Страх и ужас царят в нашем маленьком городе: в Лондоне украли и продали с аукциона Бабу-ягу. Это если верить заголовкам российских СМИ. А по правде, судя по всему, дело обстояло иначе: Баба-яга в Лондоне пала жертвой русского разгильдяйства. Рассказываем по порядку.
В 2018 году в Лондоне поставили Бабу-ягу работы скульптора Ирины Лагошиной. Делали это какие-то частные люди на собственные деньги, и Баба-яга эта, отлитая в русском городе Смоленске, стала уже третьей Бабой-ягой, установленной за границей: две другие находятся в Дубае и Майами.
Ну то есть вот ездили по миру некие люди и оставляли после себя статуи Бабы-яги. Трудно понять, зачем и почему именно ее, но пусть так. Всяко лучше ставить новые статуи, чем скидывать старые, как это стало модно после.
Русские СМИ — как в России, так и за рубежом — дружно рассказали о новой Бабе-яге у себя в новостях, пересказав или перепечатав из пресс-релиза слова: «Целью проекта является знакомство международной аудитории с персонажем Бабы-яги, демонстрация сильных положительных качеств «русской души» и огромных возможностей межкультурной коммуникации».
Нет, я не поленюсь и найду вам побольше. Вот одна из русских газет писала по этому поводу: «Баба-яга предстает в образе русского «супергероя», только очень древнего. Она находится в числе уникальных мифологических русских персонажей, обладающих и мудростью, и суперсилой, и сверхчувствительностью к такому понятию, как справедливость. Кроме того, она — наставница, потому что не просто помогает быть добру, но и учит, передает свои бесценные знания».
Вы же только подумайте! В конце 2018 года, после «Новичка», Солсберецкого собора, закрытия Британского совета в Москве, высылки дипломатов и прочих событий — кто же еще кроме Бабы-яги мог олицетворить во всей красе возможности русской межкультурной коммуникации, а также современные русские представления о добре и справедливости? Разумеется, только она — выжившая из ума одинокая бабка-людоедка, которой пугали ребятишек.
Кстати, вы обращали внимание, что современная русская «мягкая сила» во многом повторяет опыт советских мультфильмов? Она тоже «очеловечивает» злодеев. В наших родных мультиках и детских фильмах силы зла изображали смешными и душевными, и они выходили нередко интереснее, чем положительные персонажи, смотревшиеся на их фоне несколько картонными. Волк из «Ну, погоди!», старуха Шапокляк, Кощей в исполнении Табакова — они же были куда более обаятельны, чем крокодил Гена, заяц и Иван-царевич.
То же самое сегодня делает и русская мягкая пропаганда: мы только испугаемся отравителей из Солсбери — а она нам иронично подмигивает: глядите-ка, мол, а эти солсберецкие не такие уж и страшные. Вот они сидят у главной сказочницы Симоньян, нелепые и смешные, как Петров и Васечкин, коверкают английские топонимы и забавно врут про вещества. И вот мы уже посмотрели на них другими глазами, усмехнулись и стали думать: а ведь и эти тоже люди… Редко какое зло не простит (хотя бы частично) словоцентричный русский человек за хорошую шутку. И современное русское злодейство смекуечком и прибауткой нередко откупается даже от самого воинственного борца. И поэтому эта забавная мимимизированная злодейка Баба-яга Ирины Лагошиной тоже была удивительно в рифму: и к Лондону, и к 2018 году, и вообще к обстановке и веяниям.
Но это была только присказка, а сказка будет впереди. И будет она тоже про русский характер — уже не в идеологической, а в хозяйственной плоскости. Короче. Скульптуру эту установили на короткое время, а потом должны были перенести куда-то еще (это нормальная практика для Лондона. Гагарина, если помните, в 2011 году сначала поставили у Британского совета, а потом перенесли в Гринвич. Работы талантливого российского скульптора Даши Намдакова тоже не один раз ставили в центре Лондона, но потом убирали).
На время Бабу-ягу вывезли куда-то на склад, да там она и пропала. Ну как пропала — владельцы склада вскрыли помещение и продали ее с аукциона (очевидно, перестав получать арендную плату). В выпуске «Вестей» с Алексеем Казаковым от 20 октября об этом подробно рассказывается. Там в том числе юрист поясняет, что по английским законам владелец помещения в определенной ситуации имеет на это полное право.
И когда владельцы статуи спохватились, оказалось, что она уже была продана, причем имя и контакты покупателя аукцион не разглашал. Владелец скульптуры (некто Тим Юрьев) сказал «Вестям», что подал заявление в полицию, однако скульптор Ирина Лагошина позднее дала интервью каналу «Звезда», в котором призналась, что некоторое время назад с ней связывались «какие-то непонятные товарищи» и предупреждали, что ее работа находится на складе и ее будут продавать. Ирина, по ее словам, отправила «товарищей» к Тиму, который был законным хозяином созданной ею работы, но тот сказал Ирине, что мол все норм, не беспокойся, все будет окей.
У Пелевина в романе S.N.U.F.F. был изображен каган Уркаины по имени Проср Ликвид. Вот я имя этого Просра не раз вспомнил, пока смотрел репортажи о пропавшей Бабе-яге. А за Ирину я порадовался. Когда она рассказывала об этом инциденте «Звезде», ее глаза лучились неподдельной, почти детской гордостью: надо же, работа оказалась такой востребованной, что ее кто-то купил с аукциона. «Такова ее судьба», — сказала Ирина в конце беседы, одновременно с грустью, радостью и смехом в голосе.
В общем, звучит вся эта история как анекдот про два шарика: русские в центре Лондона потеряли 800-килограммовую бронзовую фигуру. Была бы вторая — ее бы, наверное, сломали.
UPD: и как только «Зима» опубликовала эту статью, мне в личку немедленно написала знакомая, которая совсем недавно была в The Sculpture Park в городе Фарнем и видела там эту Бабу-ягу. Стоит живая и здоровая (вон ее там и для Инстаграма фоткают, см. ниже. Надо пролистать немного).
Судя по всему, ее там даже можно купить, как и большинство скульптур этого парка.
Скульптору Ирине я эту радостную новость сообщил. Сообщаю и читателям «Зимы».