Карьера

Как на самом деле работается в Большой Четверке. И почему люди оттуда уходят

12.09.2018Наталья Ортынская

Недавно Zima писала о том, как попасть в Большую Четверку (Big 4). А сегодня, дети, я расскажу вам о том, почему я решила из этой Большой Четверки уйти.

Все банально и просто. Одним милым лондонским утром — первым из по-настоящему теплых в этом году — я проснулась и расстроилась. Впервые в жизни я расстроилась от того, что просто проснулась. Мне не хотелось вставать и куда-то идти, есть, дышать. Знаете, как иногда шутят: воскресенье только началось, а я уже грущу, что завтра на работу. Это было не так, это было как «мне всего 30, а я уже не хочу жить». Дело в том, что третьи выходные подряд мне приходилось отменять все свои планы из-за работы. Предстоящий отпуск тоже выглядел не очень радужно.

На этом можно было остановиться, сказав, что Четверка — зло; но проблема в том, что вообще-то я до сих пор неустанно повторяю, что консалтинг – это отличная работа для выпускника, просто мечта. Поэтому обо всем по порядку.

О престиже работать в Большой Четверке

Четверка – это круто. На последних курсах университета я очень хотела в Четверку, говорила об этом везде и всем, даже на собеседовании заявила: «Я попаду сюда рано или поздно, так что лучше сэкономить время на повторных интервью и сразу меня взять». Ну они и взяли.

За исключением некоторых отделов, начинающие сотрудники в Четверке не бегают за кофе, не носят шлейфы за партнерами, а моментально попадают на большие проекты и имеют возможность увидеть, как работают огромные международные бизнесы. Я, например, трудилась на одном из этапов M&A («mergers and acquisitions» – сделки слияний и поглощений – прим. ZIMA), и с первого дня работала на крупном инфраструктурном российском проекте, где общалась с большими начальниками как у себя в компании, так и на стороне клиента, критически анализировала финансовые планы и готовила предложения по их оптимизации. На первых порах такое вовлечение и ответственность мотивируют невероятно! Я получала настоящий кайф от того, что была частью большой силы, помогала клиентам и получала положительные отзывы от них, участвовала в конференциях, была на передовой финансового мира. Бодрости придавало и то, что работала я в окружении прекрасных и умных людей в дорогих костюмах.

В офисах Четверки царит жесткая экономия: невкусный кофе, дефицит вешалок для одежды, непропорционально маленькие личные шкафчики, большая концентрация людей на квадратный метр

Однако, к сожалению, внешний престиж не то чтобы сопровождается внутренним комфортом. В офисах Четверки царит все более жесткая экономия: невкусный кофе, дефицит вешалок для одежды, непропорционально маленькие личные шкафчики, все бОльшая концентрация людей на квадратный метр, в сочетании с отсутствием каких-либо дополнительных благ вроде спортивного зала и парковки. Четверке важно показать, что она крутая и может позволить себе офис в центре. Поэтому она не может переехать в офис подальше и побольше, где сотрудникам дышалось бы свободнее и были позволены разные там приятности. Кое-кто из старожилов говорит, что раньше у всех в офисе было свое рабочее место, можно было летать в командировки бизнес-классом и каждый год всем отделом выезжать на корпоративы в другие страны. При мне такого уже не было, и с каждым годом компании находят новые способы урезать внутренние расходы. Например, в теории сотрудники имеют возможность возместить расходы на такси и ужин, если работают допоздна. Однако недавно были введены различные ограничения, которые не позволяют делать этого до 9-10 вечера и пользоваться такси в одиночку. То есть если ты знаешь, что будешь работать до 11, изволь не ужинать до 10 вечера, что, конечно, не очень приятно для организма.

Стоит упомянуть, что в связи со спецификой работы и необходимостью быть мобильными, консультанты в Четверке снабжены ноутбуками, а не стационарными компьютерами. Я знаю людей, которые при этом совсем не имеют персонального компьютера и обходятся только рабочим для всех своих нужд (кроме особых сайтов, конечно же). Помимо этого, сотрудникам выдают телефоны известной дорогой марки и полностью оплачивают связь, в том числе и за рубежом. Будьте уверены: в отпуске и рабочий телефон, и ноутбук вам, к сожалению, понадобятся. На заре моей карьеры появилась опция получить телефон (или установить рабочие приложения на свой собственный), и люди оттягивали этот момент до последнего. К сожалению, развитие современных технологий означает, что, будучи специалистом сферы финансовых услуг, вы должны быть готовы к работе и оставаться на связи 24/7. Буквально. Добавьте в этому тот факт, что вы вынуждены всегда носить с собой ноутбук и бумаги общим весом 5-10 кг, которые в теории можно хранить на работе, но на практике так получается не всегда. Например, если встает выбор: сидеть в офисе допоздна или вернуться домой, поужинать и доработать из дома – большинство людей выбирают второй вариант.

Что касается рабочих мест, то они «мобильные» – каждый день сотрудники должны регистрироваться на свободные места, которые распределены по отделам, предполагая, что только 50-70% людей находятся в офисе. Пожалуй, не буду вдаваться в детали, но эта система порождает нездоровую конкуренцию просто по сути за возможность комфортно поработать в офисе. И иногда заканчивается битвой должностей. Как вы думаете, насколько часто справедливо разрешаются ситуации, в которых младший сотрудник забронировал место заранее онлайн, но директор пришел раньше и просто занял его?

Зато в Четверке иногда (почти безнаказанно) можно работать из дома!

О системе работы в Big 4

Четверка – это удобно. Независимо от предыдущего опыта (или его полного отсутствия) корпоративная система подхватывает человека и снабжает его необходимыми знаниями, технологиями, набором правил и командой, для того, чтобы человек мог делать сногсшибательную работу. Прежде всего в Четверке существует множество обязательных и дополнительных тренингов, также поддерживается и финансируется получение профессиональных сертификатов (например, ACCA и CFA). Такой подход позволяет значительно расширить диапазон потенциальных сотрудников: чтобы стать финансовым консультантом, не обязательно учиться 6 лет на финансовом факультете МГУ, вполне можно быть нейробиологом или специалистом по испанской литературе. Такие случаи не то чтобы иногда встречаются – они повсеместны! Кроме того, система выстроена так, что при соблюдении правил контроля несложно отследить ошибки и скорректировать направление анализа, так что боссы не боятся допускать «малышей» до серьезной работы.

Стоит отметить замечательную систему коучинга в Четверке. С первого дня к каждому сотруднику прикрепляется коуч (или менеджер по развитию), который помогает формулировать личные цели, средства их достижения, отслеживает прогресс в течение года, а также общается с коллегами, чтобы получить полную картину о человеке. Каждый год совет старейшин оценивает сотрудников по специальной шкале, сравнивает их друг с другом и выносит решения о годовых бонусах и повышениях, в том числе учитывая личные цели и план развития каждого отдельного человека, разработанные совместно с коучем. Частенько простой человеческий фактор мешает работе этой системы, но ее наличие – это несомненный плюс! Ведь согласитесь, удобно работать в компании, в которой более или менее понятно, что от тебя требуется и когда тебя повысят.

Еще одним жирным плюсом системы является возможность ротации (как постоянной, так и временной) между отделами, городами и странами, поскольку Четверка занимается огроооооомным спектром услуг по всем миру. Серьезно, даже я не смогу перечислить все существующие отделы. Такие телодвижения помогают быстрее распространять знания и новые услуги, а сотрудники имеют возможность продвигаться по карьерной лестнице, когда, например, получают новые знания за рубежом и привозят их на родину.

Обратной стороной медали устоявшейся системы, конечно же, является отсутствие гибкости. Четверка старается пропагандировать адаптивность к конкретной ситуации, холистический подход к проблемам клиентов, но это всегда упирается в какие-то рамки. Ярче всего проблема системности наблюдается в попытках борьбы за свободное время сотрудников и введении программ по flexible working, а также в программе по сокращению gender pay gap, которая достаточно остро стоит в отрасли

Формально дресс-код отсутствует, но вас попросту не возьмут на встречу с клиентом, если вы не одеваетесь «соответствующе». 

К сожалению, как и принципы свободной экономики в России, такие нововведения пока не принимаются широкой массой боссов старшего поколения. В каких-то случаях это объясняется естественным консерватизмом и инертностью людей, а в каких-то – неготовностью системы в целом к большим структурным сдвигам. Но вода медленно точит камень, отдельные люди берут на себя бремя прогресса и, как говорится, будем надеяться, что наши внуки будут жить в лучшем мире.

Другой простой пример системности – дресс-код. Формально он отсутствует, но вас попросту не возьмут на встречу с клиентом, если вы не одеваетесь «соответствующе». Еще пять лет назад я бы сказала, что это естественно. Но после нескольких лет жизни в Лондоне для меня странно, что внешний вид человека все еще имеет хоть какое-то значение. Конечно же стоит понимать, что бизнес-сфере Лондона, не говоря уже о других городах и странах, еще очень далеко до свободомыслящего Шордича, пусть даже на карте они друг от друга в двух шагах.

Стоит упомянуть об еще одном одновременно и плюсе, и минусе большой корпорации. На более поздних этапах карьеры у каждого сотрудника есть возможность развивать новые услуги, самостоятельно строить и поддерживать отношения с отдельными клиентами, заниматься как важной клиентской работой, так и иметь интересные социальные нагрузки. В теории, можно выбрать себе занятие на любой вкус и амбиции и быть, например, лидером по diversity and inclusiveness в странах Центральной и Восточной Европы, руководить волонтерами в огромном количестве фондов Четверки, заниматься лекциями для школьников, помогать трудоустройству безработных. К сожалению, не все активности оцениваются руководством одинаково высоко и, бывает, даже препятствуют продвижению карьеры, если не относятся напрямую к генерации выручки. В данном случае, это скорее возможность самореализации для сотрудников, готовых сбавить несколько оборотов во всеобщей гонке амбиций.

О Первом Правиле Бойцовского Клуба: Fake it until you make it

Если вы собираетесь в консалтинг, но никогда не слышали о таком правиле (или надеетесь, что на самом деле все, конечно же, не так), у меня для вас плохие новости. Независимо от страны, чтобы преуспеть в консалтинге, супер важно выглядеть солидно, успешно и уверенно. С одной стороны, очень здорово носить запонки, красивые строгие платья, работать в обществе мужчин в дорогих, сшитых на заказ костюмах и ходить на встречи с «большими» людьми. Но, пресвятой Гордон Гекко, как же часто я видела, как коллеги теряют голову (и прежде всего лицо), пытаясь показать, что они больше, чем есть на самом деле. Это касается не только внешнего вида как такового, но и необходимости внешне демонстрировать свои достижения, успешные проекты, полезные для бизнеса контакты. Если вы думаете об этой карьере, вам стоит очень серьезно разобраться в своих мотивациях, понять, что движет вашими амбициями и подумать, подходит ли вам такой стиль работы. Иначе возможно придется притворяться и переживать из-за этого, а стресса в консультантской жизни и без этого хватает.

О стрессе в Большой Четверке

Помните, как во время выпускных экзаменов в школе кто-то обязательно говорил, что это самое страшное время, скорее бы мы все выпустились и начали взрослую свободную жизнь? Позднее примерно те же чувства одолевали нас на пятом / шестом году учебы в вузе. К сожалению, для тех кто приходит работать в Четверку, эта гонка не заканчивается никогда. Стресс и дедлайны становятся частью ежедневной работы.

Динамика проектов такова, что нужно соображать очень быстро, впитывать огромные массивы данных ежедневно, работать много и спать мало.

В моем потоке свои резюме на работу направили около 450 человек, а в итоге в наш отдел взяли только четверых. Такой жесткий отбор накладывает свой отпечаток и создает фундамент для ощущения того, что тебя могут в любой момент заменить. Я вообще-то была большая молодец и в школе, и в университете, и не испытывала никаких проблем со стрессом и дэдлайнами. Но на протяжение первых двух лет в Четверке, несмотря на крутость и интересность работы, меня не покидало ощущение того, что мир может разрушиться в любую секунду, а меня вот-вот уволят. На самом деле, это конечно же не так, но динамика проектов такова, что нужно соображать очень быстро, впитывать огромные массивы данных ежедневно, работать много и спать мало. Иногда, конечно же, случаются ошибки и конфликты.

Как говорила одна моя коллега, важно научиться принять тот факт, что и сегодня, и завтра на моем пути будут ленивые сотрудники, грубые клиенты и их нерешаемые проблемы, за которые они не готовы платить. Самый важный навык, приобретаемый в Четверке, – это иммунитет к потоку проблем, которые выливаются на человека со всех сторон. Они могут или медленно убивать, как бессмертная Лернейская Гидра, или делать нас сильнее. Нужно только представить, что ежедневное отрезание голов Гидры – это всего лишь часть рутинной работы. Ничего страшного, если вам не удастся убить ее насовсем.

Стресс ежедневной работы иногда усугубляется искусственной внутренней конкуренцией, а частенько и ситуациями, когда старшие коллеги не справляются со своим стрессом и «спускают» его на команду. В связи со спецификой работы, в Четверке принято создавать атмосферу круговой поруки и всеобщей ответственности за результат, поэтому иногда рамки ответственности размываются, и младший сотрудник может оказаться крайним, например, за превышение бюджета. 

…Я сдалась и начала регулярно пить кофе где-то через полгода работы, хотя до этого никогда его не пила, даже во время экзаменов в университете. На третьем году я стала регулярно пить легкие успокоительные, а на пятом году в случайной беседе с коллегами выяснилось, что почти все регулярно употребляют более сильные рецептурные средства. Мне всегда казалось, что мой стресс – это проявление слабости. Сегодня я уверена, что к сожалению, у любого организма есть предел возможностей, и мне стоило бы прислушаться к моему немного раньше.

Ну и о самом главном: сколько платят в Большой Четверке

«Ооооо, да ты из этих, толстеньких котов!» (Это такой намек на банкиров, которые сотворили финансовый кризис в 2008), – сказал мне фотограф Стьюарт Франклин при знакомстве. «Даааа, много ты работаешь… зато хотя бы зарабатываешь…», – с нескрываемой завистью жалуется на свою жизнь мой знакомый гитарист. Если бы я получала £1000 каждый раз, когда мне это говорят, может быть, накопила бы депозит на ипотеку, а то что-то все никак не получается. Обидно, товарищи! Если уж я решила посвятить свою жизнь карьере вселенского зла, то хорошо бы было зарабатывать так, чтобы ездить на ягуаре, в мехах и с золотой цепью, а слезы от несправедливости капитализма утирать стодолларовыми купюрами. Увы, на самом деле первые 3-5 лет в консалтинге зарплата в час не намного больше прожиточного минимума, и только после 5-7 лет работы достигает субъективно комфортного уровня.

В Великобритании переработки не оплачиваются и считаются нормой, поэтому в пересчете на час работы зарплата выходит небольшой.

Нужно понимать, что, например, в Великобритании переработки не оплачиваются и считаются нормой, поэтому в пересчете на час работы зарплата выходит небольшой. Пример для визуализации: если бы бариста в известных кофейнях работали в среднем столько же, то получали бы всего на 30% меньше консультанта Четверки второго/третьего года. Можно поспорить о том, что карьерные перспективы у консультанта получше, но это субъективно и зависит от амбиций каждого. Важно понимать, что хоть лестница в Четверке и условно-прозрачная и структурированная, существует огромное количество факторов (человеческих и не очень), которые могут сделать рост отдельного человека как феноменальным, так и болезненно медленным.

Немного статистики о зарплате: в 2017 году Четверка в сумме заработала $134 млрд. Учитывая, что ради этого по всему миру радостно трудятся 945 тыс. человек, выходит $142 тыс. в год на человека (или около $12 тыс. в месяц). Судя по разным годовым отчетам, зарплата и бонусы составляют около 30-40% от выручки, а значит среднестатистический четверышник в вакууме получает около $3,6-4.5 тыс в месяц. До вычета налогов. Конечно, это средний показатель по миру, и что самое главное, средний между партнерами и простыми смертными всех категорий, включая сопровождающий персонал. Думаю не стоит упоминать, что разница между «небом» и «землей» в Четверке очень большая. Если глубже порыться в годовых отчетах компаний и на glassdoor, можно получить более ясное представление о зарплатах разных уровней в конкретной компании и стране.

Почему я ушла из Большой Четверки

Если коротко, то ушла я из Четверки потому же, почему уходят с любой другой работы или от нелюбимого больше человека. Когда-то все было очень хорошо, но мы устали друг от друга и устали пытаться это исправить. Работа в Четверке – это правда круто и интересно. Стоит только помнить, что здоровье, друзей и семью очень сложно купить в принципе, а тем более на консультантскую зарплату. Однако, глядя на большое количество довольных боссов, проводящих десятилетия в Четверке, я понимаю, что ко всем минусам консультантской жизни можно адаптироваться, а плюсы иногда очень даже жирные и приятные. Я совсем не хочу сказать: «Посмотрите на меня! Не ходите в Большую Четверку!». Совсем наоборот. Советую просто очень хорошо понимать, зачем вы это делаете, и чем готовы за это заплатить.

Фото автора

Еще больше полезных текстов о работе и карьере в телеграм-канале Smart&Abroad. А также в канале нашего проекта ZIMA Magazine

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: