КУДА ПРОПАЛИ ДЕНЬГИ SNP?
Громкий скандал, который потрясает Шотландию уже несколько месяцев, может полностью изменить политический пейзаж второй по размеру автономной административно-политической части Соединенного Королевства.
Во вторник утром был задержан, но после допроса отпущен, казначей правящей партии Шотландии SNP Колин Битти, а пару недель назад был взят под стражу (и также после допроса отпущен) Питер Маррелл – председатель исполкома партии и муж Николы Стерджен, возглавлявшей до недавней отставки SNP. Оба допроса были связаны с уголовным делом по загадочному исчезновению более полумиллиона фунтов стерлингов, которые были собраны активистами на проведение второго референдума о независимости Шотландии. Повторный референдум, как мы знаем, не состоялся, но деньги куда-то пропали. В рамках расследования, шотландская полиция допрашивает руководство партии, имевшее отношение к управлению фондами партии. Сейчас в партии ожидают, что следующей будет задержана сама Никола Стерджен.
Стерджен подала в отставку в феврале этого года. Формально отставка не была связана с недостачей в фондах партии, но, уже когда она неожиданно объявила о своем намерении покинуть пост первого министра Шотландии, поговаривали, что одной из причин ее решения могла стать как раз история с исчезновением денег.
Полиция провела обыски в доме Стерджен и Маррел в Глазго и в штаб-квартире партии в Эдинбурге. В тот же день был обнаружен и изъят дорогостоящий автомобиль, припаркованный у дома матери Питера Маррелла. Как позднее выяснилось, о приобретении этого автомобиля, который стоял у дома с начала 2021 года, мало кто в партии знал. Кроме того, как выяснилось из переписки, которую полиция сейчас изучает, Никола Стерджен противилась назначению независимого специалиста по фандрайзингу, который мог бы разобраться в том, как на самом деле обстоят дела с фондом. Параллельно со следствием новый лидер партии Хамза Юсаф, избранный после отставки Стерджен, распорядился создать независимую рабочую группу для расследования возможных финансовых нарушений.
Оппозиция требует приостановки членства в партии подозреваемых в недобросовестности, но противники напоминают о презумпции невиновности, так как следствие не закончено и суда еще не было. В любом случае, скандал с исчезновением большой суммы из фондов нанесет огромный ущерб репутации SNP. Партия вообще может потерять большинство в Холируде (шотландском Парламенте) на следующих выборах, а уж о повторном референдуме о независимости можно будет забыть надолго, хотя новый лидер и первый министр Хамза Юсаф разделяет позицию Стерджен в этом вопросе.
ДЕЛО О БУЛЛИНГЕ
Если говорить не только о Шотландии, но вообще о британском королевстве, в котором не всё в порядке, то следует упомянуть и «дело Доминика Рааба», министра юстиции, заместителя премьер-министра и близкого соратника Риши Сунака. Со дня на день ожидается решение в связи с обвинениями в буллинге, выдвинутыми некоторыми коллегами против министра.
После первых двух обвинений со стороны сотрудников администрации в том, что Рааб грубо обращался с ними, на днях появилось новое, третье заявление. Все эти обвинения расследует назначенный Сунаком юрист. Сам Рааб отметает претензии и говорит, что приветствует открытое расследование, а не какие-то анонимные жалобы в СМИ. По его словам, он всегда действовал профессионально. Однако, по сведениям Би-Би-Си, в Министерство юстиции на него поступило множество жалоб.
Сразу же после обнародования результатов расследования премьер-министр лично примет решение о дальнейшей политической судьбе Доминика Рааба. Ожидается, что, если обвинения в буллинге подтвердятся, премьер-министр выведет его из правительства.
НЕПРИКОСНОВЕННЫХ НЕТ
Не избежал в последние дни обвинений и британский премьер-министр Риши Сунак. Его обвинили в нарушении «кодекса поведения депутатов парламента», поскольку он не заявил о «конфликте интересов, отвечая на вопрос о том, имеет ли его жена Акшата Мурти акции в агентстве по уходу за детьми». Пункт «кодекса», в нарушении которого подозревают премьер-министра, гласит, что депутат парламента должен всегда проявлять открытость и честность, заявляя о собственных интересах, когда речь в Палате идет о связанных с его бизнес-интересами вещах и законах. Жене премьера, которая является миноритарным акционером в «детском агентстве», теоретически могут быть выгодны поправки в закон о скидках для родителей, объявленные в бюджете.
Решение специального комиссара, следящего за соблюдением парламентского кодекса, по Риши Сунаку пока не принято, но сам он в свое оправдание говорит, что отметил наличие акций жены в «министерском реестре», который действительно требует, чтобы чиновники указывали не только свои бизнес-интересы, но и интересы супругов, в то время как «кодекс поведения депутатов» этого не просит. Правда, министерский реестр был полностью опубликован только сегодня (19 апреля), и пока неизвестно, когда Риши Сунак указал наличие акций у его жены.
Результаты этого расследования ожидаются в ближайшее время, и хотя потенциально скандал может иметь серьезные последствия для премьера, наблюдатели не ожидают больших потрясений. Эта история не о коррупции, но стоит напомнить, что в Великобритании министр, уличенный не только в коррупции, но в и нарушении «кодекса», может потерять свой пост в правительстве, как это случилось с Питером Мендельсоном, занимавшим пост министра транспорта в лейбористском правительстве Тони Блэра в конце 90-х годов. Он скрыл и от Блэра, и от своих коллег тот факт, что «занял» почти полмиллиона фунтов стерлингов на покупку дома у генерального казначея правительства. Когда все вскрылось, Мендельсону (и казначею) пришлось уйти в отставку.
В нарушении «кодекса поведения» обвиняется и бывший премьер-министр Борис Джонсон. Комиссия, которая рассматривает обвинения против Джонсона в том, что он «сознательно вводил в заблуждение парламент», в скором времени должна обнародовать свое решение. Никаких постов Джонсон уже не занимает, но, если решение комиссии будет не в его пользу, это сильно подорвет его шансы на продолжение политической карьеры.