Юрист Елена Цирлина, глава иммиграционного отдела юридической фирмы Charles Douglas Solicitors LLP, специализируется на вопросах иммиграции, гражданства, европейского права, предоставления убежища и защиты прав человека. Работает она и много, и успешно — не зря же получила премию ZIMA Awards в номинации «За увеличение числа соотечественников на британских островах». За 15 лет практики Елена многим помогла разобраться в тонкостях британских иммиграционных законов. Вот что она сама рассказала о себе и о главном деле своей жизни.
Свою специализацию я выбрала случайно. Параллельно с учебой в университете я, помимо права, занималась даже кинокритикой. Все изменилось после стажировки в юридической фирме, которая специализировалась именно на вопросах иммиграции и предоставления убежища. Тогда я поняла, чем хочу заниматься в жизни, и убедилась: то, что я делаю, имеет значение.
Мне часто задают вопрос: почему ты не осталась в Сити и не стала, например, корпоративным юристом? Корпоративный юрист — очень нужная профессия, но, по сути, такой юрист работает с неким юридическим лицом. А для меня важно помогать именно людям.
По большому счету, главное дело моей жизни — защита интересов людей, которые чувствуют себя уязвимыми. Многие, кто занимаются, например, защитой беженцев или помогают мигрантам, работают с определенным классом людей. Я так узко на вещи не смотрю.
Иногда понимаешь, что идешь против волны. Порой даешь советы клиентам, а они противятся: «Мы это делать не хотим». Приходится преодолевать сопротивление.
Я занимаюсь иммиграционным правом с 2004 года, с начала моей стажировки в этой области. И вот что могу сказать: каждое новое правительство вносило свои изменения в иммиграционную политику страны, что со временем привело к установлению враждебной среды для мигрантов, в том числе и моих клиентов. Например, в этом году нам предстоит разбираться с «грехами» Брекзита.
Юриспруденция — очень интересная область. Но она не для всех. Переработки, кропотливая работа и очень большая ответственность. Иммиграционное право меняется очень часто, и специализирующиеся на нем юристы обязаны повышать квалификацию буквально каждый месяц, чтобы успевать за темпом изменений. Многие, когда слышат, как я работают, говорят: нет, мы так не хотим.
Считается, что интересы типичной женщины должны фокусироваться на семье и доме. А я делаю как раз обратное: пашу, как стахановец. Работаю в среднем по 13-15 часов в день. Иногда без выходных. Часто без отпуска. Мне все нравится. Я — трудоголик. Работа — это мое хобби, мне это интересно. Для многих людей это странно.
Вы только не подумайте, свободное время у меня все же есть. Я читаю много публицистики, хожу в галереи и музеи. Обожаю оперу, балет, драму и кино. И свое увлечение кинокритикой я не забыла, продолжаю — мысленно — этим заниматься.
В 2011 году была издана моя первая и единственная книга, которая представляет собой практический гид по иммиграционному законодательству для иностранных студентов, приезжающих в Великобританию. Подобных книг не было ни до, ни после. Я начала над ней работать, когда лейбористское правительство коренным образом изменило все правила, касающиеся международных студентов. Это серьезный академический труд, на который я пошла абсолютно сознательно, но в ближайшем будущем повторять не планирую. Заниматься книгой я могла только по вечерам, заканчивала в два-три ночи. И так на протяжении почти полутора лет.
В прошлом году было несколько профессиональных удач. Например, в марте 2019 года мы узнали, что правительство Великобритании решило опять внести изменения в иммиграционный регламент. Одним росчерком пера исчезла значимая визовая категория для предпринимателей, а также категория, позволяющая выпускникам высших учебных заведений заниматься бизнесом. Правительство также изменило правила, относящиеся к категории виз для инвесторов. Мы предвидели, что подобные изменения грядут, и уже через две недели после их оглашения провели семинар для инвесторов. По сути, оповестили всех до того, как эти изменения вступили в силу.
Самое яркое дело, которым я занималась и которое мне особенно близко, — это, конечно, дело Александра Литвиненко. Оно заставило меня войти в совершенно новую для себя нишу общественного права. За восемь лет, что я занималась этим делом, освоилась и сейчас могу практиковать в этой области совершенно спокойно. Но в самом начале процесса почва под ногами была не такой твердой. Думаю, что это дело останется со мной навсегда. Оно заставило меня задуматься не только о том, чем я хочу заниматься, но и о личных рисках.
Роль русскоговорящей диаспоры в Великобритании, на мой взгляд, недооценена, и меня это коробит. Ведь вклад очень большой. Например, благотворительный фонд Gift of Life, сестринский фонд «Подари жизнь», привозит сюда представителей российской культуры в рамках своих благотворительных мероприятний и вообще работает как мостик между нациями, языками и культурой двух стран. И подобных примеров много. Я не могу представить себе другую страну, которая была бы так же близка по духу и культуре к Великобритании, как Россия. Исторически так всегда и было, что объясняет тягу россиян к этой стране. Но иногда, за туманом политики, люди забывают об этом.
Подробности о премии ZIMA Awards и других ее лауреатах — здесь.