Комментарии

Карл III: каким он был принцем и каким будет королем

Постоянный колумнист «Зимы» Маша Слоним продолжает комментировать события последних дней. Вслед за смертью королевы Елизаветы II британский престол перешел к ее сыну – принцу Чарльзу – нынешнему королю Карлу III.

13.09.2022
Маша Слоним
Маша Слоним

Выступление Карла III после кончины его «mama», Елизаветы II, стало для меня откровением. То, что он говорил, как выглядел – практически все было неожиданным. Вдруг за один день принц Чарльз превратился в настоящего короля Карла III.

Я не могу похвастаться личным знакомством с ним. Но много лет я наблюдала за Чарльзом, слушала его, читала о нем, о его взглядах и убеждениях. Он всегда был неравнодушным к проблемам окружающей среды, к тому, что и как следует строить в Лондоне, вступал в жаркие споры и дискуссии по самым животрепещущим проблемам. Журналисты рассказывали, что принц регулярно присылал письма в газеты и политикам, делясь с ними своими мыслями и соображениями.

Много шума, в свое время, наделало его страстное выступление против модернистского проекта нового крыла Национальной галереи, который он назвал «монструозным карбункулом». Полной возмущения речью он разразился во время церемонии награждения одного из архитекторов, когда ему требовалось просто выступить с поздравлением и поднять бокал шампанского. Проект, который он невзлюбил, в конце концов, забыли, и говорят, что он был действительно уродлив, портил Трафальгарскую площадь, но словосочетание «монструозный карбункул» Чарльзу припоминают до сих пор.

Prince Philip’s <i>Spitting Image</i> puppet was always clad in his naval uniform and was overtly Greek, going for kebabs, suggesting Prince Charles name his new baby Stavros et cetera. The satirical show also leaned heavily on Philip’s public blunders. Welsh comic Roger Blake took over voicing Philip in 1990, after Glover quit the show at the same time as Harry Enfield.

И до, и после этого случая будущий король ещё не раз становился мишенью во всевозможных пародиях и сатирических скетчах. В TV Show Spitting Image (1984-1996), вроде российских «Кукол», он был изображен как простак, наивный борец за всё хорошее, слегка странный и не от мира сего. Его герой предпочитал принцессе Диане цветочки и с нетерпением ждал дня, когда станет королем.

В британском политическом триллере House of Cards (1990) , действие которого происходит в послетэтчеровской Британии, где после отречения королевы принц Чарльз становится монархом. Но главный герой — злодей, парламентский партийный организатор, ставший премьер-министром — путем всевозможных интриг пытается организовать переворот, чтобы избавиться от чересчур либерального короля, который, пользуясь своей властью, продвигает экономическое равенство и требует уважать достоинство каждого человека. В «Карточном домике» принц, ставший королем, предстает как слабый и наивный мечтатель.

В последние дни король Карл III перевернул все мои и, думаю, не только мои, представления о нем. Его уверенная осанка, замечательные, полные достоинства речи после кончины Елизаветы, даже внешность — все говорит о том, что перед нами настоящий король. 

Карлу III будет нелегко удержаться в строгих рамках, которых от него требует этикет. Имея вполне определенные убеждения, он не сможет больше говорить о них вслух. Британским монархам это не положено. Мы ни разу не слышали ни одного политического заявления королевы Елизаветы II, хотя, как сообщала The Sunday Times, ссылаясь на свои источники, на 67 году нахождения на троне она в частном разговоре посетовала на неспособность политической элиты достойно управлять страной. Это было, будто бы, сказано вскоре после референдума по брекзиту и отставки премьер-министра Дэвида Камерона.  

Король Карл III прекрасно понимает, что отныне его жизнь не будет прежней. Об этом он сказал сразу же, став королем; об этом он говорил в интервью будучи наследным принцем, отвечая на прямой вопрос о том, как он собирается справляться с искушением высказывать свои взгляды. «Я же не глупец, чтобы этого не понимать, я знаю, что по королевскому этикету такое не допустимо». 

Карлу III, наверное, будет сложнее приспособиться к королевскому этикету, чем Елизавете II. Все же она стала королевой в 25-летнем возрасте, в то время, как у ее наследника было на 50 лет больше относительно «вольной» жизни, когда он мог свободно высказывать вслух свои мысли и пожелания. Но и с этим король справится — недаром он столько лет готовился к новой роли.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: