Бабушка хотела приехать к нам в Англию уже целый год — с тех пор как вышла на пенсию. «Ну давай, Светка, я приеду, помогу вам по хозяйству, — говорила она маме. — А то сижу без дела. Вы мне только найдите где-нибудь велосипед, а то мне без велосипеда никак нельзя».
А нам все было некогда: мы то переезжали, то работали, то у нас был карантин, то ковид, то не летали самолеты. Но в итоге договорились на конец сентября.
По правде говоря, не то чтобы она у себя в Висагинасе сидела без дела. За год она успела записаться на курсы сторителлинга, съездила во Франкфурт к подруге (заодно поработала там вместе с ней клинером — заработала денег, чтобы покататься по Германии). А в Висагинасе у нее читательский клуб (русские новинки они там читают, по моим подсчетам, в среднем года на два раньше, чем я). Еще у нашей бабушки в Висагинасе церковь, церковная община и благотворительность, клуб краеведов-любителей и организованные велосипедные прогулки. Про последние она, правда, пожаловалась, что там кроме нее катаются одни только молодые парни, и она за ними не успевает.
Кроме того, она посещает, кажется, все культурные события города. Рассказывала мне о какой-то новинке израильского кинематографа — так я узнал, что кто-то зачем-то организовал в Висагинасе показы израильских фильмов. Вероятно, специально для бабушки, так как она была в зале единственным зрителем.
В общем, поздним сентябрьским вечером к нам приехал человек-энергия, человек-дело, человек-батальон. И с энтузиазмом принялся менять нашу жизнь к лучшему.
Скажу сразу: это не история о том, как приехала бабушка нарушать наши границы. Был такой жанр, популярный в русской блогосфере лет десять назад: рассказывать о тирании родителей, которые приезжают в гости, чтобы осуждать, критиковать и обесценивать — вырос он из книжки «Похороните меня за плинтусом». Но тут случай был ровно обратный: к нам приехал человек-поддержка и человек-песня, который на целый месяц взял над нами шефство. И мы пользовались этим как умели.
Мы вставали поздно (в восемь), и дети были накормлены и собраны в школу.
Днем не нужно было никого кормить и развлекать, потому что все живое в доме, которое могло быть накормлено и развлечено, было накормлено и развлечено. Даже мы с мамой, когда спускались вниз за кофе, получали плюшку и историю из жизни. Или увлекательный спор. Бабушка у нас — прирожденный интеллигентный спорщик, имеющий мнение обо всем на свете. Мы как-то в воскресенье с утра не на жизнь, а на смерть зарубились про архитектуру и урбанистику.
Из продуктов, которые бездарно занимали место в холодильнике, волшебным образом самоприготовилась еда.
У Арины улучшились показатели по математике, Птиптенька научился кататься на велосипеде, а у меня наконец-то стало получаться в джаваскрипт.
Мама написала в Фейсбуке, что приехала бабушка и весь дом в пирожках. В комментариях ей черной завистью позавидовали примерно все подруги, которым просто так (без визы) привезти бабушку нельзя. Сказали: «Сдавай нам ее в аренду!»
Мы, одуревшие от того, что у нас появилось свободное время, дошли до такой степени наглости, что два раза съездили вечером в гости. Причем во второй раз бабушка, прознав, что мы поедем к молодой семье с маленьким ребенком, нажарила специально для них котлет. Сказала: «Все равно что-то будете везти. Так лучше не бутылку, а еду, а то им поди готовить некогда».
Стоит ли говорить, что по приезде мы были признаны лучшими гостями ever.
В общем, такая вот идиллия.
«И к чему это ты, Илюха? Решил заработать очков в глазах тещи, написав про нее дифирамб в «Зиму»?» — спросите вы.
Нет, тут другое. Беда пришла откуда не ждали.
Бабушке через две недели стало скучно. «Что-то я у вас только сижу и книжки читаю, — сказала она, переделав всю домашнюю работу, поиграв со всеми в игры и выгуляв всех на детской площадке. — Скукота!»
Мы с мамой, конечно, в рамках наших скромных возможностей пытались чем-то занять ее энергичный ум. Съездили на загородную прогулку в Чилтерн, вывезли ее на afternoon tea. Но могли ли мы этой каплей потушить костер? Бабушка продолжала скучать и даже попыталась починить кофеварку.
И тут мама вспомнила, что ей предлагали сдать бабушку в аренду. И у нее созрел план.
«А давай ты у нас деньги пойдешь зарабатывать?» — предложила она.
«А давай! — обрадовалась бабушка. — Все лучше, чем дома сидеть и бездельничать!»
И мама написала в нашу местную ватфордскую группу:
«Дорогие мамы,
Уникальное предложение «бабушка на час». Можно и дольше:)
У нас гостит бабушка, которая жаждет помогать. Нам она уже помогла везде, где можно, и я хочу предложить ее услуги для помощи вам.
Бэбиситтинг. Желательно с детками, которые говорят на русском хоть чуть-чуть, ибо бабушкин английский далек от совершенства. Бабушка до сих пор работает летом в лагере с детьми и знает кучу классных игр. Ладит с активными мальчиками и скромными девочками. Я не перестаю удивляться богатой ее фантазии. Каждый день что-то новое. Знает кучу стихов детских. Недавно выучила с моим пятилеткой пару четверостиший из Евгения Онегина. Короче, прирожденный педагог, хотя по специальности химик.
Готовка. Бабушка готовит все, что в вашем представлении могут готовить бабушки. Пирожки, пельмешки, чебуреки, супы и прочие селедки под шубой.
Бабушка очень активная и самое оно — это отправлять с ней детей выгуливаться на площадку. Увлеченно гуляет часа по три вот прямо в любую погоду».
В первый же день мы получили около десятка запросов. Люди писали: «О, какая классная идея!» Очень расстраивались, когда узнавали, что бабушка уже скоро уедет.
За первую же неделю бабушка сходила в три семьи. В одной из них она влюбила в себя девочку до такой степени, что та подарила ей свою любимую куклу. Растерянная бабушка не знала, что делать, и принесла ее домой. Пришлось потом идти еще раз — куклу возвращать.
В другой семье выбрали иной формат — попросили ее научить делать пельмени. И они просидели целый вечер за столом, лепя пельмени и разговаривая обо всем на свете. Прощались как родные, сказали, что очень ждут, когда она приедет вновь.
В общем, новый сервис пошел на ура, бабушка нашла применение своим способностям и энергии, а мама даже немного взревновала, что она сейчас с увлечением отдастся новой работе и будет меньше внимания уделять внукам.
Но бабушке пришла пора уезжать, о чем она нам с грустью и объявила. Обещала прилететь теперь уже после Нового года — снова поднять наш семейный быт с колен, а заодно и «увнучить» еще нескольких русских детей Ватфорда и окрестностей — там уже, кажется, выстраиваются очереди.
Мы же раз и навсегда получили убедительный ответ на вопрос, какие профессии будут востребованы в будущем.