В Calvert Gallery открылась выставка Beyond Zero, на которой беспредметное искусство и советские мечты о космосе обрели соседство.
Если не знать, о чем все это, можно и не понять. Светящиеся шары, странные фильмы, цветные квадраты. Кураторы объясняют: под стеклом — знаменитые цветоформы Михаила Матюшина (работавшего еще вместе с Малевичем). Он доказал, что если долго смотреть на один цвет, можно увидеть другой, а также вывел зависимость восприятия форм от цвета. На выставке можно самим поэкспериментировать.
Художник Вадим Фишкин представил A Speedy Clock (2014) — световые часы, на которых сутки проносятся со скоростью одной минуты (а мы так ничего и не успели!)
В углу галереи Елена Елагина и Игорь Макаревич разместили «Вселенную» (The Universe, 2014) — мечту о космосе в типичной советской обстановке.
А если бы мечты о космосе проектировала Икея, то они, наверное, выглядели бы так, как в инсталляции Петра Белого (Hoesehold Metaphisics, 2014).
Но самое интересное, на мой взгляд, это старый советский фильм Павла Клюшанцева «Дорога к звездам» (1957). Если у вас будет лишний час, обязательно посмотрите его. Клюшанцев основал жанр документальной фантастики, и даже Стенли Кубрик, работая над «Космической Одиссей», признавался, что был вдохновлен многими моментами из фильмов нашего режиссера.
А костюмы космонавтов в фильме, кстати, очень похожи на те, что рисовал для героев оперы «Победа над Солнцем» Казимир Малевич. Так что между беспредметной живописью и космосом действительно много общего.
Загляните. Выставка продлится до 30 ноября.