Комментарии

Художница Сима Васильева — о «русском следе» в истории лондонского теннисного клуба “Глобус”

28.06.2021Редакция

В понедельник в Лондоне стартует знаменитый Уимблдонский теннисный турнир. Он проходит на территории Всеанглийского клуба лоун-тенниса и крокета – места, где зародился современный теннис. Английская школа тенниса остается одной из самых сильных в мире, и причина этому – популярность местных теннисных клубов, хранящих память о многих известных людях. Художница Сима Васильева рассказывает об одном из них – лондонском «Глобусе», с которым ее жизнь связана уже более 30 лет.

В начале 1990 года мы с семьей переехали в Лондон и поселились рядом с метро Белсайз-парк – это самое сердце Хэмпстеда, исторического, зеленого района северного Лондона. 

С детства я мечтала играть в теннис, но в СССР теннис считался буржуазным видом спорта, и доступ к нему был ограничен. В Лондоне я решила осуществить свою мечту. Сначала всей семьей мы играли на общественных кортах Парламент-хилл, но однажды совершенно случайно наткнулись на теннисный клуб «Глобус», The Globe LTC, расположенный в пяти минутах от нашего дома. 

Для начала мы записали в клуб нашего сына Глеба, он стал первым русским членом клуба. Для Глеба клуб был вторым домом, он рос среди умных, интересных людей разных профессий, как сын полка. Первым тренером Глеба стала Джаки Бутман, она добилась от Британской теннисной ассоциации гранта для него, но, чтобы получать дополнительные тренировки, Глеб мыл ее машину, как в фильме «Karate kid» — wax on, wax off (“Нанес — растер!”)! 

Вскоре Глеб стал подающим надежды юниором, начались соревнования и тренировки в командах Мидлсекс, так называется наше графство. Тренировки проходили в различных клубах Лондона: Queens Club, Cumberland, Totteridge, Carlton, а соревнования – не только в Лондоне, но и по всей стране. На какое-то время мне пришлось стать так называемой tennis mum – мамой, основным занятием которой становится поддержка спортивной карьеры ребенка.

На соревнованиях мы встретили еще несколько русских семей. Познакомились с Ольгой Морозовой, финалисткой Уимблдона и Открытого чемпионата Франции. Ее дочь, Екатерина Рубанова, один сезон выступала за наш клуб в соревнованиях высшей лиги.

Русский обед, декабрь 1990 года. Фото из личного архива С. Васильевой

Когда «Глобусу» понадобился новый тренер, кто-то из русских родителей предложил пригласить Константина Пугаева, семикратного чемпиона СССР.

Наш клуб приложил много усилий, чтобы добиться для Константина разрешения на работу. Клуб был обязан объявить о вакансии в журналах Британской теннисной ассоциации и проводить с кандидатами на место тренера интервью. Когда Константин должен был приехать на интервью, меня попросили помочь с переводом. Никто тогда не ожидал от русского тренера знания английского языка. 

В то время Евгений Кафельников был на пике своей теннисной карьеры. Его тренер, Анатолий Лепешин, всегда присутствовал на матчах, и у англичан сложилось представление, что все русские тренеры похожи на Лепешина.

В ожидании Константина президент клуба, два члена комитета и я сидели у теннисных кортов напротив входа. Как же все удивились, когда в клуб вошел высокий, под два метра, человек с внешностью Аполлона и заговорил на прекрасном английском языке. Понятно, что как только Константин приступил к работе, к нему на тренировки записалось множество дам, жаждавших провести час на корте с таким красавцем! Прошло много лет с тех пор, как Константин покинул клуб, а эти дамы все еще мечтательно закатывают глаза, вспоминая его.

Тренер Глеба, который сменил Пугаева, организовал тренировки в Queens Club, приглашая лучших игроков: Пэта Кэша, Стефана Эдберга и других. Но в какой-то момент Глеб решил сделать карьеру в другой области, хотя и продолжает играть на клубном уровне.

Статья о назначении Константина Пугаева. Фото из личного архива С. Васильевой

За 66 лет существования «Глобуса» через него прошло много известных людей, в основном из шоу-бизнеса, ведь Хэмпстед — это богемный район.

Назову только нескольких, как художник, начав с художника. 

Сторм Торгерсон – графический дизайнер, создатель музыкальных видеоклипов. Его имя тесно связано с группой Pink Floyd. Потом два режиссера, оба Джулиана. Первый – Джулиан Фарино. Его лучшие фильмы — «Красавцы», «Рим», «Служба новостей», а еще он муж Бранки Катич, снявшейся в культовом фильме «Черная кошка, белый кот» Эмира Кустурицы. 

Второй — Джулиан Джаррольд, известный такими фильмами, как «Джейн Остин», «Преступление и наказание», «Великое ограбление поезда».

Некоторое время в клубе тренировался Джейми Оливер – известный шеф-повар, ресторатор, ведущий кулинарных шоу. Для клубного журнала я как-то нарисовала шуточную картинку, как Джейми, по аналогии с фрикадельками, подает теннисные мячики. 

Несколько лет членом клуба являлся Алексей Сологубенко – основатель и бывший глава Украинской службы ВВС, позднее исполнительный редактор региона «Евразия» ВВС World Service. Мы с ним несколько раз играли пары, и однажды, столкнувшись со мной на Би-би-си, он не узнал меня, поскольку я была не в теннисной форме.

На самом деле, в клубе часто проводятся мероприятия, куда люди приходят одетыми не по-спортивному: тематические вечера, викторины, обеды с блюдами различных кухонь мира. В декабре 1990-го года мы устраивали русский обед, который до сих пор помнят те, кто на нем присутствовал.

Среди членов клуба есть выходцы из многих стран, и таким образом «Глобус» оправдывает свое название. Летом у нас проводится турнир, подобный Кубку Дэвиса, только у нас в клубе можно выбрать страну, за которую хочешь играть, или даже придумать свою.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: