Независимо от того, на какие Telegram-каналы вы подписаны и какие газеты читаете, сейчас всех вас объединяет одно: нескончаемый поток информации о коронавирусе. Но знаем ли о нем всю правду? Можем ли отделить real news от fake news? И не стоит ли как-то ограничить медиа в освещении этой ситуации, чтобы не провоцировать панику?
Хотели бы поспорить об этом? Я тоже захотела — и отправилась на открытые дебаты на тему, которая буквально так и звучала: «Нужно ли цензурировать освещение коронавируса в СМИ для предотвращения массовой паники?»
Мероприятия под названием “Debating London” дважды в месяц организует Great Debaters Club. Здесь учат навыкам дебатов людей разных профессий — финансистов, врачей, журналистов — и дают возможность бесплатно попрактиковаться.
Цензурирование коронавируса обсуждали в уютной чайной-театре Tea House Theatre в Воксхолл в среду вечером. Первое, что я услышала, зайдя в камерный викторианский паб, переделанный под кафе с пирогами и бесконечным выбором чая, — несколько шуток про коронавирус (сотых по счету за день). А еще заметила, что посетители не вняли совету ZIMA об использовании крепкого алкоголя в качестве антисептика — все сидели с традиционной пинтой пива в руке.
Тони Кутсумбос, основатель клуба, для начала объяснил, как все будет происходить. Исходный тезис звучал так: “This House would censor media coverage of the coronavirus to prevent mass panic”. Далее участники каждой команды представились, после чего прозвучал дисклеймер: их реальные мнения (инженера, студентки, ученой и т. д.) могут не совпадать с мнениями, которые они будут представлять и отстаивать. А когда со всех была снята таким образом вербальная ответственность, начался мини-нетворкинг: нас попросили обсудить свои точки зрения с соседями (за цензуру при медиа-освещении коронавируса, против этого или undecided).
Сидящая рядом со мной Синтия твердо заявила, что она против цензуры. Да и вообще, «после того, какой ужасный выбор угораздило совершить британцев в пору Брекзита, им больше нельзя доверять что-либо решать — тем более определять критерии для цензуры». Тут мне в голову сразу полезли воспоминания о сюрреалистичном вечере, который я провела на Tate Lates в честь Доры Маар, пока на дворе еще был Брекзит, а разговоры о коронавирусе еще мало кого интересовали. Из дейдриминга меня вывела статистика:
из сорока двух присутствующих десять были за цензуру, семнадцать — против (я в их числе), пятнадцать — undecided.
А потом пришел профессиональный судья (который, кстати, не вымыл и не продезинфицировал руки), председатель ударил молотком — и начались дебаты. Раунд первый — вступительные шестиминутные речи. Дискуссию открыла сторонница цензуры. Она отметила, что факты о вирусе меняются ежедневно, и задала эффектный вопрос: «Хотя коронавирус очень заразен, что может быть более заразным, чем массовая паника?» От болезней, вызванных вирусом, на сегодня умерло около 3,4% инфицированных. И самое, по мнению выступающей, страшное в текущей ситуации — это не реальная угроза, а тот «имидж», который создают вирусу СМИ, часто именуя его «убийцей». Рождается неоправданная паника, которая негативно влияет в том числе и на врачей. Выход — цензурирование медиа. Но не в общепринятом понимании стигматизированной и скрывающей правду цензуры, а в контроле за фейк-ньюс и распространением недостоверной информации комиссией независимых экспертов. Карательные меры тоже должны стать частью надзора, цель которого — чтобы в приоритетом было здоровье людей, а не «продающие» истории для медиа. В общем, такая крайняя мера в ограничении священных правил демократии необходима в ситуации public emergency.
Ответный удар противников цензуры: а кто решает, что такое фейк-ньюс? И разве мы наблюдаем сейчас массовую панику? И даже если она возникает, то ее причина — не медиа, а страх людей. Более того, у свободных медиа больше возможностей говорить о вирусе объективно. Да, недостоверная и непроверенная информация в принципе просачивается в медиа, и так всегда было, но из-за этого они же не подвергаются цензуре постоянно! Значит, и в ситуации с коронавирусом не должны. Максимум, что может иметь смысл, — выработка рекомендаций для медиа по освещению проблемы.
После того как стороны представили свои аргументы, было еще два раунда, в ходе которых они отвечали на вопросы друг друга, а также на вопросы зрителей. Но в целом картина не поменялась: хотя 15 человек свое мнение по итогам дебатов изменили, большинство присутствующих по-прежнему проголосовало против цензурирования новостей о коронавирусе — как и в самом начале мероприятия. Я тоже осталась при своем мнении: мысль о контроле прессы в Великобритании, какими бы мотивами она ни была продиктована, мне совершенно не близка. Как, думается, и всем вам.
Уже устали от коронавируса? Тогда предлагаю развеяться (только обязательно с санитайзером для рук в кармане) вот здесь:
Peremena Kvartirnik: 8th of March в антикафе Ziferblat
8 марта, 18:00-22:00
Недавно на Олд Стрит вновь открылся старый добрый «Циферблат» — популярная сеть антикафе в России (и не только в России — в манчестерском филиале тоже любят покупать время поминутно). 8 марта я и мои друзья запускаем новый формат мероприятий нашего сообщества Peremena — квартирники! Приходите слушать живые выступление, петь песни под гитару и играть в настольные игры.
Туры по городу International Women’s Day Walks
до 8 марта
Компания Look Up London празднует международный женский день серией увлекательных туров-прогулок по городу, в которых вам расскажут истории лондонских женщин. Готовьтесь познакомиться с первыми девушками-юристками в районе Темпл, известными женщинами, похороненными на кладбище Хэмпстед, и многими другими. Необычный вариант для встречи 8 марта — интересно и с пользой.
Открытый показ работ студентов курса BA Fine Art в Central Saint Martins
12 марта 18:00-21:00
Пока профессора бастуют, отстаивая свои пенсии, студенты факультета изящных искусств авторитетного арт-университета Central Saint Martins устраивают открытый показ своих работ. В четверг можно будет бесплатно, а главное — свободно (обычно внутрь здания сложно пробраться аутсайдерам) попасть за кулисы заведения, откуда выпускаются громкие имена мира искусств. Купив выпить на баре, вы поддержите учеников, — вся прибыль пойдет на финансирование их выпускного шоу.
Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…
Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…
Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…
Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…
Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…
Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…