Комментарии

«Не мир, но мяч». Колонка главного редактора

Алексей Зимин, главный редактор «Зимы», комментирует важные, на его взгляд, события прошедшей недели. В этот раз его колонка посвящена грядущему Чемпионату мира по футболу в Катаре и глобальным проблемам, которые вскрылись в процессе его подготовки.

11.11.2022
Алексей Зимин
Алексей Зимин

20 ноября в государстве Катар стартует чемпионат мира по футболу. Это первый турнир, который будет сыгран на мусульманском Ближнем Востоке, и первый, который пройдет не в привычное для мундиаля летнее время, а зимой. Летом в Катаре так жарко, что можно проводить соревнования по барбекю, не разводя огонь под грилем. 

Ради того, чтобы ЧМ-22 состоялся, национальные и международные футбольные федерации скорректировали календари (Английская Премьер-лига останавливается на полтора месяца), а также некоторое количество этических стандартов. Катар выделяется даже среди своих соседей по Персидскому заливу довольно приблизительным отношениям к правам человека. На стройках инфраструктуры условия труда были вполне рабскими, гастарбайтеры погибали сотнями, так что на фоне этого пренебрежение правами женщин и сексуальных меньшинств выглядит чем-то вроде традиционалистской шалости. Все это вызвало закономерные вопросы в медиа, но закономерных ответов не получило.

Основатель олимпийского движения Пьер де Кубертен считал, что важнейшей задачей спорта является снятие политических, религиозных, этнических и культурных противоречий. Возможно, и этических тоже. Не зря он был основным лоббистом проведения Олимпийских игр в Берлине 36-го, называя Гитлера «ярчайшим творческим духом эпохи» и призывая цивилизованный мир дать Германии «возможность строить».

Впрочем, не исключено, что семидесятилетнему Кубертену просто нравилась античная страсть фашистских физкультурных парадов, хотя при этом советские физкультурные парады он не одобрял и всячески противился участию страны рабочих и крестьян в международных спортивных турнирах.

В согласии с этой традицией практически любые соревнования с тех пор начинаются с возгласов о недопущении некоторых участников и невозможности проведения турнира в определенном месте. Апогея это движение достигло во время московской Олимпиады, куда не явились все основные страны конкуренты, и СССР отпускал в полет мишку на шариках, выиграв значительную часть незапланированных медалей.

Британцы пытались не допустить проведения в РФ футбольного Чемпионата мира 2018, мотивируя это коррупционной составляющей сделки между Владимиром Путиным и FIFA, но у них ничего не вышло ни в судах, ни на футбольном поле. А сам чемпионат был признан лучшим в истории по качеству проведения, о чем не без самодовольства и подхалимажа одновременно сообщил главный футбольный начальник планеты Инфантино.

Британцы пытались повлиять и на проведение чемпионата мира в Катаре, используя как коррупционный козырь, так и тревожные отчеты гуманитарных организаций. Участник одного из самых скандальных матчей в истории мундиалей «Агрентина-Англия», игры, проходившей на фоне Фолклендского конфликта, игры, где один из мячей был забит Диего Марадоной при помощи «руки бога»,  Гарри Линикер стал с тех пор самым популярным в мире футбольным комментатором. Так вот он отказался быть послом Чемпионата мира в Катаре. А Давид Бэкхем не отказался и получит за это в общей сложности 150 миллионов фунтов. Хейт в социальных сетях и прочих медиа на фоне этого чека уже не работает так эффективно, как во многих других случаях.

Первый матч сборная Англии, кстати, сыграет с командой Ирана – государством, с которым у Великобритании на сегодняшний день нет официальных дипломатических отношений. Но поможет ли эта игра снятию противоречий?

Перефразируя того Гарри Линикера, автора легендарного бонмо: «В футбол играет 22 человека, но побеждают всегда немцы», – сегодня в футбол играют миллиарды, но побеждают всегда деньги. Простые ответы чаще всего самые точные. Но все же не в современном мире.

Мы видим, как несмотря на нефтяные цены, Европа упрямо продолжает закрывать Россию в ее собственной традиционалистской скорлупе. Кто знает, может, скоро нечто похожее начнет происходить с монархиями Персидского залива. Или просто кончится само собой. Вместе с нефтью.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: