Комментарии

Илья Гончаров. Кто отравил лондонского миллионера Бортникова

Когда в 2020 году во всем мире закрылись театры, театральные режиссеры начали осваивать искусство постановки спектаклей онлайн. В 2020 году многие из них перенесли свои шоу в Zoom, и оказалось, что для иммерсивных проектов там не меньше возможностей, чем в старых добрых трех стенах.

10.03.2021Илья Гончаров

Одним из самых крутых спектаклей 2020 года был, например, «I donʼt want to see this» израильских художников Лиора Залмансона и Майи Магнат. Этот спектакль был создан на основе внутренней презентации компании Facebook, слитой несколько лет назад журналистам The Guardian. По замыслу авторов, будущие модераторы за час должны были научиться отличать приемлемый контент от неприемлемого, а от зрителей требовалось голосовать: оставлять контент или блокировать. 

Свои попытки онлайн-театра появились и в русском Лондоне. Одно такое шоу создал режиссер Константин Каменский, преподаватель курса русского театра в Goldsmiths University of London, который работал в Лондоне над такими спектаклями, как «Тюремный психолог», «Станция Бродский», «Одесские рассказы», а также над пьесой «Russophobia/Russophilia» Бориса Акунина.

Каменский не стал замахиваться на Facebook и другие проблемы современности, а поставил онлайн-спектакль «Смерть на поминках» по мотивам рассказов Агаты Кристи. Его генеральная репетиция прошла 3 марта, а с этой недели спектакль могут не только увидеть, но и сыграть (принять участие) все желающие.

Убивать в зуме будут некоего русского миллионера Бортникова (посредством отравления), подозрения падут, разумеется, на его близких. Классическое замкнутое пространство Агаты Кристи, в котором есть непременный труп (в этой пьесе их два, но суть та же), убийца, рассудительный детектив и присутствующие, которые пытаются вычислить убийцу. Но только если в старом добром ламповом театре это пространство было закрытой комнатой, то теперь это окошки зума. Рассудительный детектив рассказывает историю, перемежая свое повествование кадрами видеозаписи гибели несчастного, а потом учиняет допрос тех, кто был в комнате и мог его отравить.

Зрители тоже могут участвовать в следствии и мучить подозреваемых вопросами. Если вы, сидя взаперти в локдауне, вдруг соскучились по допросу и хотите почувствовать кого-то виноватым, то добро пожаловать на спектакль: полтора часа вы сможете пытать людей своими подозрениями совершенно законно — согласно купленным билетам. У каждого из подозреваемых есть и очевидный мотив, и нет хорошего алиби. А главное — играющие их актеры натурально изображают страх, стыд, тревогу, живописно путаются в показаниях, говорят невпопад и пытаются неумело лгать. Допрашивать таких — одно удовольствие.

В спектакле задействованы как хорошо известные русскому лондонскому театралу актеры, так и новые лица: Алексей Шедько, Ирина Кара, Александра Царькова, Евгения Леверетт, Алексей Аверкин. Актеры видеоряда — Олег Хилл и Татьяна Запольнова. Продолжительность — полтора-два часа, в зависимости от того, насколько сообразительные попадутся зрители. Выбирать виновного будут открытым обсуждением и голосованием, так что вам придется продемонстрировать не только дедуктивные способности, но и навыки ораторского мастерства и недюжинную договороспособность.

Один был момент, с которого я, как зритель, скептически всхохотнул: убийца, будучи разоблачен, продолжает сидеть в зуме как ни в чем не бывало. Не то чтобы я тут планировал учить убийц, как правильно себя вести при разоблачении, но мне трудно представить, что они вежливо дожидаются конца дискуссии, чтобы сказать всем «пока-пока». Хотелось в этом месте драмы, крови, неожиданного бегства и тревожного финала, но его не было. Впрочем, пока что это все еще тренировочные показы, цель которых — отработать слабые моменты. Так что — кто будет участвовать в этом иммерсивном судилище — расскажите потом, изменилась ли концовка.

Подробнее здесь.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: