Независимо от того, на какие Telegram-каналы вы подписаны и какие газеты читаете, сейчас всех вас объединяет одно: нескончаемый поток информации о коронавирусе. Но знаем ли о нем всю правду? Можем ли отделить real news от fake news? И не стоит ли как-то ограничить медиа в освещении этой ситуации, чтобы не провоцировать панику?
Хотели бы поспорить об этом? Я тоже захотела — и отправилась на открытые дебаты на тему, которая буквально так и звучала: «Нужно ли цензурировать освещение коронавируса в СМИ для предотвращения массовой паники?»
Мероприятия под названием “Debating London” дважды в месяц организует Great Debaters Club. Здесь учат навыкам дебатов людей разных профессий — финансистов, врачей, журналистов — и дают возможность бесплатно попрактиковаться.
Цензурирование коронавируса обсуждали в уютной чайной-театре Tea House Theatre в Воксхолл в среду вечером. Первое, что я услышала, зайдя в камерный викторианский паб, переделанный под кафе с пирогами и бесконечным выбором чая, — несколько шуток про коронавирус (сотых по счету за день). А еще заметила, что посетители не вняли совету ZIMA об использовании крепкого алкоголя в качестве антисептика — все сидели с традиционной пинтой пива в руке.
Тони Кутсумбос, основатель клуба, для начала объяснил, как все будет происходить. Исходный тезис звучал так: “This House would censor media coverage of the coronavirus to prevent mass panic”. Далее участники каждой команды представились, после чего прозвучал дисклеймер: их реальные мнения (инженера, студентки, ученой и т. д.) могут не совпадать с мнениями, которые они будут представлять и отстаивать. А когда со всех была снята таким образом вербальная ответственность, начался мини-нетворкинг: нас попросили обсудить свои точки зрения с соседями (за цензуру при медиа-освещении коронавируса, против этого или undecided).
Сидящая рядом со мной Синтия твердо заявила, что она против цензуры. Да и вообще, «после того, какой ужасный выбор угораздило совершить британцев в пору Брекзита, им больше нельзя доверять что-либо решать — тем более определять критерии для цензуры». Тут мне в голову сразу полезли воспоминания о сюрреалистичном вечере, который я провела на Tate Lates в честь Доры Маар, пока на дворе еще был Брекзит, а разговоры о коронавирусе еще мало кого интересовали. Из дейдриминга меня вывела статистика:
из сорока двух присутствующих десять были за цензуру, семнадцать — против (я в их числе), пятнадцать — undecided.
А потом пришел профессиональный судья (который, кстати, не вымыл и не продезинфицировал руки), председатель ударил молотком — и начались дебаты. Раунд первый — вступительные шестиминутные речи. Дискуссию открыла сторонница цензуры. Она отметила, что факты о вирусе меняются ежедневно, и задала эффектный вопрос: «Хотя коронавирус очень заразен, что может быть более заразным, чем массовая паника?» От болезней, вызванных вирусом, на сегодня умерло около 3,4% инфицированных. И самое, по мнению выступающей, страшное в текущей ситуации — это не реальная угроза, а тот «имидж», который создают вирусу СМИ, часто именуя его «убийцей». Рождается неоправданная паника, которая негативно влияет в том числе и на врачей. Выход — цензурирование медиа. Но не в общепринятом понимании стигматизированной и скрывающей правду цензуры, а в контроле за фейк-ньюс и распространением недостоверной информации комиссией независимых экспертов. Карательные меры тоже должны стать частью надзора, цель которого — чтобы в приоритетом было здоровье людей, а не «продающие» истории для медиа. В общем, такая крайняя мера в ограничении священных правил демократии необходима в ситуации public emergency.
Ответный удар противников цензуры: а кто решает, что такое фейк-ньюс? И разве мы наблюдаем сейчас массовую панику? И даже если она возникает, то ее причина — не медиа, а страх людей. Более того, у свободных медиа больше возможностей говорить о вирусе объективно. Да, недостоверная и непроверенная информация в принципе просачивается в медиа, и так всегда было, но из-за этого они же не подвергаются цензуре постоянно! Значит, и в ситуации с коронавирусом не должны. Максимум, что может иметь смысл, — выработка рекомендаций для медиа по освещению проблемы.
После того как стороны представили свои аргументы, было еще два раунда, в ходе которых они отвечали на вопросы друг друга, а также на вопросы зрителей. Но в целом картина не поменялась: хотя 15 человек свое мнение по итогам дебатов изменили, большинство присутствующих по-прежнему проголосовало против цензурирования новостей о коронавирусе — как и в самом начале мероприятия. Я тоже осталась при своем мнении: мысль о контроле прессы в Великобритании, какими бы мотивами она ни была продиктована, мне совершенно не близка. Как, думается, и всем вам.
Уже устали от коронавируса? Тогда предлагаю развеяться (только обязательно с санитайзером для рук в кармане) вот здесь:
Peremena Kvartirnik: 8th of March в антикафе Ziferblat
8 марта, 18:00-22:00
Недавно на Олд Стрит вновь открылся старый добрый «Циферблат» — популярная сеть антикафе в России (и не только в России — в манчестерском филиале тоже любят покупать время поминутно). 8 марта я и мои друзья запускаем новый формат мероприятий нашего сообщества Peremena — квартирники! Приходите слушать живые выступление, петь песни под гитару и играть в настольные игры.
Туры по городу International Women’s Day Walks
до 8 марта
Компания Look Up London празднует международный женский день серией увлекательных туров-прогулок по городу, в которых вам расскажут истории лондонских женщин. Готовьтесь познакомиться с первыми девушками-юристками в районе Темпл, известными женщинами, похороненными на кладбище Хэмпстед, и многими другими. Необычный вариант для встречи 8 марта — интересно и с пользой.
Открытый показ работ студентов курса BA Fine Art в Central Saint Martins
12 марта 18:00-21:00
Пока профессора бастуют, отстаивая свои пенсии, студенты факультета изящных искусств авторитетного арт-университета Central Saint Martins устраивают открытый показ своих работ. В четверг можно будет бесплатно, а главное — свободно (обычно внутрь здания сложно пробраться аутсайдерам) попасть за кулисы заведения, откуда выпускаются громкие имена мира искусств. Купив выпить на баре, вы поддержите учеников, — вся прибыль пойдет на финансирование их выпускного шоу.
Наталия Семенова — историк искусства, доктор искусствоведения. Уже несколько десятилетий она изучает судьбы виднейших русских коллекционеров —…
До меня новый номер еще не добрался. Жду встречи со дня на день. Конечно, по…
«Франкенштейн» (Frankenstein), Гильермо дель ТороДата старта проката в Великобритании: 17 октября 2025 года (7 ноября…
Соуэн — древний кельтский праздник. Он отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября.…
Героини статьи представляют разные профессиональные сферы и работают в международных компаниях с насыщенным графиком, карьерными…
Игорь Голяк в своей биографии собрал бинго — рождение в украинском Киеве, взросление и карьеру…