Карьера

Из Яндекса в Лондон. Как переезжают и сколько зарабатывают российские IT-специалисты в Британии

20.07.2017Софья Окунь

“Зачем люди едут из Яндекса в Лондон”? Такой вопрос задал сын знакомого программиста, который недавно распаковал в Лондоне чемоданы. ZIMA решила разобраться — действительно, а зачем? Мы опросили специалистов по информационным технологиям, поменявших российские офисы на западные, и узнали не только зачем, но и как они переезжали в Британию. О причинах популярности российских программистов за рубежом также рассказали HR-сотрудники лондонских компаний.

«Я ехал не в Лондон, а в определенную компанию», — признается программист Артем Колесников, сменивший московский офис “Яндекса” на британский офис Facebook. Основной причиной он называет профессиональный рост. «После “Яндекса” в России работать негде: планка задрана высоко, а переход на следующий уровень несопоставим по эмоциональным и финансовым затратам с плюсами». Николай Григорьев, также оставивший “Яндекс” ради Facebook, соглашается: «Мне предложили интересную работу в интересном месте, и я поехал — задачи «убежать куда-нибудь» не было». «Это был целенаправленный переезд “сюда”», — говорит программист Алексей Ничипорчик, который из “Яндекса” перешел в лондонский офис Google, а затем — в социальную сеть Badoo. Он указывает, что к переезду его подтолкнула возможность поработать над новыми проектами в известной компании, более высокая зарплата, а также перспектива пожить в другой стране и подтянуть английский.

Где работают и сколько зарабатывают британские IT-специалисты

Помимо Facebook и Badoo, центры разработки в Лондоне есть у Apple, Twitter, ASOS, Cisco systems и других крупных компаний. Из официального перечня Shortage occupation list следует, что специалистов по информационным технологиям в Британии не хватает. Сейчас в списке находятся 35 профессий, из них четыре связаны с IT. Профессионалам этих индустрий компании обязаны платить не меньше минимальной зарплаты (у разработчика на начальной позиции минимальная зарплата составляет £24 тыс. в год, у более опытного коллеги — £31 тыс.). По данным кадрового портала Glassdoor, средняя зарплата разработчика программ в Лондоне составляет £43 тыс., в остальных городах Англии — £31 тыс. «Вилки зарплат сильно зависят от квалификации специалиста и от компании, в которую он устраивается. Всё очень индивидуально», — говорит руководитель отдела разработки Badoo Николай Крапивный.

Не стоит забывать, что в Британии действует прогрессивная система налогообложения. Сумма зарплаты между £11,5 тыс. и £45 тыс. облагается налогом в 20%; все, что выше £45 тыс., но ниже £150 тыс. облагается уже 40% налогом. Лондон же известен высокими ценами на жилье, на которое арендаторы часто тратят около половины дохода. «Жизнь в Британии достаточно дорогая, поэтому при переезде стоит оценивать, какой уровень можно будет получить с предлагаемой зарплатой», — предупреждает Николай Крапивный.

Лондонский офис Google

Лондонский офис Google

Всего Британия среди стран ОЭСР занимает третье место (после США и Германии) по числу мигрантов. При этом высококвалифицированных специалистов — меньшинство. По данным национальной статистики, с января по март 2017 года в Британии среди всех 32 млн занятых выходцы из неевропейских стран составляли 3,9%. Однако визы Tier 2 General (по которым, в основном, приезжают квалифицированные специалисты, в том числе программисты) получили всего 56 тыс. работников — меньше 0,2% от общего числа британских занятых. Чуть меньше половины (или 23,3 тыс. человек) работают в сфере информации и телекоммуникации, посчитали в Home Office (более подробных данных об IT-специалистах у них нет, ответили они ZIMA).

Лондон чаще всего интересен двум типам IT-специалистов, рассказывает руководитель IT&Digital практики Antal в СНГ Надежда Стяжкина. По ее наблюдениям, это высококвалифицированные разработчики (у которых есть несколько лет опыта и востребованные языки программирования в активе) и опытные управленцы (менеджеры проектов, руководители разработки). Первых привлекает возможность работать в самых высокотехнологичных проектах мира, возможность изучить «правильный» английский язык и получить более высокий доход по сравнению со странами СНГ (рост зарплаты ведущего разработчика JAVA может составить от 30 до 70%, говорит она). IT-менеджерам, в свою очередь, интересен спрос со стороны работодателей и возможность закрепиться за рубежом.

На хороших программистов всегда есть спрос, говорит директор лондонского офиса компании DataArt Дмитрий Багров. «Сейчас очевиден фокус на мобильные направления, анализ данных, машинное обучение. Специалисты по этим направлениям особенно востребованы», — отмечает Николай Крапивный из Badoo.

Что хотят от программистов на интервью

Сценариев переезда, как правило, два: человек сам направляет резюме на интересующие вакансии либо откликается на приглашения зарубежных рекрутеров пройти собеседование. «Много и тех, и других», — говорит Артем Колесников.

Обычно собеседования проходят в несколько этапов: телефонное или skype-интервью, затем поездка на очную встречу, после которой успешный кандидат получает job offer (предложение о работе, детали которого можно обсудить по электронной почте).

«У нас принято считать, что все мечтают уехать из России, но, по нашему опыту, это совсем не так», — говорит Надежда Стяжкина из Antal.  По ее наблюдениям, в середине процесса собеседования отсеиваются больше половины кандидатов. “На самом деле они не готовы к релокации, – объясняет она, — люди не продумали логистику, не посоветовались с семьей, не готовы интенсивно изучать иностранный язык, помимо английского, не обратили внимание на специфику страны, в которую им предлагают переехать”. 

Если кандидат все же намерен переехать, ему часто не хватает умения презентовать себя. «Многие в России не привыкли кому-то что-то доказывать и бить себя в грудь перед работодателем – как ни банально, это основное, что мешает», — рассказывает Надежда Стяжкина. Первые звонки бывают от HR-ов, напоминает она, — а те оценивают мотивацию, готовность ответить на банальные вопросы из серии «почему вы должны нам подойти?», способность «похвастаться» достижениями в измеримых показателях. Дмитрий Багров из DataArt отмечает, что английский язык важно знать на уровне, достаточном, чтобы пройти интервью. По его словам, полезно также «заточить» резюме под конкретную компанию, избегать на интервью фраз вроде «посмотрим, что можете мне предложить».

Все это не отменяет ключевого фактора – опыта и образования, говорят представители и кадровиков из Antal, и нанимателей из DataArt. Ценятся технические вузы с еще советскими традициями математического образования: Физтех, Бауманка, Уральский и Казанский университеты, говорят оба этих эксперта.

«Чтобы успешно пройти собеседование, надо прийти в форму — порешать задачки», — добавляет Артем Колесников. Он привел несколько примеров платформ. Например, leetcode предоставляет доступ к обычным задачам – бесплатно, а к продвинутым – по подписке, заодно можно узнать, где какие задачи дают на собеседованиях. Есть interviewbit, сооснователь которой – бывший рекрутер Facebook. «Если ты решил задачу, они пытаются тебя куда-то «продать» — я так съездил на собеседование в Booking», — отмечает Артем. По его опыту, на собеседованиях встречается еще один тип сложного задания — system design, когда просят спроектировать большую систему. «К этому надо целенаправленно готовиться: читать статьи в технических блогах, доклады с конференций, заниматься самостоятельным проектированием», — советует он.

Кто и как организует переезд

Как правило, принимающая компания помогает работнику и его семье получить визы, покупает билеты, арендует жилье на первое время и оплачивает время работы консультанта по недвижимости. Британская компания, чтобы перевезти к себе иностранного работника, должна иметь сертификат спонсорства. «Если у компании он есть, то перевезти специалиста можно примерно за два-три месяца – время уходит на экзамен по английскому и подачу документов для визы», — говорит  HR-директор DataArt UK Татьяна Андрианова.

Компании также помогают с рекомендательными письмами, без которых задачи открыть счет в местном банке и снять квартиру замыкаются друг на друга. Компании готовы конкурировать за ценные кадры, делать переезд проще и комфортнее, говорят директора Badoo и DataArt.

Кадровики учитывают и свои тонкости. Как отмечает Татьяна Андрианова, стоимость переезда ограничивается лимитами HMRC (Her Majesty Revenue & Customs, британской налоговой службы) и составляет £8 тыс., в которые обычно и укладывается покупка билетов и аренда недвижимости. По ее словам, эту сумму можно учесть, предлагая зарплату новому сотруднику. «Допустим, какой-то специалист в Лондоне на рынке стоит £60 тыс. Соответственно, можно предложить человеку £52-55 тыс. на первый год и поднять зарплату до рыночной на следующий, когда человек уже получит опыт работы и станет конкурентоспособным», — рассказывает она.

Самая популярная для переезда виза – Tier 2 – привязана к работодателю, но сменить его вполне возможно. По словам Алексея Ничипорчика из Badoo, перейти в другую компанию тем, кто уже находится в Соединённом королевстве, гораздо легче — на это дается два месяца, но при поддержке нового работодателя у него это заняло две недели.

Лондон — не финальная точка

Впрочем, Лондон постепенно теряет позиции среди работодателей. Надежда Стяжкина из Antal отмечает тенденцию оттока рабочих мест в другие регионы. Это связано с экономией на издержках и налогах, поясняет она. «Многие работодатели, наши клиенты, предпочитают команды держать не в Лондоне, а в Германии, Чехии, Польше, в последнее время центры разработки стали активно развиваться на Кипре», — рассказывает представитель Antal.  

Привлекательным местом остается и Кремниевая долина. Программист Николай Григорьев отмечает: в Калифорнии существенно шире выбор тем для работы, в том числе над «вкусными» направлениями – машинным обучением, искусственным интеллектом, а переезд туда сулит зарплаты раза в полтора выше при более низких налоговых ставках. Попасть туда можно и с помощью внутреннего перевода – в Facebook есть такая практика.

«Проблема в том, что Лондон как город уж очень хорош, и до Москвы лететь четыре часа», — отмечает Николай Григорьев, который пока живет на два дома в обеих столицах.

«Идеально было бы поехать в Штаты, но рабочую визу получить туда гораздо труднее, чем в Европу, поэтому сейчас я в Британии», — рассуждает его коллега Артем Колесников. Программист просит не называть его отъезд эмиграцией: «я просто нашел работу в другой стране — если следующая работа будет в России, я поеду туда, а потом, возможно, еще куда-нибудь».

Фото на заставке: Badoo

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: