Актуально

Посол России в Великобритании прокомментировал международное положение

10.02.2020Владислава Жунина

По случаю Дня дипломата посол России в Великобритании Андрей Келин пригласил журналистов в свою резиденцию и поделился с ними своим взглядом на российско-британские отношения. Вкратце: история со Скрипалями далеко не закончена, потепления ждать не стоит, но и новые экономические санкции России пока, скорее всего, не грозят. Для тех, кого интересуют детали, ZIMA собрала основные цитаты из комментариев господина посла.

Об истории отношений России и Великобритании

В 1549 году в этот день, 10 февраля, был основан посольский приказ, а спустя 4 года первое британское посольство прибыло в Россию. Так что отношениями с Великобританией мы занимаемся уже давно.

Здесь работало много интересных личностей. В частности, граф Александр Бенкендорф. Он служил здесь в самые горячие годы — перед Первой мировой войной. И похоронен здесь. Вообще эти стены помнят многих талантливых людей. Это и Михаил Михайлович Майский, и Федор Тарасович Гусев, и, конечно, Андрей Андреевич Громыко. В последние годы тоже были интересные и серьезные дипломаты.

О возможном потеплении отношений между Россией и Великобританией

Я не могу пока констатировать оттепель. Я здесь не так давно, и за это время температура колебалась незначительно. Во время предвыборных кампаний звучало не так много антироссийских высказываний, но волна уже выходит на тот же уровень, что и раньше. В то же время мы получаем сообщения по различным каналам, что пора перевернуть страницу в отношениях, и Великобритания об этом уже думает. Было бы неплохо, но вряд ли это произойдет в ближайшее время. Крупные политические деятели обуславливают это несколькими факторами: [для налаживания отношений] Россия должна изменить свое поведение, вернуть Крым Украине, прекратить свою деятельность в Сирии и, наконец, заверить мир, что ничего подобного истории со Скрипалями больше не случится. Цена, откровенно говоря, несопоставима с целью. Если нам нужно [ради хороших отношений] отдать Крым и уйти из Сирии, мы, скорее, откажемся.

Продолжение по делу Скрипалей следует?

Безусловно, продолжение следует. Сейчас по делу Скрипалей ведется коронерское расследование, скоро начнется формальный суд. Все будет идти по той же модели, что и в деле Литвиненко. Это долгоиграющий вопрос, он будет то проявляться, то пропадать, и в этом ничего хорошего нет – он долго еще будет бросать тень на отношения с Великобританией.

О Борисе Джонсоне

Премьер-министр меня еще не звал, но он уже встретился с Владимиром Путиным в Берлине.

О возможных торговых соглашениях с Великобританией после Брекзита

Мы пока не вступали в процесс обсуждения чего-то конкретного. Сейчас Великобритания занимается первоочередными делами — урегулированием торговых отношений с Евросоюзом, США и Китаем. США — это 20% всей торговли Великобритании, на Евросоюз приходится еще 50%. Поэтому Великобритании приходится находить новые варианты торговых соглашений [прежде всего с ними].

По ЕС изначально будет рамочное соглашение: по торговле сельскохозяйственными товарами, по рыболовству. Затем пойдут секторальные соглашения. Это все, как я понимаю, должно быть сделано в переходный период, иначе стране опять маячит выход из ЕС без сделки. А это экономическая проблема — не катастрофа, конечно, но огромная проблема.

Мы сейчас не спешим. Нам самим предстоит внести изменения во внутреннем законодательстве о странах Евросоюза. По целому ряду законопроектов сейчас проходит такая формулировка: «Придется сделать в связи с выходом Великобритании из Евросоюза».

О деле Замиры Хаджиевой

Мы следили за тем, как закончилось дело Хаджиевой. Нам запросов о содействии от британского правительства пока не поступало. Я знаю, что сейчас у тех, кто будет вести следствие, имеется заряд еще на 50 дел аналогичного характера. Касаются они не только России, но и Китая, и арабских стран.

В деле Хаджиевой все было ясно с самого начала. Это, конечно, создание прецедента, благодаря которому удалось привести в действие закон о деньгах, происхождение которых владелец не в состоянии объяснить. Мы знаем, что есть среди подозреваемых и беглые российские граждане, но как все будет развиваться — посмотрим.

О визах для российских граждан

Когда с Евросоюзом достигалось соглашение по упрощению визового режима, в него включались Великобритания и Северная Ирландия. С тех пор ни на какие наши предложения Великобритания пока не идет. И это не вписывается в современную концепцию правительства, поскольку недавно Борис Джонсон обещал упростить въезд для студентов, людей науки и занятых в сфере образования.

С этим британцам придется что-то делать, конечно. Мы, со своей стороны, будем активно привлекать британских дипломатов для совместного решения проблемы.

О Британском совете

Мы действительно сократили деятельность Британского совета. В начале 1990-х было открыто порядка 15 филиалов British Council, которые в правовом отношении не были оформлены. Мы долгое время уговаривали британскую сторону обеспечить этим центрам легальное положение, но так и не добились результата. Они хотели сохранить гибкость. В итоге нам действительно пришлось их постепенно прикрыть.

Но Британский совет все еще работает, он по-прежнему действует в Москве.  Секция при посольстве продолжает свою работу. Недавно я встречался с главой Британского совета. Мы обсуждали перспективы работы. Они есть. С этим все нормально.

О новых санкциях в отношении России

Думаю, Британия займет позицию Евросоюза. Одна из главных тем, которые Брюссель хочет навязать Британии, — это продолжение общей линии политики, в том числе в сфере безопасности и обороны. А санкционный режим — его неотъемлемая часть.

Анонсировано пока одно: Великобритания вводит свой закон Магнитского, в той интерпретации, в какой он принят в США и Канаде. То есть закон направлен не против России, а против нарушений прав и свобод человека в мире. По части остальных вещей в Великобритании пока молчат. Я не очень верю, что будут введены экономические санкции, поскольку они будут как раз мешать либерализации торговли и экономики, на которой и строится вся концепция Брекзита. Поживем — увидим. Все будет зависеть от нового климата в отношениях — если он, конечно, будет, этот новый климат.

Все самое интересное – в нашем Телеграм-канале. Подписывайтесь!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: