Десять с небольшим лет назад, в апреле 2011 года, Дмитрий Медведев, на тот момент президент России, посетил студию совсем молодого (проработавшего в эфире всего год) телеканала «Дождь». Отвечая на вопрос журналистов, чем он хотел бы заняться после ухода с поста главы государства, Медведев тогда сказал, что среди прочего «хотел бы и средствами массовой информации» позаниматься: «Вы к тому времени должны будете раскрутиться и пригласить меня в качестве комментатора ключевых политических новостей».
Теперь уж вряд ли. В пятницу вечером российский Минюст включил ООО «Телеканал Дождь» в реестр СМИ — иностранных агентов*. Представить себе, что российский государственный служащий, пусть даже и не президент уже, будет политическим комментатором на телеканале, признанном в стране иноагентом, невозможно даже в шутку. Хотя официальные лица в России постоянно говорят, что отношение к «обычным» СМИ и СМИ-иноагентам совершенно одинаковое, это далеко не так.
И это не единственная проблема. Опыт русскоязычного издания «Медуза», зарегистрированного в Латвии и включенного в тот же российский реестр в апреле этого года, свидетельствует: маркер СМИ-иноагента приводит к тому, что с изданием тут же прекращают сотрудничество многие рекламодатели — мало кому нужны лишние риски и двусмысленные ассоциации. Да, тот же самый маркер, по опыту «Медузы», приводит к увеличению числа подписчиков и росту их платежей. Однако частному медиа только за счет подписки выжить чрезвычайно трудно. А уж телеканалу — практически невозможно.
Случай с «Дождем» вообще уникальный: впервые иноагентом признается СМИ, которое зарегистрировано в России, никогда не выполняло функции представительства никакого иностранного СМИ и не получает финансирование из-за рубежа, если, конечно, не считать таким финансированием платежи за подписку на канал от людей, живущих за пределами России. Впрочем, искать формальные причины того, что «Дождь» (как и многие другие) оказался «иноагентом», бессмысленно. Дело не в букве этого российского закона, а в его духе. По фактам применения он очевидным образом направлен на то, чтобы существенно осложнить работу в России независимых СМИ, отстаивающих оппозиционные российскому мейнстриму взгляды. Закон в этой ситуации — всего лишь ширма.
Редакция «Дождя» уже заявила, что будет пытаться оспорить решение Минюста в суде, но при любом исходе дела не изменит своим редакционным принципам и взглядам. Так что, если вы любите и смотрите «Дождь», самое время его поддержать. А если до сих пор не смотрите — самое время начать и подписаться.
Читайте также: что говорят русскоязычные жители Лондона — о признании телеканала иностранным агентом в России.
* 20 августа, помимо «Дождя», в российский реестр СМИ-иноагентов были внесены также издатель проекта «Важные истории» компания Istories fonds, зарегистрированная в Латвии, и шесть журналистов. Всего в реестре на данный момент 18 компаний и 25 физических лиц.