Комментарии

Поражение Бориса Джонсона: Маша Слоним о неприятностях премьера

Палата общин проголосовала 14 декабря за обязательное ношение масок в общественных местах, введение «паспортов вакцинации» для посещения многолюдных мероприятий и другие жесткие меры, предусмотренные «планом B» по борьбе с коронавирусом. Но, добившись победы в парламенте, Борис Джонсон потерпел унизительное личное поражение: чтобы получить одобрение предложенных правительством мер, ему пришлось заручаться поддержкой оппозиции. Потому что многие члены родной для премьера партии его поддержать отказались. Маша Слоним догадывается, что стоит за этим демаршем.

15.12.2021
Маша Слоним
Маша Слоним
Фото: Avalon / Avalon / Legion-Media

Борису Джонсону все труднее находить общий язык даже со своими. Иначе не объяснить, почему больше четверти его соратников по партии (100 из 365-ти депутатов-тори, заседающих в Палате общин) взбунтовались против той части предложений правительства, которая касается необходимости предъявления людьми паспортов вакцинации, чтобы попасть на многолюдные мероприятия.

Сторонники этой меры считают, что введение COVID pass замедлит распространение нового штамма коронавируса и стимулирует вакцинацию среди сомневающихся. У противников есть ряд своих возражений, начиная с вмешательства государства в личную жизнь (мол, паспорта вакцинации — только начало, потом могут быть придуманы и другие ограничения свобод) и заканчивая отсутствием в принципе необходимости в паспортах и достаточности экспресс-тестов (в законе, кстати, предусматривается выбор между QR-кодом и отрицательным результатом экспресс-теста).

Правительство считает, что строгие меры следует вводить как можно скорее, потому что омикрон-штамм распространяется быстро (только за 14 декабря было зафиксировано более 50 тыс. инфицированных) и прогнозы неутешительные. В этих условиях необходимость предъявлять паспорт вакцинации, чтобы прийти в клуб или на концерт, заставит тех, кто еще не вакцинирован, сделать наконец прививку.

Правды ради важно сказать, что, как пишет влиятельное медицинское издание “The Lancet Public Health”, в странах, где подобные сертификаты были введены, это действительно стимулировало людей делать прививки. Согласно данным издания, после введения таких паспортов во Франции вакцинировались еще 127 823 человек, в Израиле — 243 151, в Швейцарии —64 952, в Италии — 66 382. Судя по тому, что на следующий день после того как Борис Джонсон объявил о намерениях правительства в Англии тоже выстроились многочасовые очереди в пункты вакцинации, эта мера может оказаться действенной и здесь. В Лондоне, где больше всего инфицированных, около трети вообще не привиты.

Тем не менее, несмотря на, казалось бы, всю логичность предлагаемых правительством мер, многие тори не одобрили их введения. Борису Джонсону не помогло даже то, что накануне голосования в парламенте он собрал фракцию и лично попросил соратников поддержать «план B».

Такой позорный для премьера результат — явный сигнал, что в партии зреет недовольство лидером. 

Шлейф скандалов

Причина бунта, который оказался даже масштабнее, чем предсказывали, — конечно, не только и не столько в строгости новых антиковидных мер и введении паспортов. К нему вели события последних недель, касающиеся Бориса Джонсона и его ближайшего окружения.

В частности, депутатам все сложнее объяснять своим избирателям некоторые скандальные эпизоды, связанные с рождественской вечеринкой в декабре 2020 года (в период локдауна), в которой, по всей видимости, участвовали сотрудники аппарата правительства. Газета Daily Mirror, которая начала публиковать утечки из офисов на Даунинг-стрит на эту тему, продолжила свою линию. На днях была опубликована фотография Бориса Джонсона, проводящего рождественскую викторину для сотрудников аппарата. Да, премьер выступал по Zoom, но газета утверждает, что его сотрудники с бокалами в руках, сгрудились вокруг компьютера в своем офисе и не соблюдали социальную дистанцию, о чем премьер не мог не знать. А 15 декабря все та же Daily Mirror публикует новую утечку: фотографию большой и веселой компании из 24 советников правительства, празднующих Рождество в одном из офисов консервативной партии в Вестминстере. Это веселье было организовано во время прошлогоднего локдауна Шоном Бэйли, председателем лондонской Ассамблеи комитета по делам полиции. Как пишет газета, после того, как она связалась с Бэйли, тот подал в отставку со своего поста.

Скотланд Ярд отказался проводить расследования эпизодов нарушения локдауна сотрудниками правительства, о которых рассказывала пресса, заявив, что не видит достаточных признаков нарушений. Внутреннее расследование, однако, уже проводится, и все упомянутые газетами эпизоды, как обещает нам премьер, будут рассмотрены.

Но на этом неприятности Бориса Джонсона не заканчиваются. На днях ему снова припомнили пресловутый ремонт квартиры, на который было потрачено, по данным разных источников, от ₤80 000 до ₤200 000, то есть примерно на ₤50-170 тыс. больше, чем выделяются новоизбранному премьеру на ремонт резиденции. Об этом известно еще с апреля, но сейчас к скандалу вернулись в связи с тем, что избирательная комиссия наложила на Консервативную партию штраф (около ₤18 000) за то, что та не отчиталась вовремя о сумме на тот самый ремонт, которую одолжил один из доноров партии. Борис Джонсон продолжает настаивать, что не помнит, кто ссудил недостающие деньги, однако, по некоторым сведениям, имя донора было известно не только партийным функционерам, но и премьеру лично. Историю с ремонтом расследует независимый эксперт; он может запросить переписку Джонсона по WhatsApp, из которой как раз и может выясниться, что имя своего донора он хорошо знал.

Сгущение туч

Все эти скандалы наверняка повлияют на исход довыборов в депутаты парламента, которые состоятся* 16 декабря в графстве Шропшир в связи с опять же скандальной отставкой депутата-консерватора Оуэна Петерсона, уличенного в лоббировании интересов компаний, где он работал консультантом. Многие эксперты предсказывают чуть ли не полный провал консервативной партии в округе, где на прошлых выборах у тори был перевес в 23 000 голосов, или, в лучшем случае, значительную потерю голосов. Это станет сильнейшим ударом и по партии, и, конечно, по ее лидеру. 

О тревожных для премьера звоночках говорят и последние опросы: впервые лейбористская партия обгоняет консервативную почти на семь пунктов, а ее лидер Кир Стармер вышел на первое место в ответах людей на вопрос, кто мог бы стать лучшим премьер-министром. Тучи над Борисом Джонсоном настолько сгустились, что в парламентской фракции консерваторов заговорили даже о смене лидера. Пока это лишь ропот. Но, по слухам, обращения с идеей вотума недоверия Джонсону уже начали поступать от «заднескамеечников» (рядовых депутатов) в «Комитет 1922», который как раз и может поставить вопрос о доверии лидеру, если получит 60 таких писем. И список возможных кандидатов на пост нового лидера уже пестрит интересными именами.

Вопрос, способен ли Борис Джонсон контролировать хотя бы свою фракцию, прозвучал и на заседании Палаты общин 15 декабря. Лидер лейбористов не преминул указать Джонсону на то, что в эти трудные времена он должен не просто навести порядок во фракции, но и спросить себя, может ли он и дальше возглавлять правительство.

* UPD 17 декабря 2021:

На досрочных выборах в округе Северный Шропшир 16 декабря консерваторы проиграли либеральным демократам 6000 голосов. Это серьезный удар по тори — до этого именно они бессменно представляли Шропшир в парламенте почти два века.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: