Актуально

Всюду запах перемен: «Неделя» с Дмитрием Сошиным

24.01.2020Дмитрий Сошин

Мой лондонский друг Вадим Малкин недавно верно подметил, что новости про Megxit и Brexit заслоняют по-настоящему важную тему — возможную реформу британской civil service, а по-русски — госслужбы. Речь идет о беспартийных чиновниках. Это они, в отличие от партийных премьер-министров, да и просто министров, которые приходят и уходят, сидят спокойно и занимаются рутинным хозяйством страны. Так что, имейте в виду, «перетряхивают» не только в Москве, в Лондоне тоже. И в Лондоне, кстати, тоже стараются показать, что акцент делается не на конфигурации власти, а на ее качестве.

Фото: John Pratt/Keystone Features/Getty Images

Главная реформа еще впереди

Идеологом реформы выступил Доминик Каммингс. Официально — главный советник Бориса Джонсона, по сути — серый кардинал Даунинг Стрит. Политтехнолог, стоявший за странными, дикими, но, как показала жизнь и результаты сначала референдума 2016-го, а потом и выборов 2019-го, верными решениями. 

Каммингс не стал напускать тумана и четко изложил свои взгляды в блоге. Пост сразу растащили на цитаты все британские газеты и сайты. Основная мысль: госслужба превратилась в сословный клуб, доступ в него имеют в основном выпускники Оксфорда и Кембриджа — как правило, белые англосаксы мужского пола. Они, пишет Каммингс, не блещут свежими идеями, их главная цель в жизни — перепрыгивать с должности на должность и без потерь тянуть до пенсии. Эти люди, считает он, не в состоянии управлять страной, решившейся на смелый исторический эксперимент («Брекзит»).

Каммингс объявил, что власть остро нуждается в weirdos and misfits with odd skills, то есть чудаках и неудачниках с необычными навыками. Университетское образование необязательно, главное — чтобы человек мыслил оригинально: «Если вы хотите понять, что собирается предпринять окружение Путина, или как международная мафия пытается найти лазейки в нашей системе безопасности, вам больше не понадобятся выпускники Оксфорда по специальности “английский язык”. Они лишь в состоянии (…) распускать новостные фейки про новостные фейки».

Обратите внимание: в списке необходимых правительству специалистов на первом месте значатся программисты и эксперты по анализу статистики и цифровых данных. Люди, способные внедрять в управленческие структуры искусственный интеллект и составлять математические модели различных ситуаций в экономике и социуме. Лишь следом в этом списке идут экономисты, политологи и специалисты по коммуникациям. Любопытно, сколько соискателей отправили Каммингсу свои CV? Он ведь указал в блоге адрес своей электронной почты.

Еще до того, как разговоры о реформе взбудоражили Уайтхолл, поползли слухи, что глава британской госслужбы подумывает об уходе. На этой неделе стало известно: Джон Манцони действительно покинет свою должность. По свежим данным, это произойдет в ближайшие два-три месяца, но точно до конца года. Sky News утверждает: должность его приемника будет называться Chief operating offcer (а не Chief executive, как у Манцони). Понизили статус?

Реформа Джонсона-Каммингса — если, конечно, это не война блогов — предполагает сокращение госаппарата (в настоящее время на зарплате сидят около 400 000 чиновников). У партийных министров в будущем появится возможность без осложнений увольнять беспартийных технократов. А на их место ставить тех самых «чудаков и неудачников с набором необычных навыков». Оппоненты Джонсона и Каммингса уверены, что реформа затеяна не для улучшения управляемости страны, а для усиления личной власти премьера и его окружения.

Справедливости ради, чиновники на этом Острове пользуются авторитетом по всей Европе. Они могут не только составить изящную докладную записку, но и сыграть роль кризисного менеджера. Когда я работал в Берлине, местные функционеры часто приводили их в пример. Эти люди, уверяли суперэффективные немцы, умеют по-настоящему дистанцироваться от политических игр и хладнокровно принимать решения исходя из национальных интересов.

Короче говоря, если разговоры о реформе перейдут в реальную плоскость, «Брекзит» очень скоро станет темой номер два. Созданная еще в XVIII веке британская госслужба — одна из важнейших скреп национальной жизни. Любые перемены в ней коснутся не только обычных граждан, они скажутся на отношениях с бизнесом, торговле, внешней политике, работе разведок. Ну а если допустить, что палата общин вскоре будет гастролировать по всем городам и весям, а лордов с их париками и вовсе отправят в дома престарелых (еще одно радикальное предложение команды Джонсона), то британцы, как это сейчас принято говорить, проснутся в другой стране.

Впрочем, это их в любом случае ожидает ровно через неделю: вчера королева подписала закон о «Брекзите», а сегодня «Договор о выходе» с подчеркнуто печальными лицами скрепили подписями новоизбранные президент Еврокомиссии и глава Евросовета. Соединенное Королевство покинет ЕС 31 января в 23:00 по лондонскому времени.

Лидеры Евросоюза заявили о начале новой эпохи «партнерских и дружеских» отношений. Премьер-министр Нидерландов при этом уточнил, что шансы заключения торгового соглашения между Лондоном и Брюсселем в этом году — «примерно 50 на 50».

Что же будет с BBC?

Реформы грозят не только госаппарату.

2020 год начался с целой серии откровенных интервью близких к власти людей, где они озвучили следующую мысль: чтобы выжить, Британской вещательной корпорации необходимы радикальные перемены. И сразу многие автоматически скатывались к теме, которая может запросто прихлопнуть ВВС, а именно — к отмене «телевизионного налога», пошлины TV Licence. Об этом не так давно рассуждал и Борис Джонсон, но в последнее время он эту тему не поднимал. 

В эфире одной из радиопрограмм корпорации министр культуры Ники Морган заявила: «Вопрос [об отмене налога] постоянно возникает в разговоре с избирателями. Люди спрашивают: ради чего я его плачу? Я их не смотрю. Я с ними не согласен». Больше других с редакционной политикой корпорации не согласны премьер-министр и горячие, радикальные головы из консервативной партии. Они обвиняют журналистов BBC в однобоком освещении событий. В том, что те предвзято относятся к консерваторам и вообще к сторонникам «Брекзита». Один из самых заклятых врагов старушки BBC — уже упомянутый Доминик Каммингс. Этот парень, похоже, везде мечтает оставить свой след.

Один из министров на днях заявил, что отказавшихся платить «налог на просмотр ВВС» в будущем могут избавить от уголовного преследования. То есть надежда остается лишь на добровольцев. И тут возникает вопрос: а многие ли из нас готовы платить £154,50 в год, когда стриминговые платформы предлагают куда больше сериалов и фильмов, а новости можно узнать и на других сайтах? Лично я продолжаю платить «налог BBC», так как считаю, что, за небольшим исключением, корпорация выдает качественный телевизионный, радио- и онлайн-продукт, пользующийся спросом и за пределами страны. Я говорю о новостях, публицистике, спорте. И, разумеется, о кинопоказе, куда входят их отличные сериалы. Но много людей считает, что все это стоит их денег?

Финансовая служба BBC уже подсчитала возможный ущерб от «декриминализации» отказа платить налог — 200 млн фунтов в год. В этом случае придется массово увольнять звездных (и не только) ведущих, закрывать программы, сворачивать производство развлекательного контента. Похоже, первый шаг в этом направлении уже сделан: на этой неделе стало известно о предстоящем снятии с эфира шоу Виктории Дербишир — чуть ли не единственной качественной публицистической программы дневного вещания BBC. Интересно, что это одна из немногих программ, где рассказывают и часто решают проблемы простых людей, работяг. Если верить политикам-консерваторам, именно рабочий класс отказывается содержать национального вещателя.

BBC-ненавистники утверждают: ее журналисты выражают мнение «элитистской либеральной лондонской тусовки». Это прямая цитата из таблоида.  Известный телеведущий Эндрю Марр формулирует свою позицию так: «Смотреть на мир непредвзято, спокойно излагать факты». Но в другом интервью признается, что является сторонником либеральных взглядов, ближе к левому спектру. Так как же он смотрит на мир?

На мой взгляд, главную тему года — «Брекзит» — би-би-сишники в целом отработали честно. Они показали и ложь Джонсона, и беспомощность Корбина. Особых симпатий к лейбористам замечено не было. Я согласен далеко не со всем, что появляется в репортажах ВВС и на ее сайте, но в этом потоке фактов куда больше, чем пропаганды.

Через два года BBC исполнится 100 лет. Очевидно, что к этому юбилею она придет в радикально новом виде. Помимо политиков на корпорацию давят технологические императивы. Чтобы тебя смотрел молодой, избалованный зритель, необходимо придумывать новые форматы, провоцировать, все глубже погружаться в интернет. Важнейшие сдвиги, на мой взгляд, произойдут уже в этом году.

Летом корпорацию покидает Тони Холл, он занимал должность гендиректора BBC с 2007 года. По общему мнению, лорд Холл вытащил эту организацию из репутационного кризиса, но не разобрался с кризисом экзистенциальным. Если народ перестанет содержать BBC, придется запускать в эфир рекламу. И зритель увидит совсем другую картинку. Я не уверен, что даже критикам BBC она придется по душе.

Из Швейцарии пишут

В Давосе будущий король Англии принц Чарльз (сын королевы Елизаветы II, отец принцов Гарри и Уильяма, бывший муж принцессы Дианы и нынешний супруг Камиллы Паркер-Боулз) встретился с юной эко-активисткой Гретой Тунберг. Я сначала подумал, что они вместе катались на санках, но надежный источник в Швейцарии сообщил мне, что в этом году Международный экономический форум проходит при плюсовой температуре.

Ох уж эти капиталисты, довели-таки планету до экологической катастрофы!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: