Люди

Борис Джонсон официально объявил о своей отставке и обратился к нации

срочно
07.07.2022Редакция

В четверг, 7 июля, премьер-министр Великобритании Борис Джонсон выступил в прямом эфире с официальным обращением к нации, в котором объявил о своей отставке с поста главы консервативной партии. Разбираемся, как это происходило.

В прямом эфире, который транслировался всеми ведущими британскими СМИ, Борис Джонсон заявил: «В последние несколько дней я пытался убедить своих коллег, что было бы эксцентрично менять лидера, когда мы делаем так много, когда у нас такой обширный мандат и когда мы отстаем всего на пару пунктов в опросах». Он добавил, что «сожалеет, что не добился успеха в этих спорах».

Выступая на Даунинг-стрит, Джонсон поблагодарил миллионы людей, которые отдали свои голоса за него и его партию в 2019 году. По его словам, он так долго боролся за свой пост, потому что считал, что это «его работа и его долг». Работу премьер-министра он назвал лучшей в мире и отметил, что ему грустно покидать этот пост.

«Даже если сейчас все кажется мрачным, наше совместное будущее будет золотым», – заключил премьер-министр и удалился под аплодисменты. 

Как сообщает Даунинг-стрит, процесс выбора нового лидера партии и, следовательно, премьер-министра Великобритании уже начался. Расписание выборов будет анонсировано на следующей неделе. До этого времени Борис Джонсон останется на посту. От идеи проведения всеобщих выборов премьер отказался. 

Что было до этого?

К тому моменту, как Джонсон решил уйти в отставку, свои посты в правительстве покинули более 50 политиков (почему? об этом подробно рассказала Маша Слоним в этой колонке), среди которых министр по делам Ирландии Брэндон Льюис, министр казначейства Хелен Уэйтли, министр по делам Уэльса Саймон Харт, министр по делал семьи и детей Уил Квинс, министр юстиции Виктория Аткинс и многие другие.

Первыми ушли министр финансов Риши Сунак и министр здравоохранения Саджид Джавид. Сунак объявил о своей отставке еще 5 июля в Twitter: «Общественность справедливо ожидает, что работа правительства должна осуществляться правильно, компетентно и серьезно. Я понимаю, что это может быть моя последняя работа в правительстве, но я считаю, что за эти стандарты стоит бороться, и именно поэтому я ухожу в отставку».

В письме Борису Джонсону, которое он опубликовал в своем посте, министр финансов утверждал, что всегда поддерживал премьер-министра публично, хотя и не был согласен с ним по ряду вопросов. Саджид Джавид также опубликовал пост в Twitter.

Затем, вечером 6 июля, премьер отправил в отставку своего бывшего союзника по кампании в поддержку Брекзита Майкла Гоува. Источник BBC на Даунинг-стрит назвал министра «змеей», который «радостно информировал прессу о том, что призывал лидера уйти».

Утром, 7 июля, британские СМИ сообщили о продолжении череды отставок чиновников высшего ранга, которые отказались в дальнейшем поддерживать премьер-министра Бориса Джонсона. Кроме того, целый ряд министров пытался убедить Джонсона оставить пост. Среди них и бывшие близкие союзники премьера — министр МВД Прити Пател, министр транспорта Грант Шаппс и министр по делам бизнеса Кваси Квартенг. Генеральный прокурор Суэлла Браверман также присоединилась к призывам, при этом заявив, что не собирается оставлять свой пост. Более того, она готова выставить свою кандидатуру в борьбе за лидерство.

Кстати, новоиспеченный министр финансов Великобритании Надхим Захави, который получил пост сразу после ухода Сунака, тоже призвал премьер-министра уйти в отставку. «…будет только хуже: для вас, для консервативной партии и, самое главное, для всей страны. Вы должны поступить правильно и уйти сейчас», — написал Захави в своей Твиттере утром 7 июля.

Он опубликовал открытое письмо Борису Джонсону: «Вчера я ясно дал понять премьер-министру вместе с моими коллегами, что все идет только в одном направлении и что он должен уйти с достоинством… Премьер-министр, глубоко в сердце вы знаете, что правильнее всего будет уйти сейчас».

В общем-то, к отставке Джонсона призывали не только министры и его ближайшие соратники, но даже кот Ларри, служащий главным мышеловом на Даунинг-стрит. Утром 7 июля в его неофициальном Твиттере появилась недвусмысленная запись: «Если Борис Джонсон не уйдет в отставку к 10 утра, мне придется нагадить ему в ботинки».

Джонсон ушел. Правда, в половине первого.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: