Как человека, выросшего на английских классиках, меня всегда интриговала история привидений и оккультных мест. Как и другие поклонники английской литературы, еще в школе я прочитала «Кентервильское привидение» Оскара Уайльда, «Собаку Баскервилей» Артура Конана Дойля, «Рождественскую песнь» Чарльза Диккенса и «Женщину в белом» Уилки Коллинз. Среди унылых мемуаров и школьных учебников эти жемчужины позволяли мне виртуально путешествовать во времени и переноситься на века назад, в центр событий Викторианской эпохи, где мертвецы разгуливали по улицам Лондона наравне с живыми.
Конечно, атмосфера города, погруженного во тьму едкого желто-зеленого тумана, где по ночам единственным источником света были мерцающие газовые фонари, играла писателям «на руку». В их воображении мгновенно появлялись захватывающие сюжеты, основными героями которых становились призраки, а жуткие легенды и истории их современников легко вплетались в сюжеты новелл.
Предлагаю прогуляться по местам где, если посчастливится, можно действительно встретить «женщину в белом».
Greyfriars Passage
Место средневекового захоронения английской королевы Изабеллы, супруги короля Эдуарда II. В свое время, в XIV веке, Изабелла нередко становилась зачинщицей вооружённых восстаний и даже свергла с престола своего мужа, разумеется, при помощи любовника. На трон она посадила сына, став королевой-регентом, но, к сожалению, счастье ее правления оказалось недолгим — уже через несколько лет сын вздернул мамашиного любовника, мать заточил в замке Райзинг в Норфолке, а сам стал править единолично.
На старости лет Изабелла присоединилась к францисканскому монашескому ордену и после смерти ее похоронили на территории церкви вместе с сердцем убитого мужа. Зачем – не ясно, но с тех пор разгневанная королева разгуливает по улицам в свадебном платье с сердцем бывшего мужа в руках.
Central Criminal Court
Когда-то на месте уголовного суда Олд-Бейли находилась Ньюгейтская тюрьма, где в период с 1783 до 1868 года регулярно проводились городские казни. К слову, в те времена, когда не было ни путешествий, ни футбольных матчей, ни сериалов на Netflix, именно казни стали самым любимым развлечением лондонцев: за раз у стен тюрьмы могло собраться около 20 тысяч человек, а многие пабы даже брали дополнительную плату за место у «панорамного» окна. Представьте себе: вы заказали бранч и лениво потягиваете темный густой эль, любуясь висельницей. Почти «Игра престолов», только вживую. Неудивительно, что до сих пор это место преследуют духи казненных.
Вначале ХХ века сфера «развлечений» изменилась. Тюрьму снесли, а на ее месте построили суд. Тем не менее, последний раз слушание по статье за колдовство здесь прошло всего 77 лет назад, в 1944 году. Несчастной ведьмой признали шотландского медиума Хелену Дункан. Ее обвиняли в чрезмерном общении с духами умерших, признали виновной и посадили на девять месяцев.
Как только об этом узнал Уинстон Черчилль, взбешенный он попросил объяснений того, зачем закон о колдовстве нужен современной Англии. Возможно, поэтому вскоре его отменили переименовали, а ведьм перевели в ряды «шарлатанов». Но Хелене пришлось отсидеть свой срок. Как утверждали последователи Миссис Дункан, скорее всего, ее упекли за решетку из-за паранойи правительства, что та может выдать общественности информацию о «Дне Д» — операции по высадке солдат в Нормандии в 1944 году для освобождения ее от захватчиков. Кстати, Уинстон Черчилль, сам грешил и периодически пользовался услугами астрологов, которым, правда, потом очернял репутацию, чтобы не испортить свою.
Таверна Viaduct
Эта таверна известна своим полтергейстом. Вообще полтергейст –немецкое слово, где «polter» обозначает «стучать», а «geist» — «дух». Так вот, дух таверны Viaduct прячет стаканы с напитками и постоянно выключает свет в женском туалете, пугая посетительниц.
В одну из суббот бывший владелец таверны убирал в помещении, где внезапно погас свет. Как только он попытался нащупать дверь, она захлопнулась, и кто-то зловеще ему прошептал: «Теперь нас здесь только двое». Дверь не открывалась изнутри, но, к счастью, на его крики прибежала жена. После этого случая здесь предпочитают никого не оставлять в одиночестве.
Cock lane
Во второй половине XVIII века на Cock Lane заселился англичанин Уильям Кент с сестрой своей покойной жены. У них завязались романтические отношения, но так как жениться им было запрещено законом, влюбленные уехали подальше от родных мест — в Лондон.
После переезда Уильям дал взаймы крупную сумму денег лендлорду, которую тот вскоре отказался возвращать, начав шантажировать пару. Влюблённым пришлось покинуть дом, но Уильям все-таки подал в суд и выиграл дело. Однако спустя некоторое время его девушка Фанни заболела оспой и умерла.
Бывший лендлорд не хотел отдавать деньги вдовцу — он затаил злобу и решил отомстить Уильяму за победу в суде. При помощи дочери он сфабриковал появление привидения «царапающей Фанни», утверждающего, что именно Уильям был виновен в ее смерти. Так как мотивов для преступления у него не было, суд созвал специальную комиссию, которая раскрыла обман и посадила лендлорда за решетку.
Однако история с привидением на Cock Lane стала настолько популярной, что ее даже увековечил Чарльз Диккенс в романе «Жизнь и приключения Николаса Никльби». В книге миссис Никльби утверждает, что когда-то ее прадед «ходил в школу с призраком на Кок-лейн».
St Bartholomew’s hospital
В самой старой лондонской больнице есть лифт, именуемый медсестрами и врачами «лифтом для гробов». Согласно местной легенде, когда-то в нем была убита медсестра и теперь ее дух периодически гасит свет, отправляя сотрудников госпиталя в темный подвал вместо верхнего этажа.
По другой легенде, в пустых коридорах больницы можно встретить маленького плачущего мальчика. Его появление не сулит ничего хорошего: обычно в этот день кто-то из пациентов обязательно умирает.
А ещё иногда здесь можно увидеть «серую леди» — призрак медсестры Грейс Уорд, которая после того, как ввела пациенту неправильную дозу лекарства по ошибке, покончила с собой.
С полной версией экскурсии можно ознакомиться на сайте pigeon.tours.
Подробнее в аккаунтах: @valerydanko и @pigeon.tours.