По одной из версий, первые британские комедианты развлекали публику еще в XVIII–XIX веках в мюзик-холлах и театрах. Вместе с варьете они были частью регулярной вечерней программы. А вот современная версия стендапа начала зарождаться в середине XX века, тогда же и возник сам термин стендап-комик. Их еще называли front cloth comics — «те, кто выступает на фоне занавеса».
К 1970-м годам комики перебрались из мюзик-холлов в небольшие клубы, в том числе для простых рабочих британцев. Самый известный из них — лондонский The Comedy Store — был открыт продюсером Доном Уордом в 1979 году. Уорд вдохновился американскими клубами Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и захотел создать в Англии нечто подобное. В США комики не боялись прямо обсуждать политику, высмеивать истеблишмент и открыто выражать свое мнение. Как бывший комик, Уорд понял, что стендап-клубы в Англии ждет успех, и оказался прав.
Первых комедиантов продюсер искал через газетные объявления: «Если вам надоела скучная работа и вы веселый человек, который хочет стать звездой, приходите к нам! Мы поможем вам стать частью нашей революции в сфере комедии». Так, на прослушивания пришли 150 человек. Один из них — комик Алексей Сэйл — стал ведущим и работал в клубе три года. Comedy Store открыл зрителям группу Comic Strip, Майка Майерса, Робина Уильямса, Пола Мертона, Бена Элтона и многих других артистов, и к 1980-м годам клуб стал синонимом «альтернативной комедии».
Сейчас, как и сорок лет назад, The Comedy Store обожают поклонники стендапа: выступления здесь проходят практически каждый вечер, а билеты раскупают на месяцы вперед. В клубе также проводят благотворительные концерты, стендап-конкурсы, открытые микрофоны и курсы для начинающих.
Немного теории
Для начала разберемся с терминологией (а она есть даже в сфере юмора). Стендаперы делятся на однострочников и, так называемых, «рассказчиков историй». Первые строят свои выступления на коротких сетапах (вводных частях) и панчлайнах (неожиданных и смешных финалах). Часто они не связаны общей темой, но тем не менее так можно построить целый спешл (сольный концерт). Наиболее известные из них — это Джимми Карр, Энтони Джесельник, Гэри Делани, Милтон Джонс, Тим Вайн.
Что касается «рассказчиков историй» и «наблюдателей», то они выбирают для шоу одну или несколько историй, объединенных общей темой. В этом случае завязки историй могут быть более длинными, а панчлайны всегда короткие. Приверженцы наблюдательной комедии — Ричард Херринг и Джо Колфилд.
Где послушать стендап на английском
Самый доступный способ послушать стендап — сходить на «Открытый микрофон». Комики выступают там бесплатно, чтобы протестировать новый материал на публике и затем исправить неудачные моменты. За вечер в клубе могут выступить примерно до двадцати артистов. В Лондоне можно сходить или самому поучаствовать в Comedy Virgins, G&B Comedy, Babel Open Mic. А за профессиональными стендапами стоит идти в клубы Top Secret Comedy Club, все тот же легендарный The Comedy Store, клуб Билла Мюррея Angel, The Pleasance, 2Northdown, Covent Garden Comedy. Стоимость билетов — от десяти фунтов и выше. Также можно отправиться на театральный фестиваль Vaults, который проходит в феврале или марте.
Если вы уже знаете, кто из комиков вам по душе, посетите сольные шоу — в клубах, на стадионах, в театрах. Самые известные выступают даже в The O2 Arena или в Apollo, где снимают телешоу Live at the Apollo. На запись программ, например, на шоу Грэма Нортона, можно попасть бесплатно. Подробную информацию о ближайших съемках ищите на сайте компании SRO Audiences.
Где послушать стендап на русском
«Дом русскоязычного стендапа в UK» — это проект комика Юрия Шахметова и других участников команды КВН «Сборная Великобритании». Юрий живет и выступает в Лондоне с 2011 года. Когда он только переехал в Англию, в столице уже была основана городская лига КВН. Вначале Юрий выступал один, а затем они вместе с другими студентами организовали свою команду. Со временем они попали в Высшую лигу КВН, выиграли КиВиН и поучаствовали в музыкальном фестивале.
«Мы стали первой командой из Западной Европы, которой это удалось. Затем к нам присоединился англичанин Оскар, потому что ну какая может быть «Сборная Великобритании» без коренного англичанина? Он говорит по-русски, жил в России. Мы ему рассказали, что такое КВН, и начали играть. Он – первый англичанин в истории КВН. Сейчас Оскар выступает в стендапе на русском языке», — рассказывает Юрий.
Такой командой ребята организовали стендап-встречи в Лондоне. В планах у них — расширить проект, звать русских комиков с ТНТ и создать хаб для комедиантов из Европы. Один из организаторов проекта и бывших кавээнщиков Михаил Гревцов сейчас выступает в Амстердаме и приезжает на проекты в Лондон. «От Антверпена и Амстердама до Лондона буквально три часа езды на машине. Мы хотим, чтобы был регулярный поток комиков, в том числе и начинающих, которые бы могли приехать в Лондон, выступить, проверить материал, потом сходить посмотреть Тауэр, отдохнуть, выпить пинту «Гиннесса» и поехать дальше выступать в Европу».
Чем русский юмор отличается от британского
По словам Юрия Шахметова, в британском стендапе юмор бывает жестче, и из-за этого шутки часто получаются еще более смешными. На открытых микрофонах и других выступлениях у комиков полный карт-бланш: рамок нет, и все шутят смешно. «В Британии никто не обращает внимание на мат со сцены, и это придает материалу большую реалистичность. Как правило, стендапы строятся на жизненных историях и наблюдениях, и комики рассказывают это так, как если бы они обсуждали это в компании друзей».
А вот английский комик Майло Эдвардс уверен, что больших различий между русским и британским юмором нет. «Русский юмор более-менее «тупой», как и английский. Я много выступал в Америке, и там у людей совсем другое чувство юмора. Русские шутки намного ближе к английским, чем к американским».
Майло известен и в России, и в Англии. Он начал свою карьеру еще в студенчестве, выступая в театральном клубе Footlights при Кембриджском университете. После учебы комик отправился в Россию, чтобы выучить русский. В итоге на одном из выступлений в баре его заметили продюсеры ТНТ и позвали в «Открытый микрофон», а затем в Stand Up на ТНТ.
Сейчас в России Майло узнают куда чаще, чем в Великобритании: «Не то чтобы я вышел из своей квартиры, и меня почти сразу окружили девчонки. Но иногда пару раз в неделю меня узнавали на улице». Возможно, поэтому в своих выступлениях комик часто рассказывает об опыте жизни в России (и, как признается, британцам очень интересно все, что с этим связано). Так, в 2019 году на фестивале Fringe в Эдинбурге Эдвардс построил все свое выступление на воспоминаниях о жизни в России, и аудитория восприняла его на ура.
По словам Майло, различия в работе между Россией и Великобританией, скорее, заключаются в устройстве профессиональной индустрии. «Например, в России, если ты выступаешь на ТНТ, ты не можешь выступать на других каналах. В Великобритании все по-другому, все комики абсолютно независимые: во вторник ты на одном канале, а в четверг на другом», — рассказывает стендапер. Сам же Эдвардс пока не выступает на британском телевидении, но уже пишет для комиков тексты. Как он объясняет, попасть на ТВ непросто: сначала нужно найти себе агента, а потом долго вести переговоры с телеканалом. Сейчас Майло выступает в Великобритании с большими часовыми шоу. «Я люблю рассказывать о философии и политике. Больше всего меня интересуют сложные идеи, которые я нахожу в ежедневных мелочах. Даже немного стесняюсь это говорить, но у меня такой интеллектуальный стендап. Его хорошо принимают в клубах», — делится Майло.
Как стать комиком?
В своей книге Only Joking: What’s So Funny About Making People Laugh? комик Джимми Карр пишет: «Стендап — это чуть ли не самый странный вид искусства: «В зале, полном людей, комик — единственный, кто развернут в другую сторону и еще к тому же не смеется. Для нормального человека это не работа мечты, а ночной кошмар». Действительно, чтобы научиться шутить и не бояться провалов, нужно много писать и не опускать руки. Вот несколько советов.
- Хорошие комики — очень образованные люди. Они знают историю, философию и многое другое и используют это в выступлениях. Майло Эдвардс рассказывает, что иногда стендаперы хвалят его за «интеллектуальные стендапы» и попытки донести до публики свои идеи. «Для меня это странно, ведь так и должно быть. Разве нет? Ведь если ты идешь на сцену, тебе есть что сказать людям».
- Попытайтесь придумать то, что будет вас отличать от других. Если вы русский комик в Лондоне, сделайте акцент на своем опыте жизни в России или на русском языке. В сочетании с отличным английским и знанием британской комедийной сцены это поможет заинтересовать публику. «Английских мужиков в английском камеди полно, поэтому если у тебя есть хотя бы маленькая фишка, ты сразу другой чувак, и это интересно», — объясняет Майло.
- Проверяйте материал на своих друзьях и не стесняйтесь выступать перед зрителями на открытых микрофонах. Основная трудность стендапа в том, что выступления должны попадать во всех, но это удается не с первого раза.
- Участвуйте в фестивалях. Возможно, вас заметят и пригласят в один из проектов.
- Пишите о том, что происходит в жизни, о переживаниях, учитесь наблюдать за окружающими. «Когда я пишу, то представляю, что передо мной сидят десять человек, и я начинаю им это рассказывать. Скажем, недавно был в Гайд-парке и хотел украсть королевского лебедя, но потом узнал, что за это дают пять лет».
- Не бросайте стендап, если в первый раз не все получилось. «У нас выступал сейчас парень. Он никогда этого не делал и хотел попробовать. Мы согласились. У него было хорошее выступление, не провал, но и не прям супер. Важен сам факт, что он выступил и понял, что он это может», — рассказывает Юрий.
Кого послушать и посмотреть
Стюарт Ли
Майло: «Мой любимый комик! Это тот стендапер, который может полчаса рассказывать безумные истории с идеями, которые он хочет донести. Стюарт часто ломает правила камеди. Мне это очень нравится, хотя некоторым они могут быть непонятны. Но с другой стороны, комикам же неинтересно делать простые и понятные шоу, потому что постоянно хочется придумывать что-то новое, что они не делали раньше».
Монти Пайтон
Юрий: «Это легендарно, очень смешно, остро и точно. Вся фишка — в высмеивании, стебе над разными вещами. Когда ты можешь высмеять сам себя — это круто».
Рики Джервейс
Юрий: «Настоящий мастодонт, просто бомба!»
Подписывайтесь на «Дом русскоязычного стендапа в UK».