привычное место.

У меня часто спрашивают: когда же наступит Брекзит? Мне, если честно, уже все равно. Я от него безумно устал. Разумеется, я хорошо понимаю, что это магистральная тема, на нее нанизывается островная жизнь. Все, что творится в стране в данный момент, и все, что будет происходить в ней в ближайшие годы, а может десятилетия (кто знает), закодировано в результатах очень странного, как будто лунным ветром занесенного референдума. Брекзит, как маленькая, но очень агрессивная черная дыра, за три года всосал в себя информационное пространство сильной державы. Говорю со знанием предмета: в редакциях основных британских телеканалов штат «брекзитологов» увеличился по крайней мере вдвое — в бой бросают все новых журналистов, редакторов, экспертов, теле- и звукооператоров. Примерно так же обстоят дела в газетах и интернет-изданиях. На теме №1 многие сделали карьеру, но есть и те, у кого Брекзит вызвал скоротечное профессиональное выгорание. Обо всем остальном, что происходит в стране и за ее пределами, пишут и говорят по остаточному принципу. Уверен — именно так будут освещать и историю о гибели людей в рефрижераторе. 

Навязанная «местечковость»

Современный мир устроен так, что темы для обычных, кухонных разговоров подбрасывает телевизор и интернет. То, что на Брекзите зациклено подавляющее большинство британцев, — медицинский факт, не требующий доказательств. Даже начитанные, образованные люди приобретают «местечковое сознание»: у них просто нет времени и душевных сил следить за тем, что происходит в большом мире, воспринимать новые идеи. Я не смеюсь и не осуждаю британцев, я им сочувствую. А о чем еще думать, если на одном телеканале депутат из Северной Ирландии пугает перспективой партизанской войны, а на другом эксперт в модных очках рассуждает, какую часть зарплаты съест проект «Побег из Европы».

В метро, в кафе, дома за ужином и даже в постели люди говорят о Борисе Джонсоне. Допускаю, что последнее обстоятельство ему особенно приятно. Но, возможно, интереснее все-таки говорить о чем-то другом. Например, о детях, любимых женщинах, последнем кино-Джокере.

Или, если не в спальне, — о том, как Facebook активно двигает проект Libra — свою глобальную электронную валюту. Почему нет? Ведь это, на минуточку, действительно касается всех — много ли найдется людей, которые избежали цепких объятий Марка Цукерберга? У Libra немало проблем: из проекта уходят важные партнеры (Pay Pal, Visa, eBay), финансовые регуляторы по всему миру расставляют вокруг него красные флажки. Но Facebook не сдается: с июня этого года, когда проект был представлен официально, руководство соцсети постоянно засылает десанты в ключевые финансовые центры, ищет союзников. Пока Цукербергу удалось лишь запугать глав ведущих центробанков мира. Они хорошо понимают, что частная платежная система с тремя миллиардами пользователей со временем выйдет из-под контроля регуляторов и станет навязывать свои правила игры. Но об этих любопытных вещах в британской прессе почти не рассказывают.

Как и о массовых беспорядках в Латинской Америке — если не считать нескольких газетных материалов и телерепортажей. Понятно, что Чили, Аргентина, Парагвай и Перу — не родной Бенидорм и Коста дель Соль, но если там как следует тряханет (а, похоже, именно это сейчас и происходит), посуда посыплется во всех европейских домах, в том числе и английских.

Имперское прошлое «прошило» в британских генах отличное качество — острое желание раздвигать горизонт и исследовать то, что за морями и туманами. Но за три года люди будто разучились смотреть вдаль: мой дом уже не крепость, а скорее тюрьма для скованного страхом ума. Взгляд упирается в стену. 

Короткие сеансы счастья

Разумеется, британские коллеги стараются сеять семена оптимизма. На телеэкранах и в интернете все больше написанных и снятых в советском стиле историй о «наших героических парнях и девчонках»: футболистах, бегуньях, регбистах и так далее. Сегодня утром на ВВС выдали еще одну пилюлю счастья: рядом с Бристолем, среди чиста поля, построили аквацентр с искусственными волнами, на которых можно полноценно заниматься серфингом. В прямом эфире показали, как невидимая глазу машина красиво нагоняет голубую волну. Под свинцовым, дождливым небом за этим процессом наблюдали юные серфингисты. На фоне общего уныния репортаж казался солнечным пятном — а ведь я говорю об «Утре на ВВС», программе, где по определению абсолютно всё должно излучать позитив.

И все же я не могу упрекнуть британских журналистов в отсутствии кругозора и неумении поднять народным массам настроение. До глубины души меня тронула заметка на сайте BBC под названием «Крыс учат управлять микро-машинами для снижения уровня стресса»

Это восхитительная история о том, как американские ученые научили лабораторных крыс управлять миниатюрными электро-тележками, а заодно установили, что от этого зверьки испытывают невероятный кайф. Я их, этих крыс, отлично понимаю: тебя кормят, знакомят с девчонками и дают бесплатную тачку покататься. 

И снова о нем! 

Идея счастья у крысы и человека удивительно близка. Только нормальная крыса, в отличие от человека, при слове «Брекзит» не теряет желание размножаться и гонять на электро-машинке. Услышав кодовое слово «Б», бедный человек бросает любимые занятия, как зомби бредет к лэптопу, лезет в интернет и смотрит новости. И что он там видит?

  1. В понедельник Борис Джонсон предложит депутатам больше времени, что обсудить его план выхода из ЕС при условии, что парламент согласится провести внеочередные выборы 12 декабря. Выборы перед Рождеством — это самый настоящий подарок! Во вторник вопрос о выборах вынесут на голосование. 
  2. В Брюсселе согласились предоставить очередную отсрочку Брекзиту, но не назвали точную дату, — европейцам важно понять, как британский парламент в начале недели отнесется к идее проведения выборов. Исход голосования предсказать невозможно. 
  3. Борис Джонсон и его окружение фактически признали, что не сдержат обещание осуществить Брекзит в ночь на Хэллоуин (31 октября), так как последний трюк с выборами предполагает отсрочку до 31 января 2020 года. А если трюк не сработает? Тогда смотрите пункт 4.
  4. Все еще сохраняется возможность выхода Британии из ЕС в ночь на Хэллоуин. Все остальные пункты отменяются.

У моего коллеги Ильи Гончарова хватило силы духа, мудрости и терпения хоть как-то разобраться в этом кошмаре. Если хотите простого, внятного и серьезного объяснения, вам сюда.

Шутку недели про Брекзит выдал Юлиан Попов, писатель и бывший министр экологии Болгарии: «На дворе 2192 год. Премьер-министр Великобритании направляется в Брюссель, чтобы просить продления дедлайна по Брекзиту. Никто не помнит, как началась эта традиция, но каждый год она привлекает множество туристов со всего мира».

Что стряслось с принцами?

Интересно, о чем бы сегодня писали все британские газеты, если бы господь не наказал нас Брекзитом? Уверен на 100%, что главной историей стала бы «ссора принцев». Почему в кавычках? Потому что никакой ссоры нет, просто Гарри (под давлением затосковавшей по Голливуду Меган) согласился поговорить на камеру, и в результате наговорил лишнего. Не уверен, что наследник британского престола должен столь откровенно обсуждать даже со знакомым, близким ему журналистом ITV личные проблемы, в том числе психологического свойства. Вывод о размолвке братьев репортеры сделали из нескольких фраз. Вот они: «В настоящее время мы (с Уильямом) определенно идем разными дорогами, но я всегда готов прийти ему на помощь, и уверен, что и он всегда меня поддержит. Мы оба заняты, и не так часто видимся, как раньше, но я очень его люблю. Большинство (спекуляций. — ZIMA) раздувают из ничего, но вы знаете, что даже у братьев случаются хорошие и плохие дни».

Из всего абзаца журналисты таблоидов отобрали нужное: «В настоящее время мы (с Уильямом) определенно идем разными дорогами… У братьев случаются хорошие и плохие дни». И эти 15 слов уже несколько дней кормят желтую прессу. Апофеозом стала статья в Daily Express, где автор вспомнил, как двухлетний Уильям шалил на крестинах своего трехмесячного брата. Вот он, источник непримиримой вражды! Даже осторожное замечание Уильяма о том, что его беспокоит душевная ранимость брата, представили как скрытую насмешку.

Что тут можно сказать? Принцы уже взрослые, они не будут вечно ходить друг за другом в смешных шортиках. Они здоровые мужики, им каждый день надо думать о семье и троне. Их не бабы, а скорее жизнь развела. Идеальные отношения между братьями только в сказках. 

Я верю — все наладится. Кейт с Меган слетают на шопинг в Париж, братья поохотятся на оленя в Шотландии, полечатся вискарем, и мир восторжествует в королевской семье. Но для начала Гарри стоит отозвать иск против таблоидов Sun и Daily Mirror, иначе они его в покое не оставят.

И отчего девушки мечтают о принцах? Одни проблемы с ними.  

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: