Строго говоря, Илон Маск пока не стал владельцем Twitter. Сделку планируется закрыть до конца года при условии ее одобрения акционерами компании, получения разрешений регуляторов и выполнения ряда других условий. Но рано или поздно все согласования и разрешения будут получены, условия соблюдены, сделка закроется — и Twitter станет частной компанией. Поэтому уже сейчас все наперебой гадают, как изменится структура и правила работы этой социальной платформы при Маске. Тем более что он сам дает повод для разговоров и пересудов.
В частности, сразу после заключения сделки Маск дал понять, что, в частности, может отменить модерирование твитов — своеобразную цензуру, на которую всегда жаловалась часть пользователей соцсети. «Я надеюсь, что даже самые строгие мои критики останутся на Twitter, потому что это и есть свобода слова», — заявил он, комментируя покупку. А отвечая на подозрения в том, что теперь на платформе будет процветать «вседозволенность», написал: «Свобода слова — это краеугольный камень работающей демократии, а Twitter — это городская площадь, на которой обсуждаются жизненно важные вопросы будущего человечества».
Что и как будет обсуждать человечество на Twitter при Маске, как раз многих и беспокоит.
***
После объявления о сделке кто-то уже пошутил, что Илон Маск купил самую дорогую стену в общественном туалете. Улыбку, конечно, вызывает, но это не правда.
Twitter ежедневно пользуются 217 млн человек по всему миру. И в последние годы он стал не просто социальной сетью, но и коммуникационным каналом для политиков, которые нередко делают важные заявления именно на своих страницах в Twitter. Многие из них отлично понимают, какой силой обладают сейчас социальные сети, а такие политики, как Дональд Трамп, не просто понимают, но и очень ловко этим пользуются.
Трамп был, пожалуй, самым активным «политическим» пользователем Twitter — пока его аккаунт акционеры соцсети не «закрыли навсегда» через пару дней после вооруженного нападения на Капитолий 6 января 2021 года. Навсегда ли? Этот вопрос начали задавать и правые — сторонники Трампа, и левые, которые приветствовали пожизненный бан экс-президента США, как только стало ясно, что Илон Маск становится единоличным владельцем Twitter. Не собирается ли новый собственник его восстановить?
Сам Трамп в интервью телеканалу Fox уже сказал, что возвращаться на Twitter не собирается, а хочет развивать собственную платформу Truth Social. Но выразил надежду, что Маск «улучшит» Twitter.
«Свобода слова — это все, что разрешено законом. Если люди хотят ограничить свободу слова, они должны просить правительство принять закон на эту тему», — говорит Илон Маск. Тонкость в том, что, по мнению (бывших) акционеров Twitter, записи и воззвания Трампа как раз подпадали под запрет — на «прославление политики насилия». А поскольку «существует риск новых призывов к актам насилия с его стороны», его аккаунт «закрывается навсегда», сообщала компания в своем заявлении 9 января 2021 года. Однако Трамп ведь так и не был осужден за «призывы к насилию» — Сенат не смог набрать для этого необходимых голосов. А значит, с формальной точки зрения никакого нарушения закона с его стороны не было, хотя в твитах и были все признаки hate speech.
***
Риторика ненависти — расплывчатое понятие. В России, например, власть и общество вполне спокойно реагировали даже на угрозы физических расправ, звучавших в Twitter в адрес оппозиционных журналистов. Но в Америке к этому относятся куда менее терпимо. Поэтому перспектива изменения реакции на твиты, «нарушающие правила сообщества», вызывает возмущение левацки настроенных сотрудников платформы. Некоторые из них опасаются, что Маск сведет на нет все их усилия по очищению Twitter и изменит «культуру» площадки своим непредсказуемым стилем руководства и неожиданными инициативами, которыми он славится. Многим звездным пользователям Twitter возможные перемены тоже не по душе: например, актриса Миа Фэрроу уже грозится закрыть свой аккаунт.
Страсти вокруг покупки Twitter Илоном Маском разгораются именно по принципу «правый — левый». Правые выступают за отмену всяческой цензуры и возвращение на платформу Дональда Трампа, левые — за модерацию и ограничения для особо токсичных и агрессивных твитов.
К какому политическому лагерю больше тяготеет Илон Маск, судить довольно трудно. Сам он называет себя «умеренным», «наполовину республиканцем, наполовину демократом». Он не хотел бы, чтобы его считали «ярым либертарианцем», но просит государство не мешать предпринимателям и требует, чтобы налоги на богатых были снижены.
***
Туманные намерения Маска беспокоят не только сотрудников и пользователей Twitter. Британское правительство, которое внесло в парламент законопроект о безопасности интернета, и Европейский Союз напоминают ему, «независимо от формы владения, все социальные платформы должны нести ответственность за защиту пользователей».
Британский законопроект предполагает запрет на распространение фейков и причинение вреда детям. По новому закону, соцсети должны будут удалять посты, которые, будучи легальными, тем не менее, причиняют вред пользователям. А закон о цифровых услугах ЕС требует от таких медиа-гигантов, как Twitter, Facebook и Google отслеживать противозаконное содержание постов пользователей под угрозой многомиллионных штрафов.
Основатель Amazon Джефф Безос, идущий следом за Илоном Маском в списке самых богатых людей мира, сказал про него, что Маск прекрасно разруливает трудности. Посмотрим, насколько успешно ему удастся лавировать между стремлением к свободе слова, необходимостью соблюдать законы, ограничивающие работу социальных сетей, и учетом интересов по-разному настроенных пользователей и сотрудников.