Основатель бренда Paul Smith мечтал об участии в элитных велогонках, но оставил спортивную карьеру ради создания одежды. Начав с модернизации грустного костюма-тройки, он распространил свое влияние на все сегменты модной индустрии — от мужских и женских коллекций prêt-a-porte до парфюмерии и очков в стиле унисекс. Как же обычному уроженцу Ноттингема удалось подорвать социальную иерархию, стереть национальные границы, стать одним из самых востребованных английских дизайнеров и получить звание командора Британской империи? Рассказываем.
Удивительная история берет начало в далеком 1946-м году в графстве Ноттингемшир. Этот регион славится своими спортивными достопримечательностями — футбольным клубом «Ноттингем форест», представительным шахматным турниром и одним из самых известных крикетных стадионов на территории Англии, «Тренд-Бридж». Поэтому каждый мальчик, родившийся здесь, мечтает стать венценосным спортсменом. Пол Смит не был исключением. Отрочество проносилось перед глазами будущего модельера со скоростью 30 км/ч — каждый день он крутил педали гоночного велосипеда и грезил о золотых кубках. Воздушный замок разрушился в момент крайне неудачного падения с железного коня. Пол получил серьезную травму и пролежал на больничной койке целых шесть месяцев. Во время выписки врачи бросили на горе-спортсмена сочувствующий взгляд и сказали, что травма перечеркнула запланированную карьеру.
После выхода из госпиталя Пол решает прогнать депрессию музыкой и алкоголем. Вместе с друзьями он отправился в местный паб, где по вечерам собиралась творческая богема. Очарованный духом вседозволенности, яркими полотнами на стенах и разговорами об искусстве, бывший велосипедист твердо решил: «Я хочу стать частью этого захватывающего мира». Музицировать он не умел, а вот нарядами горожан был всегда недоволен. Так что спустя пару дней Пол Смит стал прилежным учеником на курсах шитья. Основы дизайна укладывались в его голове под чутким руководством девушки по имени Паулина Денаер. Выпускница королевского колледжа искусств и соседка по палате следила за успехами друга и сопровождала его во всех паломничествах на Сэвил Роу. Там Пол брал уроки портновского мастерства у владельца одного преуспевающего ателье.
Пролетели 10 лет. Пол был свидетелем «молодежного землетрясения» (Youthquake), которое Мэри Куант произвела в моде 60-х годов. Он вдоволь насмотрелся на девушек в неприлично коротких юбках, оценил смелость флуоресцентных колготок и безумных начесов, но весь этот калейдоскоп «кричащих» трендов противоречил его представлениям об элегантности. Наблюдение превратилось в эксперимент лишь в 1976 году. Середина «хипповатого» десятилетия обогатилась новым игроком на модной арене — Paul Smith Vetements Pour Homme. Сейчас дизайнер безостановочно язвит над первым названием своего бренда, но тогда льстить французам было необходимо, чтобы пробиться на Неделю моды в Париже. Лейтмотивом дебютной коллекции стали мужские костюмы, детали которого были переосмыслены через призму юмора. К современным лекалам прибавились озорная подкладка с принтом в виде разноцветной полосы, которая вскоре стала символом бренда.
Эксперимент удался так хорошо, что в 1979 году Пол сократил название марки и вместе с Паулиной Денаер (теперь уже не подругой, а женой) открыл первый бутик в Лондоне по адресу Floral Street, 44 — микроскопический по площади, зато очень стильный. Помимо базовой одежды в концептуальных интерьерах продавались виниловые пластинки, аксессуары, книги, блокноты и другие приятные мелочи. Молодые щеголи толпились в очереди за галстуками и запонками, поэтому дело пришлось расширить. Еще один магазин Paul Smith распахнул двери на Avery Row в 1982 году.
Через 12 месяцев заказы на идеально сидящие пиджаки посыпались со всех уголков Лондона. Ошарашенный успехом и шелестом купюр Пол Смит переделал планировку первого бутика, расширив его в два раза, и передал должность креативного директора Хакану Розениусу. До 2006 года он помогал Полу Смиту дисциплинировать буйную фантазию и делать одежду более продаваемой.
Но для Пола Смита слово «сдержанность» звучало как смертный приговор, поэтому в начале 80-х он подписал лицензионное соглашение с японской текстильной компанией C.Itoh на открытие магазина в Осаке. Тамошняя молодежь была загипнотизирована культовым английским костюмом с «остроумными» принтами и восточными мотивами.
Раззадоренный азиатской компанией Пол Смит сделал еще один вызов обществу. В коллекцию 1987 года модельер-проказник включил боксерские шорты в качестве замены брюкам со стрелками. Идея показалась забавной не только лондонским денди, но даже американским брокерам. Через несколько месяцев в Нью-Йорке, на Пятой авеню, появилась вывеска Paul Smith.
В последующие годы казалось, что Пол Смит не просто пошивает долговечные костюмы, а, словно крестоносец, хочет завоевать весь мир. К началу нового столетия флагманские магазины Paul Smith открылись в Париже, Милане, Токио и Сингапуре. Ассортимент пополнился линией аксессуаров, нижнем бельем и селекцией парфюма. Оставалась лишь одна область неизведанного — гардероб прекрасной половины человечества.
Тогда Пол Смит представил мужскую коллекцию осень-зима 1993/1994 на Международной выставке моды и текстиля «Pitti Immagine» во Флоренции, а потом сделал ход конем и объявил: «Подруги моих клиентов настолько часто просили адаптировать свитера, плащи и пиджаки к пропорциям женского тела, что я сдался». Пока Джорджио Армани тиражировал приталенные женские костюмы из тончайшей шерсти, Пол Смит лишь шалил с маскулинностью, оглядываясь на эстетику 60-х. Благодаря первым коллекциям британца девушки примерили образ аристократки — моложавой и независимой, в черном пальто-коконе, но в красных колготках.
1998 год стал особенно урожайным для модного дома. На Kensington Park Road, 122 в Лондоне открылось ателье Westbourne House, предлагающее услугу индивидуального пошива одежды. Компания Paul Smith LTD подписала соглашение о выпуске коллекции обуви с Overland Group и заключила 12-летнее лицензионное соглашение с Inter Parfums SA на создание парфюмерии. Торговля шла на 35 стран мира, а сам Пол Смит раздавал интервью, в которых говорил: «Главным законом успеха являются эксклюзивные вещи ручного изготовления и преемственность. Я всегда старался не быть модой одного дня».
Мудрые цитаты и преданность любимому делу растрогали даже королеву Елизавету II . В 2001 году она пригласила дизайнера в Букингемский дворец и подарила ему рыцарское звание за вклад в развитие британской индустрии моды. Сэр Пол Смит не стал покупать себе амуницию для турниров, а занялся развитием линии для интерьера Furniture and Things.
В отличие от многих брендов Paul Smith не реагирует на ежеминутные тенденции, которые взлетают до небес и лопаются по принципу мыльного пузыря. Например, его женская коллекция сезона осень-зима 2005 отдавала дань уважения шотландскому национальному костюму и головным уборам 60-х — шляпам-федорам в клетку аргайл и котелкам. Мужчинам, напротив, дизайнер преподал урок сочетаний и контрастов, совмещая брюки из кожи питона с фланелевыми пиджаками и рубашками с флоральными мотивами. В 2013 году, когда на подиуме правил оверсайз и маргинальный шик, Пол Смит бравировал стилем 80-х: брюками с завышенной талией, блузами с рукавами «летучая мышь» и короткими платьями в мелкую драпировку. Все образы были дополнены шейными платками, дорожными сумками-клатчами и очками с кроваво-черными линзами. В каждом сезоне Пол Смит заглушает вопли маркетинга и прислушается к эху прошлого, находит компромисс и всегда радует клиентов. Магия? Отнюдь!
В результате сейчас в биографии Paul Smith внушительное количество коллабораций — фарфоровые чайные наборы, украшенные 22-каратным золотом и расписанные знаковыми разноцветными полосами (с Thomas Goode), дерби из безудержно яркой замши (с John Lobb), лимитированные коллекции футболок (с Дэвидом Боуи и Talking Heads) и многое другое. Разумеется, все эти чудесные вещицы создаются целой командой талантливых дизайнеров, но, как и полвека назад, у штурвала стоит британец, который каждый день перед сном благодарит судьбу за падение с велосипеда.
Фото: Legion-Media; Архив пресс-службы