Недавно чуть не умерла моя подруга. У нее случилась остановка сердца, и если бы не ее сын, она действительно умерла бы. Увидев маму на полу, 15-летний Даня вызвал скорую, а сам сразу же прибегнул к одному из методов сердечно-легочной реанимации — внешнему массажу сердца. И не останавливался до тех пор, пока не приехали медики.
Узнав о том, что произошло, я подумала: «Вот же повезло, что в свое время мама парня, сама врач, научила его этой технике — пригодилось для спасения ее собственной жизни!» Но я ошиблась. Дело не в маме-враче. Этому уже несколько лет обучают в английских школах. И не только английских.
Жизненно важные минуты
Еще в 2015 году несколько международных медицинских ассоциаций совместно с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) запустили программу Kids Save Lives («Дети спасают жизни»). Благодаря этой программе дети от 12 лет узнают, как действовать, если у кого-то рядом остановилось сердце. В Англии, как и в ряде других европейских стран, законы предписывают уделять обучению технике реанимации при остановке сердца не менее двух часов в год.
Это очень важно. Внезапная остановка кровообращения (после которой не была своевременно проведена сердечно-легочная реанимация) — третья по частоте причина смерти. В Европе и США вследствие несвоевременно оказанной помощи ежедневно умирает 2 000 человек. Похожая статистика и в других развитых регионах мира.
Многие из этих жизней можно было бы спасти, если бы оказавшиеся рядом люди могли оказать немедленную помощь, не дожидаясь приезда скорой. Чтобы не дать мозгу умереть от приостановки доступа кислорода, такую простую процедуру, как массаж сердца, надо начать как можно скорее. Каждая упущенная минута сокращает шансы на успешное восстановление собственного кровообращения и в целом благоприятный исход. Напротив, если сердечно-легочная реанимация проведена вовремя, шансы на спасение человека после остановки сердца удваиваются, а иногда, как считают специалисты, даже утраиваются.
Но ведь ясно, что вероятность того, что скорая успеет приехать к пострадавшему в эти первые, жизненно важные минуты, крайне мала. Тем нужнее навыки реанимации у обычных людей. В том числе у детей.
Kids Save Lives
Честно скажу: то, что теперь даже 12-летние дети могут сделать массаж сердца и спасти человека, для меня открытие. Британский консультант-анестезиолог и реаниматолог Андрей Варвинский из больницы Торбей, который проводит вебинары на тему сердечно-легочной реанимации и обучает этой технике медиков всех уровней, подтвердил мне, что программа обучения детей успешно действует во многих странах мира. Преподавателей в школах учат такие же, как он, врачи, а те уже передают полученные знания детям на специальных уроках.
И пусть вас не смущает, что у 12-летнего ребенка не хватает физической силы для полноценного массажа сердца, — не только в этом заключается помощь. Детей учат распознавать острую остановку кровообращения (ООК), рассказывают, как позвать на помощь и как пользоваться автоматическим дефибриллятором (такие дефибрилляторы, кстати, развешены в Англии повсюду, в своей небольшой деревне я насчитала целых три).
На сайте Kids Save Lives есть карта, на ней указано, в каких странах закон обязывает проводить уроки по технике сердечно-легочной реанимации в школах. В основном, это страны Европы: Великобритания, Франция, Португалия, Италия, Германия, Греция. В других странах Европы такие занятия тоже проводятся, но пока это происходит по инициативе отдельных городов или школ.
Россию я на этой карте не нашла. Но в других источниках обнаружила, что такие занятия уже проходят и в некоторых российских школах — например, в Санкт-Петербурге и в Томской области. По словам Андрея Варвинского, который часто бывает в России и работает с местными врачами, сертифицированные курсы по технике реанимации есть в разных городах страны. Но вот с детьми начали заниматься действительно недавно.
Очевидный выбор
Моя подруга, которую спас сын, рассказала, что в процессе массажа сердца он сломал ей несколько ребер. Она не жаловалась — при такой процедуре это не такая уж редкость. Но некоторых скептиков возможные последствия подводят к вопросу: а если не специалист — тем более ребенок — ненароком, пытаясь спасти человека, наоборот, ему навредит? Варвинский на это отвечает: когда речь идет о выборе между очень вероятной смертью и возможным спасением жизни ценой пары сломанных ребер, выбор очевиден.
Так что у кого есть дети от 12-ти и старше, очень советую обучить их этой простой, но такой нужной процедуре. Случись плохое, они спасут вам жизнь.