В ноябре лондонских зрителей ждет необычный эксперимент. В галерее Saatchi будет идти шоу Inside Pussy Riot, совместный проект русской акционистки Надежды Толоконниковой и театральной труппы Les Enfants Terribles. В нем зрители столкнутся с художественным воплощением абсурда российской политической действительности и смогут сами в нем поучаствовать.
Удивительный феномен иммерсивных театральных постановок, в которых зрители растворяются в атмосфере шоу и становятся его героями, стал популярен в Британии благодаря театральной группе Punchdrunk. Она одной из первых начала экспериментировать с театром погружения. Настоящую славу ей принесла постановка 2011 года Sleep No More, в которой сюжет шекспировского «Макбета» смешался с атмосферой фильмов нуар. Оливер Лансли и Джеймс Сигер с группой Les Enfants Terribles подхватили эстафету — и добились невероятного успеха у зрителей и, что еще сложнее, у британских критиков. Спектакль «Подземные приключения Алисы» (Alice’s Adventures Underground) в 2016 году получил ряд престижных наград, а также был номинирован на премию Лоуренса Оливье.
Надежда Толоконникова поделилась с ZIMA деталями будущего проекта.
Как вы познакомились с Les Enfants Terribles и почему именно с ними решили делать новое иммерсивное шоу?
Мы сходили на их представление об Алисе — казалось бы, что можно рассказать о ней так, чтобы все еще было интересно? Все мы знаем сюжет, все примерно представляем, чего ожидать. Однако у Les Enfants Terribles получилось. Завораживающая серия мистических, сюрреалистических зарисовок. Благодаря выбранной форме погружения им удалось сделать очень интересную интерпретацию знакомой истории. Понравилась работа над декорациями, костюмами, персонажами. Мы познакомились с Оливером и Джеймсом через нашу подругу и коллегу Сашу Маркво. Так и решили работать вместе. А Саша и ее компания Bird&Carrot стали продюсерами проекта.
Это будет сюрреалистическое представление? Как «Алиса»?
Современная российская политическая действительность очень сюрреалистична, однако вполне реальна. Это совсем не взаимоисключающие вещи. Когда художнику Павленскому говорят, что дверь ФСБ, которую он опалил, является особо ценным культурным объектом потому, что в советские времена там, на Лубянке, пытали выдающихся художников и писателей, — это реальность или сюрреализм? И то и другое вместе. Вот мы и планируем воссоздать такой же странный, абсурдный, кафкианский мир в нашем театре погружения.
Вы рассказывали в интервью Billboard o сценарии шоу. Зрителям предложат стать участниками легендарного панк-молебна в храме Христа Спасителя, потом пройти через судебный процесс и наконец оказаться в русской тюрьме. Вы сами создавали сценарий?
То, о чем я рассказывала, — общая сюжетная канва, которую Pussy Riot придумали еще в 2014-м. Ее еще предстоит наполнить мясом, деталями. Этим мы сейчас и занимаемся вместе с LET.
Какие роли будут у зрителей (и одновременно участников) шоу? Им придется примерить на себя роль заключенных? Или тюремщиков?
В тюремщики допускать — пока, по крайней мере — мы не планируем. На мой взгляд, это одна из самых грустных работ в мире — стеречь людей с разбитыми судьбами. Некоторые из заключенных, в общем, ничего чудовищного не совершили: это могла быть судебная ошибка или ненасильственное преступление. Хранение марихуаны, например, или кража батона колбасы. И они сидят все вместе с неясными перспективами, оторванные от друзей, семей и работы. А ты все это знаешь, как надзиратель, и пытаешься оправдать свою роль. Я полагаю, это совсем не простая психологически работа.
На шоу вы собирали деньги через краудфандинговую платформу Kikckstarter. Требуемая сумма — £60 000 — была быстро набрана. Мы обратили внимание, что чаще остальных поддерживали проект жители США. Их больше половины. Почему именно американцы так откликнулись на призыв, как вы думаете?
Тюремный комплекс в Америке выглядит в целом достаточно печально. Ситуация усугубляется тем, что там разрешены частные тюрьмы, в которых, конечно, мало кто заботится об исправлении заключенных, основной вопрос — извлечение прибыли. В России частных тюрем нет, но по сути это то же самое средство заработка для начальников колоний, которые не скрывают, что они кормятся с тюремных производств. Иначе говоря, тюремная система в этих странах — продолжение традиции рабства.
Я встречала достаточно много активистов в США, которые выступают за реформу тюремной системы. У меня есть подозрение, что многие из бэкеров (люди, которые перевели в поддержку проекта деньги. — Прим. ZIMA)— именно они. Постановка, которую мы собираемся создать, — не только о России. Это история противостояния человека и бюрократической системы. История, к сожалению, вечная.
Другое объяснение — острая политизация сознания жителей Америки в связи с чудовищным президентством Трампа. Они готовы участвовать в активистских инициативах, горят политикой и потому поддерживают Pussy Riot.
Вы будете показывать шоу в Америке? Это будет та же постановка, что с Les Enfants Terribles, или вы привлечете Punchdrunk, очень успешно отыгравших постановку Sleep No More в Штатах, которая, как я знаю, вам понравилась?
В наших планах показать шоу и в Америке, и в других странах мира. Но сейчас надо сконцентрироваться на том, чтобы сделать задуманное в Лондоне, а дальше жизнь покажет. Продюсеры Sleep No More в Нью-Йорке — наши замечательные друзья, задел есть.
Среди лотов для бэкеров, поддержавших проект, был тур по Москве с Надей Толоконниковой. Как будет выглядеть эта экскурсия? Что вы будете показывать и рассказывать?
Мы собираемся записать документальный фильм с бэкером, который пожертвовал на наш проект £10 000, чтобы у всех была возможность увидеть альтернативную экскурсию. Мы пройдемся вокруг нескольких московских тюрем и поговорим об их истории. Зайдем в подпольные анархистские штабы.
Вам не кажется, что иммерсивное шоу про русскую тюрьму может стать слишком пугающим для британских зрителей? На иммерсивные шоу люди часто подсаживаются — ходят не один раз, становятся фанатами. Как вы думаете, произойдет это в случае с такой жесткой темой?
Русская тюрьма — это действительно не самое приятное место в мире, но чтобы что-то в тюремной системе сдвинулось с мертвой точки, надо об этой системе рассказывать, показывать ее, вовлекать людей в эту тему. Если в итоге найдутся фанаты этого шоу — отлично, мы их привлечем к нашей работе над тюремной реформой.
Inside Pussy Riot
15 ноября — 24 декабря, Saatchi Gallery
Оливер Лансли, руководитель труппы Les Infantes Terribles, о проекте Inside Pussy Riot:
Мы впервые создаем иммерсивное шоу, основанное на реальных событиях. В наших постановках мы всегда стремимся погрузить зрителя в мир, который станет для него живым и настоящим. То, что проект Inside Pussy Riot основан на таких важных и сильных событиях, как мне кажется, будет способствовать стиранию грани между реальностью и выдумкой.
История Pussy Riot стала глобальной, группа превратились в символ борьбы последних двадцати лет, когда свобода слова, феминизм, индивидуализм восстают против государственной машины. Но мы не будем делать слишком мрачную и тяжелую историю. Думаю, у нас обязательно будут элементы юмора, правда, черного. Pussy Riot провокационны и анархичны. К насилию и угнетению они относятся с насмешкой и вызовом — вспомните эти высунутые языки и поднятые средние пальцы. Мне кажется, проект Inside Pussy Riot станет очень мощным и вдохновляющим опытом для зрителя.
Другие иммерсивные шоу осеннего Лондона
The Terrible Infants
Впервые в Уилтонском мюзик-холле Les Enfants Terribles сыграют с вами в шоу «Ужасные дети» — фантастическую историю, в которой миры Тима Бёртона встречаются с фантазиями Роальда Даля. Здесь вы сможете познакомиться с мальчиком по имени Тумб, который ест собственную маму; и загадочным Нечто, лицо которого забывают даже родители. Другие герои постановки — тряпичная девочка Тилли и ее страшный хвост. В представлении сочетаются кукольный театр, живая музыка и голос Джуди Денч в роли рассказчика.
Wilton’s Music Hall, до 28 октября
Hair
Hope Mill Theatre воссоздает атмосферу легендарного рок-мюзикла «Волосы». Зрители могут стать частью сюжета, который разворачивается на фоне войны во Вьетнаме, сексуальной революции и восстания молодых пацифистов против консервативного общества. Создатели предупреждают, что в шоу «встречается нагота», но настоящих театралов остановить это не должно.
The Vaults, до 3 декабря
How To Solve a Problem Like Murder
Спектакль предлагает оказаться внутри классического детектива и почувствовать себя Шерлоком Холмсом, который приглашает разгадать загадку страшного преступления в кабаре. Танцоры, владелец кабаре или ваш сосед в такой же, как у всех зрителей, маске — любой может оказаться убийцей. Ответы на вопросы ждут в соседней комнате, но кто успеет решить головоломку первым?
Paradise by Way of Kensal Green, до 27 ноября
Читайте также:
Театр Вахтангова возвращается в Лондон с постановкой “Улыбнись нам, Господи”
Девять спектаклей, которые стоит посмотреть в Лондоне этой осенью (и немного зимой)