Я смотрела интервью вместе с подругой, которая почти все время повторяла: «Не верю!» Я тоже не могла поверить своим ушам. Впервые мы услышали откровенный (и циничный) рассказ политтехнолога о том, как можно, слегка передергивая факты, добиться нужного результата в крупной политической игре, будь то победа сторонников выхода Великобритании из ЕС или победа консервативной партии на парламентских выборах. Успехи в обеих кампаниях приписывают Доминику Каммингсу, которого, собственно, Борис Джонсон и нанял для этих целей. Обе задачи были выполнены.
В первой части интервью Доминик Каммингс, рассказывая о том, какие технологии применялись для победы сторонников Брекзита на референдуме, вполне откровенно признается, что самые скандальные утверждения авторов кампании были, мягко говоря, неточными. Например, утверждение, что Великобритания платит ЕС 350 миллионов фунтов еженедельно, было, по признанию Каммингса, «вырвано из контекста» и предназначалось для того, чтобы сбить оппонентов из лагеря римейнеров с толку и увести от дискуссии по существу. Зато красный автобус с этим высказыванием на борту разъезжал по стране и производил впечатление на доверчивых британцев.
Другая страшилка о том, что Турция вот-вот вступит в Европейский союз, а турки вскоре займут все рабочие места, тоже была частью кампании за Брекзит. Каммингс в свое оправдание уточняет, что говорил лишь о переговорах, которые ведет Турция, а не о ее вступлении в ближайшее время. Все так, но для неискушенного избирателя это звучало как неминуемая угроза, которой можно избежать, только проголосовав за выход. «А что вы хотите, это политика!» — с самодовольной улыбкой отвечал политтехнолог на удивленные вопросы политического обозревателя Би-би-си Лоры Кюнсберг.
Для тех, кто в последнее время читал блог Каммингса, где он пишет о хаотичной работе правительства в первые месяцы пандемии и о своих обидах на премьер-министра, многое из того, что он рассказал в интервью Би-би-си, не стало новостью. Но несколько моментов из интервью я бы назвала сенсационными. Рассказ Каммингса о том, как ему удалось отговорить Джонсона от еженедельной встречи с королевой, когда некоторые члены правительства уже были инфицированы (Джонсон настаивал на том, что он должен пойти), звучит как рассказ о подвиге — «как я спас королеву» от смерти. Если верить Каммингсу, лишь аргумент «что скажет пресса, если ты заразишь королеву» убедил Джонсона отменить встречу.
Второй «подвиг», который совершить не удалось, звучит зловеще, и это, как мне кажется, настоящая сенсация. По признанию Доминика Каммингса, вскоре после победы тори на выборах он, вместе с группой советников, строил планы по замене Джонсона на посту премьер-министра! Мавр сделал свое дело (добился голосования по Брекзиту), мавр может уходить. По словам бывшего советника, Джонсон совершенно не годился для работы премьер-министром, был под влиянием Кэрри — тогда еще подруги, а сейчас жены премьер-министра, — по совету которой на важные посты назначались «клоуны и идиоты».
Демонстрация против Brexit
О вражде между невестой Джонсона и его ведущим советником было известно давно, и увольнение Каммингса произошло, скорее всего, не без ее участия. В интервью Би-би-си Доминик признается, что вопрос стоял именно так: «Если мы ничего не предпримем (читай: свергнем Джонсона), Кэрри нас выдавит». Как мы теперь знаем, миссис Джонсон победила, а бывший главный советник премьер-министра, который за время работы на Даунинг-стрит явно почувствовал вкус власти, проиграл.
Однако, судя по планам, которыми он поделился в интервью, из политики Каммингс уходить не намерен. Он хотел бы создать совершенно новую партию, некую партию партий, или полностью переформатировать уже существующую. И хотя цель такого партийного строительства, по словам Каммингса, — вернуть политику в разумное русло, желание политтехнолога создать партию, которая заменит все партии, звучит зловеще.
На вопрос Лоры Кюнсберг, как, по его мнению, его видят другие, он ответил: «Как кошмар».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.